Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 36 / Предложения экспертов

Налоговая реформа: как достичь успеха?

 

На портале СОВАЗ обсуждался проект указа Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы поддержки развития предпринимательской деятельности и улучшению условий ведения бизнеса». В данном обзоре – комментарии и предложения экспертов по совершенствованию налогового администрирования, содержащихся в проекте.

 

В проекте указа основой предложений в налоговой сфере являются 2 составные части.

 

1. Разделение субъектов предпринимательства на:

индивидуальных предпринимателей;

микрофирмы со среднегодовой численностью работников не более 25 человек;

малые предприятия со среднегодовой численностью работников 26–250 человек;

средние предприятия со среднегодовой численностью работников 251–500 человек;

крупные предприятия со среднегодовой численностью работников свыше 500 человек.

 

2. Введение единого совокупного налога для субъектов предпринимательства, уплачивающих общеустановленные налоги. Это предлагается сделать за счет объединения налогов на прибыль, на добавленную стои­мость, на имущество юридических лиц, за пользование водными ресурсами, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры и земельного налога для юридических лиц. При этом ставка единого налога (единого совокупного налога) дифференцируется в зависимости от численности работников: малые (микро-) предприятия – 5%, средние предприятия – 10% и крупные предприятия – 16%.

 

Давайте разберемся в предлагаемых изменениях налогового законодательства.

1. Непонятно, почему взят только один критерий в целях отнесения предприятия к той или иной категории предпринимательства – численность работников. Эксперты считают, что необходимо ввести дополнительный критерий для отнесения предприятия к определенной категории бизнеса. В большинстве стран при применении упрощенной системы учитывают одновременно несколько критериев: численность работников, стоимость основных фондов предприятия, выручку от реализации продукции и др. Почему это делается:

  • необходимо учитывать особенности отраслей (например, в сфере услуг не может быть крупных предприятий, а в промышленности – наоборот);
  • есть фондоемкие производства, а есть предприятия, у которых практически отсутствуют основные средства (например, посреднические организации);
  • обороты у одинаковых предприятий могут существенно отличаться (например, у одного оптового предприятия годовой оборот может не превышать 300 млн сум., а у другого оптового предприятия – составить несколько млрд сум.).

То есть предлагаемый проектом принцип может привести, с одной стороны, к уравниловке. С другой – предприятия, как и раньше, в целях минимизации налогов будут скрывать численность. Крупные предприятия будут также делиться на более мелкие, основные средства «скрывать» на балансе малых предприятий и т.д.

Нуждаются в обосновании и конкретные цифры по предельной численности работников –  25–250, 250–500, 500 и выше.

2. В проекте указа подчеркивается, что «действующая система налогообложения не стимулирует расширения деятельности малых предприятий и их укрупнения из-за резкой дифференциации налоговой нагрузки между субъектами малого предпринимательства и крупными предприятиями, избирательный подход в предоставлении налоговых льгот ограничивает привлечение иностранных инвестиций и современных технологий».

Однако предлагаемые изменения не решают этой проблемы. Для крупных предприятий вводится единый совокупный налог по ставке 16%, что больше ставки ЕНП для малых предприятий более чем в 3 раза.

3. Отмена действующей системы налогообложения для средних и крупных предприятий и введение единого совокупного налога могут негативно отразиться на финансовой системе. Только эволюционные, проработанные и просчитанные меры могут улучшить нашу налоговую систему. И вот почему.

  • Действующая налоговая система сложилась в начале 90-х годов, и она по основным своим канонам соответствует международной системе. В большинстве стран мира прижились и действуют налог на прибыль, НДС, налог на имущество, земельный налог, НДФЛ. Эти 5 налогов являются основой любой налоговой системы, в том числе нашей. Отмена этих налогов, кроме НДФЛ, и введение единого совокупного налога для всех предприятий может привести к несопоставимости нашей налоговой системы с международной.
  • Несмотря на недостатки и ошибки при разработке, наша налоговая система прошла долгий и эволюционный период. НДС за 25 лет снизился с 30 до 20%, налог на прибыль – с 45 до 9%, верхняя ставка НДФЛ снизилась с 45 до 23%. Были отменены многочисленные фискальные изъятия. С начала 2000 года введены упрощенные системы налогообложения: единый налоговый платеж, единый земельный налог, единый социальный платеж. То есть, несмотря на недочеты, определенное эволюционное движение налоговой системы шло. 
  • Наша экономика достаточно крепко связана с международной экономикой и, соответственно, с международной налоговой системой. При взаиморасчетах, привлечении инвестиций, экспорте продукции действуют международные условия налогообложения, требующие обязательного задействования таких налогов, как налоги на прибыль, на имущество, НДС. Так, между нашей республикой и более чем 60 странами действуют соглашения об избежании двойного налогообложения. В их основе – налоги на прибыль и имущество. С отдельными странами заключены соглашения по применению косвенных налогов (НДС и акциза). Таким образом, при введении для всех предприятий единого совокупного налога мы можем потерять определенные международные позиции по экономическим вопросам.
  • Единый совокупный налог, как и НДС, и отчисления от выручки в фонды, является оборотным налогом. То есть взамен одного оборотного налога вводится другой. Единственным оборотным налогом должен быть НДС. Это каскадный налог, работающий в каждом звене цепочки от сырья до готовой продукции. НДС эффективно работает при условии, когда его платят все участники экономического процесса. В Узбекистане плательщиками НДС являются не более 4–5% от общего количества предприятий. В основном это крупные и средние хозсубъекты. А такие отрасли, как сельское хозяйство и торговля, законодательно освобождены от НДС. То есть в налоговой системе республики цепочки обложения НДС нарушены. Соответственно, этот налог не работает, как во всем мире. Он является обычным оборотным налогом.

