Norma.uz
Газета Норма / 2017 год / № 44 / Дом, в котором мы живем

Вот – новый поворот. Что он нам несет?..

 

Жилищная сфера, долгое время пребывающая в ожидании кардинальных перемен, наконец, обрела эти перемены. Отправной точкой начала нового этапа реформирования ЖКХ и ключевых изменений в отрасли стали Указ Президента №УП-5016 от 18.04.2017 г. и постановление Президента №ПП-2922 от 24.04.2017 г., направленные на совершенствование управления системой жилищно-коммунального обслуживания.

В последние годы жилищная сфера напоминала нелюбимое дитя, не обласканное вниманием и заботой родителей. Результаты не самым лучшим образом сказались на техническом состоянии многоквартирных домов (далее – МКД). С одной стороны, этому способствовали отстраненность многих жителей от вопросов, связанных с содержанием общего имущества, отсутствие ответственности, правовой грамотности. Ставка на вовлечение их в самоуправление домовым хозяйством и предоставление широких прав не оправдала себя в полной мере. Многие так и не сумели воспользоваться этими инструментами и взять бразды правления общим имуществом в свои руки. Но природа не терпит пустоты. Туда, где работа была пущена на самотек, не было контроля жителей за расходованием своих средств и выполнением ремонтных работ, пришли случайные люди, которые меньше всего заботились об интересах квартировладельцев.

Другая сторона медали – отсутствие комплексного подхода хокимиятов к вопросам содержания жилых домов, контроля за нарушением установленных норм и требований технического содержания МКД. Многие структуры были задействованы в помощь товариществам, а вот ожидаемого результата это не приносило. Жители жаловались на недобросовестных руководителей ТЧСЖ, незаконное вмешательство в работу товариществ сторонних лиц. Для улучшения состояния многоквартирных домов товариществам был обеспечен доступ к льготным кредитам (под 6–9%), за счет которых приведена в порядок часть многоэтажек, придомовых территорий.

Чтобы сохранить многоквартирный жилищный фонд, был принят комплекс мер по созданию вертикальной системы управления. Многие жилищники восприняли это настороженно: «государство закручивает гайки», «шоковая терапия», «вмешательство в дела ТЧСЖ». Но было и обратное: «государство бросило нас», «нет должного контроля», «куда смотрит власть?» и т.п.

Что нового несет нам реформа жилищной сферы? Каковы ее приоритеты? Хорошо это или плохо, когда государство усиливает свою роль в управлении многоквартирным жилищным фондом? На эти вопросы отвечает начальник отдела по координации деятельности ТЧСЖ Министерства жилищно-коммунального обслуживания (далее – МинЖКО, Министерство) Рахима Ортикова.

 

Рахима Рахимовна, какие ключевые новации несет реформа?

– Старт реформе ЖКХ обеспечил ряд нормативно-правовых актов, создающих правовую основу для совершенствования процесса управления этой сферой. Для решения накопившихся проблем возникла необходимость в создании структуры, обеспечивающей проведение единой государственной политики. Центровым событием стало создание Министерства жилищно-коммунального обслуживания с его территориальными подразделениями. Оно объединило в одних руках разрозненные ранее системы водоснабжения, теплоснабжения, жилищную сферу. Среди задач в жилищном секторе стали координация деятельности и укрепление финансово-хозяйственной деятельности ТЧСЖ, контроль за соблюдением требований содержания МКД, мониторинг технического состояния домов, разработка и организация выполнения программ по улучшению условий эксплуатации жилищного фонда и т.д.

Ключевые новации, реализуемые Министерством в рамках реформы, – это Программа по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017–2021 годы (далее – Программа); создание ГУП «Ремонтно-восстановительная служба» (далее – РВС); ГУП «Единый расчетный центр» (далее – ЕРЦ); утверждение минимальных размеров обязательных взносов собственников жилых и нежилых помещений на содержание общего имущества и прилегающих территорий; избрание председателей ТЧСЖ при наличии сертификата после их обучения в Учебно-методическом цент­ре «Коммуналукув»; создание Инспекции по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда, Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства.

 

Выше – можно, ниже – нельзя

Начнем с того, что постановление №ПП-2922 обязало МинЖКО ежегодно утверждать минимальные размеры обязательных взносов. Чем была вызвана необходимость введения этой нормы? С правовой точки зрения – это нарушение действующего законодательства. Ведь собственники жилых помещений должны сами устанавливать размер обязательного взноса исходя из технического состоя­ния дома, плана работ, необходимости выполнения тех или иных ремонтов.

Это вынужденная мера в сложившейся ситуации. Мониторинг состояния многоквартирного жилищного фонда демонстрирует, что размер обязательных взносов в подавляющем большинстве случаев не учитывает технического состояния МКД. Жители устанавливают мизерные тарифы, в то время как дома нуждаются в гораздо больших вложениях. Например, в Ташкенте в некоторых 9-этажках размер взноса составляет 180–200 сум. за 1 м2. А ведь дома с лифтами – это более затратный вариант. Как можно содержать их на эти деньги? Даже в аналогичных домах в областях размер взноса выше – 400–500 сум. за 1 м2.

Сегодня товарищества приводят в порядок дома в основном за счет кредитов. На большие, затратные работы они выделяются сроком до 10 лет. Эти деньги необходимо собрать и вернуть за счет обязательных взносов. Как бы этого не хотелось, но собственники должны быть готовы к тому, что при погашении заемных средств нагрузка на них возрастает, и это должно отразиться на размере взноса. Все это надо разъяснять жителям. Реально же они требуют проведения ремонтных работ, но повышать размер взноса не хотят. Ну а как иначе?

 Если взнос не покрывает потребности в выполнении необходимых работ – это непрофессионализм руководителей ТЧСЖ. Значит, они не могут донести до жителей приоритеты: для чего собираются взносы, сколько надо вкладывать в дом, чтобы привести его в порядок. Если председатель товарищества не видит и не понимает этого, то, чтобы сохранить дом, это должны делать специалисты. Поэтому было установлено требование утвердить минимальные размеры обязательных взносов с учетом установленных норм и правил содержания многоквартирных домов. Ведь государство отвечает за сохранность жилого фонда. Один из приоритетов социальной политики страны – создание населению комфортных условий для проживания.

Из чего будут исходить при разработке минимального взноса? Ведь техническое состояние многоквартирных домов разное.

Это не будет единый тариф для всех многоквартирных домов республики или города. Мы стараемся сохранить дифференцированный подход. Минимальные взносы рассчитываются в зависимости от регионов, этажности домов, площади, конструкции, технического состояния, других параметров. Это будет минимальная планка, ниже которой нельзя, а выше – можно и, по сути, нужно. Минимальный взнос будет ежегодно корректироваться: снижаться или повышаться исходя из указанных выше показателей.

В данный момент работники городских и районных подразделений МинЖКО проводят мониторинги МКД по всей республики. Составляют паспорта домов. Мы подготовили калькуляцию на ремонт и содержание общего имущества. По установленным требованиям изучается состояние схожих по конструкции домов: двух-, трех-, четырех-, пяти-, семи-, девятиэтажных.

В стране действуют более 4 000 ТЧСЖ, обслуживающих более 33 000 многоквартирных домов. 60% из них сконцентрированы в Ташкенте. Большая часть их построена с 1960-го по 1991 год и требует вложений средств, адекватных своему техническому состоянию.

Конечно, это огромная и новая для нас работа. Просчитать метраж труб в подвалах, текущие и капитальные ремонты, изучить состояние лифтов, инженерных коммуникаций, подъездов, фасадов. Учесть требования к строительным материалам и конструкциям, сроки их эксплуатации – все это в помощь товариществам, чтобы выявить проблемы и приоритеты домов, профессионально вывести размер взноса, необходимого для поддержания их в надлежащем техническом состоянии. В центре внимания многоэтажки, которые приводятся в порядок за счет кредитных средств. Изучаются кредитные истории товариществ: на какие работы были получены кредиты, на сколько лет, какую сумму погасили, сколько осталось вернуть и т.д.

Жители обсуждают: не будет ли размер минимального взноса слишком обременительным для них?

– Он должен отвечать реальным потребностям содержания дома и варьироваться в зависимости от технических параметров и состояния многоэтажки.

 

Как попасть в Программу ремонта?

