Налоговая политика государства играет огромную роль в деятельности бизнеса. Обременительный нормативно-правовой режим отвлекает предпринимателей от развития своего дела. Для поддержки простого, общедоступного, разумного и эффективного регулирования и проводится исследование «Ведение бизнеса».
Группа Всемирного банка ежегодно проводит исследования в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business).
Этот проект оценивает нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Он использует количественные показатели, характеризующие уровень благоприятности правовых норм для ведения бизнеса и защиты прав собственности, а также позволяющие сопоставить данные для 190 стран по мере их изменения.
В рамках исследования сопоставляются в динамике условия регулирования предпринимательства в разных государствах. Тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает их к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для частных исследователей и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.
Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Рейтинг имеет 190 позиций. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны в рейтинге определяется совокупной оценкой, полученной ею по показателю удаленности от передового рубежа по 10 направлениям.
Рейтинг «Ведение бизнеса 2017» для всех стран составлен по состоянию на июнь 2016 года. Сводный рейтинг Узбекистана по видам услуг для предпринимателей выглядит следующим образом:
На июнь 2006 года
|
На июнь 2015 года
|
На июнь 2016 года
|
138
|
87
|
87
|
С самого начала реализации проекта (2006г.) Узбекистан поднялся в рейтинге с 138 до 87 позиции (2017г.). За 10 лет налицо существенное улучшение условий для предпринимательства. Однако с 2015 года особого прогресса не наблюдается.
По 10 видам оказываемых государством услуг для бизнеса (охваченных проектом «Ведение бизнеса») рейтинг выглядит так:
Виды услуг
|
На июнь
|
На июнь
|
Регистрация предприятий
|
23
|
25
|
Получение разрешений на строительство
|
147
|
147
|
Подключение к системе электроснабжения
|
78
|
83
|
Регистрация собственности
|
81
|
75
|
Получение кредитов
|
42
|
44
|
Защита миноритарных инвесторов
|
78
|
70
|
Налогообложение
|
139
|
138
|
Международная торговля
|
166
|
165
|
Обеспечение исполнения контрактов
|
37
|
38
|
Разрешение неплатежеспособности
|
72
|
77
|
Проект учитывает также эффективность деятельности правительства через проводимые реформы. С 2006-го по 2017 год в исследовании зафиксировано 2 782 реформы в 186 странах, или в среднем 15 на страну. В Узбекистане за этот период, по данным проекта, было проведено 27 реформ. Наибольшее количество реформ коснулось процедур регистрации предприятий (5), регистрации собственности (4), порядка получения кредитов (4), системы налогообложения (5).
Как видно из таблицы, наиболее эффективный рост показателей рейтинга именно там, где происходят реформы: регистрация предприятий, получение кредитов, обеспечение исполнения контрактов. На невысоком уровне находятся предоставляемые государством услуги по получению разрешения на строительство и в сфере международной торговли.
Несмотря на проводимые реформы в сфере налогообложения, ситуация в ней коренным образом не улучшается. По данным исследования, в Узбекистане:
● с одной стороны – малый бизнес стал платить меньше налогов. Это результат уменьшения ставки единого налогового платежа, единого социального платежа и налога на прибыль, упрощения расчета и уплаты некоторых налогов, отказа от обязательных платежей, не дававших существенных поступлений в бюджет;
● с другой стороны – налоговые изъятия остаются достаточно существенными. Расчеты налогов сложны и требуют много времени. Есть дублирующие или имеющие одинаковую базу налоги. Недостаточно развита система электронной подачи и уплаты налогов. Не развиты сервисные центры для налогоплательщиков.
Методология анализа системы налогообложения по проекту «Ведение бизнеса» едина для всех стран. Она исходит из расчета налоговой ставки по принципу «совокупной налоговой нагрузки». При этом применяются следующие подходы:
√ анализируются налоги и обязательные платежи, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году. Учитывается и административное бремя, связанное с налогообложением. В число рассматриваемых платежей в бюджет входят налоги, уплачиваемые компанией как юридическим лицом;
√ отражаются процессы, происходящие после подачи отчетности и уплаты налогов. Такие как возврат налогов, налоговый аудит и административные жалобы в связи с неправильным налогообложением. Это делается для того, чтобы лучше понять систему налогообложения в целом;
√ количество налоговых платежей в год рассчитывается путем умножения количества налогов и отчислений на частоту уплаты каждого налога. Частота уплаты включает в себя как авансовые, так и регулярные платежи. Показатель налоговых выплат отражает общее количество уплаченных налогов и отчислений, метод уплаты, частоту уплаты, частоту подачи отчетности и количество ведомств, задействованных в процессе;
√ количество платежей учитывает также электронную отчетность. В странах, где обеспечиваются полная электронная подача деклараций и уплата определенного налога, для целей исследования считается, что такой налог уплачивается 1 раз в год, даже если подача отчетности и платежи осуществляются чаще;
√ время на подготовку исполнения обязанностей налогоплательщика включает время на сбор всей информации, необходимой для расчета подлежащего уплате налога и суммы к оплате. Время на подачу отчетности включает время на заполнение всех необходимых форм налоговых деклараций и подачу соответствующих отчетов в налоговые органы. Также учитывается время, необходимое для осуществления платежа в режиме «онлайн» или лично.