Возможно, нам стоит рассмотреть вопрос о введении НДС для всех предпринимателей с одновременным упрощением процедуры начисления и уплаты налога, а также снижения его ставки.

  • В отдельных отраслях и на предприятиях действуют подзаконные положения и инструкции, которые противоречат (несмотря на свое положительное значение) Налоговому кодексу. Например, движение средств и порядок налогообложения в системе НХК «Узнефтегаз», введение минимальных размеров ЕНП и ЕСП и т.д.

Наиболее болезненным явлением для налоговой системы является применение большого количества налоговых льгот, дающих конкурентное преимущество отдельным предпринимателям. При этом они вводятся подзаконными актами вразрез Налоговому кодексу.

Другой проблемой являются обязательные «благотворительные отчисления» предприятий на различные благотворительные мероприятия. Хотя есть установленные ограничения по налогу на прибыль, уменьшающие налогооблагаемую базу (но не более 2%) на сумму взносов, средств в виде спонсорской и благотворительной помощи различным фондам, учреждениям и организациям, это не решает проблем предпринимателей. Тем более практически отсутствует контроль дальнейшего движения этих «благотворительных отчислений» у получателей.

  • Предлагаемые существенные изменения налоговой системы могут привести  к потерям для бюджета республики и, соответственно, сворачиванию определенных программ. Достаточно низкая квалификация учетных работников предприятий может на начальном этапе послужить причиной их дезориентации и потребует времени на переподготовку.

4. Группа Всемирного банка ежегодно проводит исследования в рамках проекта «Ведение бизнеса» («Doing Business») во всех странах мира. Несмотря на проводимые в стране реформы в сфере налогообложения, ситуация коренным образом не улучшается – республика находится на 138 позиции из 190 стран. По данным исследования, в Узбекистане за 2016 год, с одной стороны, малый бизнес стал платить налогов меньше. Это результат снижения ставок единого налогового платежа, единого социального платежа и ставки налога на прибыль, упрощения расчета и уплаты некоторых налогов, отказа от обязательных платежей, не дававших существенных поступлений в бюджет. С другой стороны, расчеты налогов сложны и требуют много времени. Есть дублирующие или имеющие одинаковую базу налоги. Недостаточно развита система электронной подачи отчетности и уплаты налогов. Не развиты сервисные центры для налогоплательщиков.

Таким образом, одномоментное существенное изменение налоговой системы неоправданно и неэффективно. Для повышения ее эффективнос­ти целесообразно решать вопросы поэтапно по предлагаемой схеме.

 

1 этап – до конца 2017 года

√ Объединить дублирующие налоги:

налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры с единой ставкой для всех плательщиков;

обязательные отчисления от выручки во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений (на следующих этапах постепенно отменить этот оборотный налог).

√ Ввести единую ставку ЕНП для всех предприятий, осуществляющих торговлю, – оптовых, оптово-розничных, розничных – в размере 4% от товарооборота.

√ В целях уменьшения количества платежей сократить сроки уплаты с 12 до 4 раз в год, то есть перейти на поквартальную уплату:

налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами для всех компаний (вне зависимости от того, малое это или крупное предприятие);

фиксированного налога;

единого социального платежа;

обязательных отчислений от выручки в обязательные фонды;

отменить авансовые (текущие) платежи по налогу на прибыль и ввести единый поквартальный платеж.

√ Пересмотреть систему уплаты у источника выплаты по налогу на прибыль и единого налогового платежа в сторону упрощения.

√ Для малых предприятий сократить количество отчислений по отходам, направляемых Госкомитету по экологии и охране окружающей среды, с 4 до 1 раза в год.

√ В Узбекистане электронная отчетность введена с 2013 года. Однако (по данным исследования «Ведение бизнеса») на местах до сих пор сведения по уплате налогов иногда дублируются на бумаге. Предлагается при сдаче отчетов и уплате налогов использование бумажных отчетов законодательно запретить. Важно усилить при этом учебную и разъяснительную работу по электронной отчетности.

√ Установить для всех предприятий (в том числе малых) предельный размер благотворительных отчислений – 0,5% от чистой выручки. При нарушении этого условия к руководителям и главным бухгалтерам предприятий применять административные штрафы. Ввести специальную статистическую и налоговую отчетность для организаций, получающих и использующих благотворительные отчисления. Вменить в обязанность налоговых органов и Главного управления госфинансового контроля Министерства финансов контроль целевого использования благотворительных отчислений.

√ Провести инвентаризацию действующих налоговых льгот. Отменить с 1 января 2018 года неэффективные из применяемых льгот. С 1 января 2019 года отменить действие остальных льгот. Ввести мораторий на 5 лет по введению новых налоговых льгот.

√ Провести инвентаризацию отчетности и исключить дублирующие отчеты. Привести в соответствие формы финансовой и статистической отчетности.

 

2 этап – до конца 2018 года

√ В течение года созданными специальными комиссиями провести сплошной анализ действующей налоговой системы с проработкой различных ее вариантов и апробацией на отдельных предприятиях и в районах республики.

√ Одновременно начать разработку новой редакции Налогового кодекса, включающей вводимые изменения, а также все действующие подзаконные акты. Предусмотреть новую редакцию Кодекса в максимально упрощенной и доступной для понимания предпринимателей форме.

√ Подготовить и осуществить комплекс мероприятий по расширению и улучшению работы по подготовке и тестированию учетных работников и предпринимателей по вопросам налоговой сферы.

 

3 этап – с 1 января 2019 года

√ Внедрить новую редакцию Налогового кодекса.

Жорилла АБДУЛЛАЕВ,
экономический обозреватель.

Прочитано: 1588 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика