Ярким событием сентября стала традиционная Неделя ИКТ – ICTWEEK Uzbekistan, проводимая в республике с 2004 года. Это важнейшее ежегодное мероприятие в сфере информационно-коммуникационных технологий Узбекистана. Она объединила в один формат целый ряд специализированных мероприятий: Саммит, Форум, выставку, а также множество презентаций, акций и, конечно, вручение премий и наград лучшим.
В номинации «Интерактивные государственные услуги» первое место занял Государственный таможенный комитет, на втором – Министерство внутренних дел, в тройке лидеров и Акционерная компания «Узавтосаноат».
Неделе ИКТ в этом году было уделено особое внимание правительства. Она получила всестороннюю господдержку. В целях стимулирования дальнейшего развития ИКТ, демонстрации достижений, возможностей и преимуществ, полученных от внедрения системы «Электронное правительство», Кабинет Министров принял постановление «О мерах по организации и проведению недели информационно-коммуникационных технологий «ICTWEEK Uzbekistan».
Вручая заслуженную награду таможенной службе, заместитель директора Центра развития системы «Электронное правительство» Шухрат КАЮМОВ отметил, что применение IT-технологий в органах госвласти, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, на современном этапе особенно актуально.
От имени ГТК памятный знак Оргкомитета ICTWEEK Uzbekistan получил начальник Управления по внедрению информационно-коммуникационных технологий ГТК Абдусобир САИДОВ, подчеркнув, что именно IT-технологии являются одним из основных факторов, определяющих тенденции развития таможенной службы и инструментов таможенного администрирования.
Победа была закономерной. По состоянию на сентябрь этого года из общего числа (498 481) зарегистрированных через ЕПИГУ обращений по услугам 80% адресованы ГТК. Через госпортал таможенная служба оказала 392 558 услуг.
В рейтинге 10 наиболее популярных интерактивных услуг, предоставляемых госорганами с января по август 2017 года, 6 услуг таможенной службы занимают лидирующие 1–3 и 5–7 места. Это предоставление данных по внешнеторговым контрактам в ЕЭИСВО (228 849); предварительное информирование физлиц, пересекающих таможенную границу автотранспортными средствами (88 615); подача ЭГТД (32 737); акты сверки по таможенным платежам (15 208); уведомление об обеспечении уплаты таможенных платежей за импортируемые товары (14 976); подача электронного заявления на получение разрешения по изменению маршрута движения автотранспортных средств (9 474).
ИКТ таможни
В рамках Недели ИКТ в Узэкспоцентре прошла Национальная выставка информационных технологий ICTEXPO 2017. Здесь можно было ознакомиться с достижениями в сфере применения IT и новшествами таможенной службы по оказанию госуслуг гражданам и участникам ВЭД в электронной форме.
Основным их достоинством является не только исключение субъективного фактора при принятии решений, но и существенное сокращение времени декларирования товаров. В перспективе ГТК планирует реализовать технологию автоматической регистрации деклараций участников ВЭД. Автоматически будут регистрироваться декларации на товары, соответствующие определенным критериям и не связанные с рисковыми поставками.
ГТК продолжает активно разрабатывать и внедрять сервисно-ориентированные технологии, обеспечивающие персонифицированное информационное взаимодействие между участником ВЭД и таможенными органами. «Единой точкой входа» участника внешнеэкономической деятельности в информационную систему таможни является «Личный кабинет участника ВЭД». В частности, декларанты могут представлять в таможенные органы предварительную информацию по транспортным средствам, в электронной форме декларировать товары и экспресс-грузы, представлять отчетность, получать информацию о денежных средствах лицевого счета, вести электронный архив разрешительных документов.
Также через личный кабинет участники ВЭД могут получать информацию, необходимую им для осуществления их деятельности, в том числе о получении разрешений на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера; помещение товаров в таможенный режим реэкспорта; по грузам, перемещаемым авто-, железнодорожным транспортом; о статусе задекларированных товаров, актах сверки. Есть и другие удобные сервисы.
Сегодня таможенные органы через ЕПИГУ предоставляют 22 интерактивные услуги.
С 1 января 2017 года отменена регистрация экспортных контрактов непосредственно в таможенных органах. Теперь предпринимателям нет необходимости являться в таможню для осуществления этой процедуры. Они могут отправить их через Интернет в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций. За прошедший период текущего года в электронном виде зарегистрировано 99,9%, или более 228 тыс., контрактов и дополнительных соглашений к ним.
С марта функционирует интерактивная госуслуга «Е-контракт 2», включающая в себя обработку сведений по внешнеторговым контрактам. Субъекты предпринимательства вводят данные по ним в электронной форме через ЕПИГУ с использованием электронной цифровой подписи. Они удаленно представляют в таможенные органы договоры и другие сопутствующие документы в режиме реального времени, не посещая таможенные посты. При этом могут ознакомиться со всеми сведениями, касающимися их контракта, включая информацию обслуживающего банка. С начала введения этой услугой воспользовались более 23 тыс. участников ВЭД.
Посредством услуги «Акт сверки по таможенным платежам» участники ВЭД получают в электронной форме сведения по взаиморасчетам о таможенных платежах. Если в 2015 году число обращений по услуге составило более 8 тыс., по итогам 2016-го – свыше 16 тыс., то только в первой половине 2017 года автоматически обработано более 15 тыс. обращений.
Интерактивная услуга «Таможенный калькулятор» позволяет точно рассчитать сумму платежей по ввозимым товарам в ходе таможенного оформления и определения таможенной стоимости. С начала года услугой воспользовались свыше 2 300 пользователей.
При декларировании товаров, размещении их в соответствующий таможенный режим участники ВЭД могут воспользоваться интерактивными услугами, внедренными на ЕПИГУ, для получения 7 видов разрешительных документов. В том числе разрешения на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта; на временный ввоз (вывоз) товаров; на изменение маршрута движения автотранспорта иностранных автоперевозчиков по территории Узбекистана.
С помощью услуг по ввозимым железнодорожным и автотранспортом грузам субъекты предпринимательства в режиме онлайн могут получить информацию о перемещаемых товарах через таможенный пост с учетом времени ввоза и вывоза, пункта назначения, номера контейнера, а также о принятии (снятии) с учета на таможенных постах.
ГТК постоянно совершенствует работу таможенных органов по оказанию госуслуг в электронной форме гражданам. На официальном сайте (customs.uz) в разделе «Открытые данные» можно ознакомиться с Таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности, Бюллетенем ценовой информации, Базой данных по таможенным льготам, Информацией о перевозчиках – нарушителях Конвенции МДП. Здесь размещены Сведения о количестве оформленных ГТД и пассажирских таможенных деклараций, а также по казначейским лицевым счетам территориальных таможенных управлений ГТК и другие данные.
Через раздел «Виртуальная приемная» гражданин имеет возможность в любое время задать интересующий его вопрос в электронном виде. Поступающие запросы регистрируются и направляются на рассмотрение руководству или в структурное подразделение ГТК, в компетенцию которого входит обращение.
Узнать почтовые адреса, телефоны и адреса электронной почты территориальных управлений и других подразделений ГТК, куда можно обратиться за информацией о правовых актах в области таможенного дела, проконсультироваться по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, можно в разделе «О Комитете».
* * *
Благодаря внедрению и использованию новых инструментов IT таможенная служба признается одной из технологичных и технически оснащенных служб Узбекистана. Однако таможня не останавливается на достигнутом.
К концу 2017 года планируется ввести такие интерактивные услуги, как «Информация о контракте», «Информация о ГТД банка», а также «Почта».
Определены задачи на перспективу по интеграции услуг на получение разрешительных документов и лицензий, выдаваемых таможенными органами через центры «одно окно».
Гульнора Абдуназарова, наш спецкор.