Постановлением №ПП-2922 утверждена Программа по ремонту, благоустройству и улучшению условий эксплуатации многоквартирного жилищного фонда на 2017–2021 годы. Это уже третья государственная Программа. Что необходимо предусмотреть, чтобы от нее была максимальная отдача? Кто должен контролировать проведение ремонтных работ в рамках Программы?

 – В нынешней ситуации усилен государственный контроль за реализаций Программы в лице Минис­терства ЖКО, точнее, его структурных подразделений: управлений и отделов ЖКО, Инспекции по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда. Но, конечно, прежде всего должен быть конт­роль со стороны ТЧСЖ: председателя, членов правления, ревизионной комиссии. Жители не должны занимать отстраненную позицию, когда расходуются их деньги на улучшение дома. Подход должен быть такой же, как к ремонту своей квартиры. Вот тогда Программа сработает на все 100 процентов. Чтобы средства собственников были эффективно потрачены, товарищество должно быть очень внимательно при выборе подрядчика, заключении договоров, закупке материалов.

Программа состоит из 3 частей. Это капитальный и текущий ремонт МКД за счет кредитов коммерческих банков и средств ТЧСЖ; благоустройство прилегающих территорий, на которое будут направлены бюджетные средства и средства Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства МинЖКО. К ремонту и замене лифтового оборудования многоэтажек будут привлечены бюджетные средства, средства товариществ, кредиты международных финансовых организаций, лизинг.

Согласно Программе капитальный и текущий ремонт общего имущества будет проводиться исключительно за счет средств собственников жилых помещений и кредитов, которые им придется гасить за свой счет. Помощь государства здесь не предусмотрена? Предыдущие госпрограммы включали 30% вложений ТЧСЖ, 70% составляла помощь государства.

Господдержка идет и в этой части Программы. Это возможность получения кредитов. Причем механизм их получения для товариществ предельно отработан и доступен.

 Товариществам выгодно, что предоставляемые на ремонт кредиты – это «длинные» деньги. В рамках Программы они будут выдаваться на срок от 5 до 10 лет. ТЧСЖ предоставляется льготный период выплаты процентов – до 3 лет, после чего идет погашение самого кредита. Это снижает кредитную нагрузку на членов ТЧСЖ.

Еще один компонент государственной поддержки. При получении кредита необходимо залоговое обес­печение. В ряде стран при кредитовании товариществ или кондоминиумов залогом являются квартиры собственников жилья. У нас более гуманный подход. При получении кредитов товариществами квартиры собственников не могут быть предметом залога. На первых порах кредитование ТЧСЖ шло под гарантию хокимиятов. Сейчас оформляется страховой полис, кто-то практикует поручительство.

– Но в данный момент товарищества получают кредиты под 14%. Если оно берет 70 млн сум. на 10 лет, то 59 млн сум. (!!!) составляет только выплата процентов. Общая сумма выплат – 129 млн сум. Это очень высокая нагрузка для членов ТЧСЖ. Многие товарищества уже благоустроили за счет кредитов территорию, отремонтировали лифты, но им еще выплачивать и выплачивать заемные средства. Получается, что они будут в неравном положении с теми, кто войдет в новую Программу. Для ее участников в части ремонта лифтов и благоустройства территории предусмотрено привлечение средств из бюджета, Фонда развития ЖКО. Многие жилищники считают, что было бы справедливо предоставить какое-то послабление в погашении кредита тем, кто сделал это исключительно за свой счет. Как товариществу попасть в Программу?

В данный момент проводится мониторинг технического состояния МКД. Чтобы попасть в Программу, товарищество должно грамотно обосновать необходимость включения в нее домов, предоставить эту информацию в управления или отделы Министерства. Этот механизм будет упрощен с созданием Единой биллинговой системы коммунальных услуг. Для этого совместно с Госкомземгеодезкадастром идет работа над формированием единой электронной базы данных многоквартирных домов, которая будет регулярно обновляться.

Еще одна правовая новация – Положение о порядке аккумулирования и использования средств на капитальный и текущий ремонт многоквартирных домов (прил. №1 к ПКМ №570 от 1.08.2017г.). Оно предусматривает открытие накопительных счетов для ремонта, перечисление на них от 30 до 80% взносов. Практика реализации документа вызывала жалобы руководителей ТЧСЖ, когда некоторые банки вместо товариществ решали, сколько процентов от начислений перечислять им на депозит, блокировали основной счет, если товарищества были с этим не согласны. Ряд банков руководствовался верхней планкой, необоснованно требуя 80% отчислений, в то время как их размер должен утверждаться общим собранием.