Таким образом, методология исследования учитывает весь комплекс работ и услуг по налоговой системе, а не только размер ставок налогов (налоговое бремя). Результат исследования таков:
Индикатор
|
На июнь 2006 года
|
На июнь 2015 года
|
На июнь 2016 года
|
Платежи (количество в год)
|
66.0
|
46.0
|
46.0
|
Время на обработку (часы в год)
|
196
|
192.5
|
192.5
|
Общая налоговая ставка (% от прибыли)
|
96.7
|
41.1
|
38.1
|
Суммарный индекс процедур после сдачи отчетов и уплаты налогов (1–100)
|
–
|
47.0
|
47.0
|
Сравнение Узбекистана со странами ОЭСР (страны Западной и Средней Европы), Восточной Европы и стран СНГ дает следующие результаты:
Индикатор
|
Узбекистан
|
Восточная Европа и СНГ
|
Страны ОЭСР
|
Платежи (количество в год)
|
46.0
|
17.6
|
10.9
|
Время обработки (часы в год)
|
192.5
|
221.5
|
163.4
|
Общая налоговая ставка (% от прибыли)
|
38.1
|
33.8
|
40.9
|
Сводный индекс процедур после сдачи отчетов и уплаты налогов (1–100)
|
47.0
|
71.2
|
85.1
|
Отставание у нас связано с количеством платежей по налогам в год и временем обработки и уплаты этих налогов.
Предложения эксперта
С учетом рекомендаций Всемирного банка и узбекских экспертов для повышения эффективности ведения бизнеса за счет совершенствования налоговой системы и поднятия рейтинга представляется целесообразным:
1) учитывая, что большинство налогов и платежей в республике уплачивается ежеквартально, перейти по ЕСП с месячных платежей на квартальные. В этом случае ЕСП будет уплачиваться 4 раза в год вместо 12. Соответственно, отчетность по налогу будет переведена с месячной на поквартальную. Компании получат дополнительные преимущества по экономии оборотных средств, упрощению администрирования платежа. Все это уменьшит суммарный индекс налогов;
2) объединить налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Эти налоги имеют одинаковую налогооблагаемую базу. При этом если ставка налога на прибыль ежегодно снижается (в 2013г. – 9%, в 2014г. – 8%, в 2017г. – 7,5%), то ставка налога на инфраструктуру (8%) не изменялась с 2002 года. Предлагается объединить эти 2 налога в один налог на прибыль со ставкой в 14–15%. Одновременно пересмотреть перечень льгот по налогу на прибыль и часть их отменить. Кроме этого, отменить анахронизм 90-х годов – авансовые платежи – и установить единый квартальный платеж. Это не приведет к потерям для бюджета. Налогоплательщики смогут экономить оборотные средства, уменьшится время на обработку и сдачу отчетности по налогу;
3) уменьшить ставку налога на прибыль у источника выплаты (налог с дивидендов и процентов). Она (10%) не изменялась с 2006 года. Ставка самого налога на прибыль снижается ежегодно. Сейчас она ниже ставки налога у источника выплаты, что не стимулирует притока инвестиций. Поэтому эту ставку целесообразно снизить как минимум до 7–7,5%. Тогда ее размер будет в 2 раза ниже, чем по предлагаемому единому налогу на прибыль;
4) для малых предприятий сократить число отчислений по отходам, направляемых Госкомприроде, с 4 до 1 раза в год;
5) учитывая одинаковую базу налогообложения, в целях уменьшения количества налогов и платежей по ним объединить в один следующие платежи – обязательные отчисления с выручки от реализации продукции предприятий во внебюджетный Пенсионный фонд, в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений. Периодичность уплаты единого платежа установить 4 раза в год вместо 12. В этом случае все плательщики перейдут на поквартальную уплату;
6) для уменьшения количества платежей сократить периодичность уплаты с 12 до 4 раз в год, то есть перейти на поквартальную уплату:
√ налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами для всех компаний (вне зависимости от того, малое это предприятие или крупное);
√ фиксированного налога;
7) электронные отчеты и платежи. По проекту «Ведение бизнеса» в странах, где обеспечены полная электронная подача деклараций и уплата налогов, для целей исследования считается, что такой налог уплачивается 1 раз в год, даже если подача отчетности и платежи осуществляются чаще. В Узбекистане обязательная электронная отчетность введена с 2013 года. Однако (по данным исследования «Ведение бизнеса») на местах до сих пор сведения по уплате налогов иногда дублируются на бумаге. Предлагается при сдаче отчетности и уплате налогов законодательно запретить использование бумажных отчетов. Важно усилить при этом учебную и разъяснительную работу по электронной отчетности;
8) подготовить и осуществить комплекс мероприятий по расширению и улучшению работы сервисных центров для налогоплательщиков.
Жорилла Абдуллаев,
экономический обозреватель.