Документ был принят для того, чтобы помочь товариществам своевременно погашать кредиты. Мы постарались урегулировать проблемы, возникающие у ТЧСЖ с банками. Размер отчислений должен быть обоснованным. Если председатель товарищества не может правильно рассчитать его, то должен обратиться в райотдел ЖКО, где ему помогут это сделать. Неслучайно документом предусмотрено трехстороннее соглашение: ТЧСЖ – банк – райотдел ЖКО. Представитель Министерства знает, в каком состоянии дома в товариществе, какая у него кредитная нагрузка, собираемость взносов. Они должны быть на связи с районной структурой, консультироваться, советоваться. В данном случае это связующее звено между банком и товариществом.

Процент отчислений утверждается общим собранием. 80% – это верхняя планка. Есть ТЧСЖ, которые получили кредитные средства почти на миллиард сумов. Вот там, скорее всего, получится порядка 80% отчислений. Иначе как их погашать? Там, где собираемость взносов высокая, стараются вернуть заемные средства досрочно, чтобы сэкономить на процентах и взять новый кредит. Там размер отчислений будет ниже.

 

Обеспечить профессиональный подход, оживить конкуренцию

Исходя из документов серьезным игроком на рынке жилищных услуг может стать ГУП «Ремонтно-восстановительная служба». Чем вызвана необходимость в создании этих госструктур?

– Стратегия государства в жилищной сфере направлена на обеспечение профессионального подхода к техническому содержанию многоквартирных домов. Главная цель РВС – оказание профессиональных услуг. Они будут укомплектованы техникой, механизмами, квалифицированными специалистами. Государство создает их в помощь товариществам. Ведь подавляющее большинство руководителей ТЧСЖ не имеют технического образования, не могут грамотно составить план работ, смету доходов и расходов, рассчитать размер взноса, определить приоритеты и очередность работ, не знают, кому заказывать услуги, и т.д. РВС готовы помочь в этом товариществу на договорной основе. Оно может заказать им либо полное обслуживание домового хозяйства, либо выполнение отдельных работ. Эти структуры будут действовать по всей республике. В данный момент идет работа по их созданию.

Это будет аналог жэка?

Нет, жэки тоже были госструктурами. Но тогда многоквартирный жилой фонд принадлежал государству, и оно решало, как и когда ремонтировать дома, проводить текущее обслуживание. Заказчиками РВС будут ТЧСЖ. Члены товарищества должны решать на общем собрании, какие работы необходимо выполнить, кому их заказать: частной структуре или государственной. Создание РВС должно оживить конкурентную среду на рынке жилищных услуг.

Сможет ли частник конкурировать с хорошо оснащенными технически госструктурами, которым предоставлены широкие льготы? Какова дальнейшая судьба управляющих компаний? Не вытеснит ли их с рынка ремонтно-восстановительная служба?

Это будет зависеть от частников. Управляющие компании остаются на рынке. Но рынок – есть рынок, здесь действуют рыночные механизмы. Потребитель должен отдавать предпочтение услуге лучшего качества, по приемлемой цене. Но часто товарищество выбирает случайных подрядчиков. Те выполняют работу некачественно, а найти их, чтобы переделали, бывает сложно. В РВС будет с кого спросить. Это госструктуры, которые будут гарантировать прописанную в договоре ответственность за качество услуги. Они будут работать и как аварийная служба. До 2022 года РВС освобождаются от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды. Стройматериалы для них будут выделяться по регулируемым ценам. На каждую услугу составляется калькуляция. Все это должно удешевить их услуги. Чтобы удержаться на рынке, частным компаниям надо будет высоко держать планку.

 

Расчетные центры на смену бухгалтерам?

При Министерстве ЖКО создается ГУП «Единый расчетный центр». Что входит в сферу его деятельности?

Если РВС будут предоставлять товариществам услуги по техническому содержанию многоквартирных домов, то ЕРЦ – по ведению бухучета, консалтингу, сбору обязательных взносов. Тоже на договорной основе. Государственные центры помогут товариществам подготовить баланс, налоговую и статотчетность. Они будут работать в электронной программе бухучета, передавать информацию в биллинговую систему коммунальных услуг.

Еще одно направление ЕРЦ – работа по взысканию задолженности. Это прерогатива юридической службы, которой отдел бухучета будет предоставлять данные о должниках по обязательным взносам. При задолженности более 3 месяцев собственнику жилого помещения направят предписание о необходимости ее погашения в установленном порядке. Если тот не оплатит ее в указанный срок, юрист подготовит документы в суд и подаст иск от лица товарищества.

ТЧСЖ смогут заказать ЕРЦ услуги и по сбору обязательных взносов. Его работники будут организовывать выездные кассы в микрорайоны по примеру коммунальных служб, разносить квитанции о задолженнос­ти, собирать взносы. Эта работа может проводиться совместно с председателями ТЧСЖ, которые напомнят жителям об обязанности своевременно уплачивать взносы, ответственности за нарушение сроков уплаты, проинформируют, какие работы и ремонт проводятся в доме, и что из-за неплатежей они могут оказаться под угрозой срыва. ТЧСЖ могут заказывать полный пакет услуг либо отдельные из них. Центры создаются в городах и районах республики.

Если в товариществе есть грамотный бухгалтер, может ли он продолжать работу в ТЧСЖ или курс все же на перевод «товарищеской» бухгалтерии в расчетные центры?

Курс – на профессиональный подход к ведению бухгалтерии в ТЧСЖ. Право выбора остается за товариществом. Конечно, грамотный бухгалтер может продолжать работу в товариществе. Но когда будет создан единый биллинговый центр коммунальных услуг, ему придется предоставлять отчеты в ЕРЦ для внесения данных в биллинговую систему.

 

Председатели сядут за парты

Теперь об избрании председателя правления ТЧСЖ по согласованию с райотделом ЖКО после обучения в ГУП «Коммуналукув» и получения сертификата. Освобождается он от должности тоже по представлению райотдела ЖКО на основе решения общего собрания. Не будет ли здесь перекосов? Не получится ли так, что кандидатура принципиального, бескомпромиссного народного избранника может быть отклонена и райотдел проигнорирует решение общего собрания? Что здесь первично: решение общего собрания или мнение райотдела ЖКО?

Первичны решение общего собрания и выбор собственниками грамотного председателя, уровень которого должен быть подтвержден сертификатом. Анализ обращений членов ТЧСЖ показывает, что на первом месте (более 80%) жалобы не на плохое техническое состояние домов, а на председателей правления. Как правило, противоречия возникают там, где руководитель не знает, как грамотно организовать управление и обслуживание дома, строить отношения с членами ТЧСЖ, потому что не владеет основами законодательства.

Профессиональный подход к обслуживанию МКД заключается в том, чтобы товарищества возглавляли грамотные люди. Это не дело, когда у руля стоят вчерашние дворники, люди, не имеющие никакого образования или нечистые на руку, которые доводят дом до крайности, разбазаривают деньги жителей. И здесь не должно быть амбиций. Во многих сферах деятельности работники периодически повышают и подтверждают свой уровень квалификации. И это нормально. Не надо принимать это требование в штыки. Этот шаг – помощь государства товариществам, защита членов ТЧСЖ, которые будут уверены, что у руля стоит грамотный человек, которому можно доверить содержание дома и свои деньги для этого. Жители по-прежнему будут избирать председателей на общих собраниях. Но просьба: правильно понять, для чего они должны пройти курсы повышения квалификации.

Мы разработали порядок проведения обучения. Это будет недельный курс, по итогам которого председатель пройдет тестирование, получит сертификат, сборник нормативно-правовых актов по техническому содержанию домов. Курсы будут проводиться на платной основе. Тот, кто не пройдет тестирование, не сможет работать председателем. Согласитесь, как можно доверять общее имущество и свои деньги человеку, не имеющему элементарного представления о содержании домового хозяйства.

 Теперь что касается согласования кандидатуры председателя с начальником отдела райотдела ЖКО. Важно понять, что эта структура создана в помощь товариществам. Не для того чтобы строить барьеры на их пути, а устранять их. Его работу контролирует и оценивает Министерство. Райотдел ЖКО заинтересован в эффективной работе ТЧСЖ, сокращении жалоб на председателей. И это будет главным аргументом оценки его работы.

У нас есть грамотные председатели товариществ. Они также должны подтверждать свой уровень?

Да, это требование одинаково для всех.

Намечается ли обучение членов ТЧСЖ?

Пока предусмотрено только обучение председателей. Что касается жителей, предполагается пойти другим путем: информирование их о правах и обязанностях через грамотного, прошедшего обучение председателя товарищества. Намечается проведение конкурсов: «Самый образцовый дом», «Лучшее ТЧСЖ», «Самый активный житель», «Самый чистый двор» и т.д. Все это нацелено на то, чтобы в ненавязчивой форме повысить информированность жителей. Помимо этого, идет широкое освещение вопросов деятельности ТЧСЖ и реформирования жилищной сферы в СМИ. Массовому охвату аудитории будут способствовать видео­ролики на ТВ, которые доступно и впечатляюще должны донести до жителей основы управления домовым хозяйством.

 

Может ли получить кредит коллектив собственников?

Предусмотрены ли какие-либо изменения для варианта непосредственного управления многоквартирным домом коллективом собственников без создания ТЧСЖ?

В управлении многоквартирными домами предпочтение отдается ТЧСЖ. Они выступают главными действующими лицами в реформировании жилищной сферы. Но допускается также путь обслуживания дома коллективом собственников без создания юридического лица, хотя он менее урегулирован законодательством.

Может ли коллектив собственников так же, как ТЧСЖ, получить кредит, участвовать в Программе? Ведь реформа нацелена на улучшение технического состояния всех многоквартирных домов и условий проживания всех жителей, независимо от способа управления.

– В новых документах по реформированию ЖКХ эти вопросы не отражены, но, думаю, в дальнейшем найдут правовую проработку. Возможность кредитования, участия в Программе предусматривает отношения юридических лиц: ТЧСЖ, банка, профессио­нальной организации по обслуживанию МКД. Если собственники жилых помещений в доме, где не создано товарищество, наделят совет дома (председателя домового совета) правом заключения договора на обслуживание общего имущества с юридическим лицом (УК или ГУП), оно может от их имени получить кредитные средства, войти в Программу.

 

Будет ли решен вопрос с земельными участками?

Ряд новаций в жилищной сфере ограничивает установленный законодательством принцип жилищного самоуправления (установление минимального взноса, утверждение председателя ТЧСЖ, отстранение его от должности райотделом ЖКО, установление норматива отчислений на депозит). Как это будет соотноситься с действующими НПА? Какие проекты новых документов в разработке?

Здесь позволю с вами не согласиться. Не забывайте, что эти шаги предусмотрены документами на основе решения общего собрания. И если они кому-то кажутся жесткими, то это вынужденные меры. Государство отвечает за безопасное проживание граждан и не может сидеть сложа руки в ожидании, когда жилищный фонд придет в упадок.

Что касается нормотворческой деятельности, то разрабатываются проекты порядка избрания председателя ТЧСЖ, рекомендации по проведению общих собраний членов ТЧСЖ. В Олий Мажлисе прошло обсуждение законопроекта «О порядке использования, содержания жилых и нежилых помещений». На рассмотрении – проект изменений и дополнений в законодательство в связи с принятием Указа №УП-5016 и постановления №ПП-2922.

Предполагается ли урегулирование вопроса с земельными участками ТЧСЖ? Большая часть товариществ лишилась их более 10 лет назад, хотя право пользования ими закреплено действующими нормативно-правовыми актами. И еще один важный вопрос. В новых документах используется понятие «прилегающая территория многоквартирных домов». Но «прилегающая территория» согласно Санитарным нормам и правилам содержания и благоустройства территорий населенных мест в условиях Республики Узбекистан (СанПиН №0329-16, утв. гл. гос. санитарным врачом 6.05.2016г.) – это территория шириной 15 м, непосредственно примыкающая к границам основной территории различных объектов, находящихся в собственности, владении, а также на правах аренды… Означает ли это, что, кроме земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены кадастром, товариществам придется содержать еще чужую прилегающую территорию?

Эти вопросы будут урегулированы законодательством. В данный момент идет работа над проектом документа о порядке выделения товариществам земельных участков. В нем найдут отражение также вопросы, связанные с благоустройством придомовых территорий, строительством автостоянок.

Благодарю за интервью.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 3489 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика