Указом Президента №УП-5116 от 18.07.2017 г. определены меры по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей (публикуется в пакете документов сегодняшнего номера «НТВ»).
Документ предусматривает внедрение с 1 января 2018 года новых механизмов налогового администрирования.
В частности, со следующего года в стране:
● вводится современная форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Он предусматривает расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения;
● функции по налоговому администрированию крупных налогоплательщиков будут осуществлять ГНУ Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента;
● добросовестным налогоплательщикам – хозсубъектам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, могут предоставляться налоговые каникулы;
● вводится судебный порядок взыскания суммы налогов и других обязательных платежей, выявленной по результатам камерального контроля, в случае непредставления налогоплательщиком обоснований по расхождению;
● возврат либо зачет излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня обращения налогоплательщика в уполномоченные органы;
● налоговые органы получат право приостанавливать на срок до 5 банковских дней операции по счетам хозсубъектов, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов;
● внедряется система автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения онлайн-ККМ в г.Ташкенте, г.Нукусе и областных центрах с поэтапным вводом данной системы в остальных регионах республики;
● вводится специализированная автоматизированная система по анализу рисков совершения налоговых правонарушений для эффективного отбора объектов налоговых проверок, а также осуществлению постоянного учета и контроля налоговыми органами фактического объема производства высоколиквидной продукции;
● налоговые органы начнут вести системный мониторинг соответствия отчетного и фактического количества работников хозсубъектов, по результатам – уточнять налогооблагаемую базу.
Второй критерий для «упрощенки»
С 1997 года в Узбекистане большинство субъектов малого бизнеса (кроме торговли) вправе выбирать упрощенный порядок налогообложения (УПН). Его преимущества по сравнению с системой уплаты общеустановленных налогов:
● более низкая налоговая нагрузка;
● меньше отчетности;
● проще налоговое администрирование.
Единственным критерием отнесения предприятий к микрофирмам и малым предприятиям, которые вправе пользоваться этими льготными условиями, является численность работников.
Комментарий экспертов
Значительная разница в условиях налогообложения и отчетности крупного и малого бизнеса приводит к следующим последствиям:
● занижение численности работников в целях сохранения возможности использовать УПН;
● искусственное дробление крупных предприятий (плательщиков общеустановленных налогов) на малые предприятия;
● принятие на баланс малых предприятий основных средств и земельных участков с целью вывода этих объектов из обложения налогом на имущество и земельным налогом.
В международной практике при использовании упрощенных систем налогообложения, наряду с численностью работников, применяют дополнительные критерии. Это предельный размер оборота, размер основных фондов, уровень рентабельности и т.п.
Учитывая международный опыт, Указом предусматривается внедрение второго критерия при отнесении субъектов бизнеса к малым. Им будет размер выручки налогоплательщика. При его превышении малое предприятие будет нести дополнительные налоговые обязательства, оставаясь на УПН. Конкретные величины этого критерия должны быть утверждены нормативно-правовыми актами, которые поручено подготовить Рабочей комиссии по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования, образованной в соответствии с Указом.
Налоговая нагрузка: курс на снижение
Рабочей комиссии поручено разработать проекты НПА, также предусматривающие:
● кардинальное совершенствование порядка и методологии организации налогового администрирования и контроля;
● дальнейшее снижение налогового бремени хозсубъектов и физлиц;
● определение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории «крупных налогоплательщиков» (налоговое администрирование которых с нового года перейдет к областным налоговым управлениям);
● объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковые объекты налогообложения;
● оптимизацию ставок фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в труднодоступных и горных районах, а также реализующих сельхозпродукцию на дехканских рынках;
● установление дифференцированных ставок сбора за право розничной торговли алкогольной продукцией и изделиями из драгоценных металлов и драгкамней по регионам;
● внедрение мер поощрения добросовестных налогоплательщиков, в том числе легализующих рабочие места и фонд оплаты труда;
● внедрение механизмов осуществления налогового контроля в сфере торговли и оказания услуг в Интернете;
● совершенствование механизмов материального стимулирования работников налоговых органов;
● дальнейшее совершенствование деятельности Налоговой академии ГНК.
Предложения экспертов
Согласно Указу Президента должно быть обеспечено «дальнейшее снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов и физических лиц». Поэтому планируемые изменения в порядок отнесения к субъектам малого бизнеса не должны быть для него разорительными.
Для этого эксперты считают целесообразным:
● установить предельный размер оборота достаточно высоким, чтобы в него попало не более 5–10% малых предприятий;
● устанавливать величину этого критерия в расчете на год;
● дифференцировать предельную выручку по видам деятельности. Например, обороты в производстве строительных материалов по определению намного выше оборотов по бытовым услугам. Многопрофильным предприятиям для расчета предельного размера – использовать основной вид деятельности;
● в целях учета инфляции размер этого критерия установить в зависимости от минимальной зарплаты или иного показателя;
● не включать в предельную выручку прочие доходы, за исключением предприятий, для которых они являются основными;
● дополнительные налоговые обязательства должны обеспечиваться за счет повышенной ставки ЕНП с суммы, превышающей установленную предельную выручку. Требование об уплате налога на имущество, земельного налога или иных обязательных платежей из общей системы налогообложения будет означать отход от УПН.
При этих условиях введение второго критерия существенно не отразится на налоговой нагрузке добросовестных предпринимателей.
Принципы эффективного взаимодействия
Согласно принятому документу с 1 января будущего года в стране будут внедряться новые механизмы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Для этого уже до конца текущего года ГНК совместно с Мининфокомом и другими структурами должен:
● обеспечить налогоплательщикам электронный доступ ко всем госуслугам налоговых органов, в том числе через ЕПИГУ;
● критически пересмотреть содержание информации, представляемой в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов, в целях расширения налогооблагаемой базы и совершенствования налогового контроля;
● обеспечить интеграцию в эту Единую ресурсную базу налоговых органов всех заинтересованных министерств и ведомств, включая органы Госкомземгеодезкадастра, статистики, юстиции, прокуратуры, судов, предприятий АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»;
● реализовать комплекс мероприятий по полному обеспечению субъектов предпринимательства электронной цифровой подписью.
Счетная палата оценит прогноз доходов
В этом же Указе Президента также заложены структурные преобразования Счетной палаты и Государственного налогового комитета республики.
В структуре Счетной палаты создается Инспекция по контролю за полнотой поступлений в Госбюджет. Основные ее задачи:
● выявлять и обеспечивать мобилизацию резервов увеличения доходов бюджета на основе анализа и оценки системы налогообложения, налогового и таможенного администрирования;
● системно анализировать уровень собираемости налоговых и таможенных платежей в разрезе их видов и регионов, выявлять причинно-следственные факторы, влияющие на его снижение в отраслевом и территориальном разрезе;
● оценивать объективность и обоснованность прогноза показателей доходов Госбюджета с учетом особенностей и налогового потенциала регионов;
● строго контролировать полноту охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, формировать адресные направления и программы контроля, в том числе на основе анализа и мониторинга данных информационных систем налоговых и других финансовых органов;
● оценивать достоверность баз данных госорганов и организаций, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей;
● принимать меры по повышению ответственности и всестороннему содействию финансовым и налоговым органам в качественном формировании и выполнении прогноза доходов, расширении налогооблагаемой базы, обеспечении полноты собираемости налогов и учета налогоплательщиков.
Отдельные изменения коснулись также структуры Государственного налогового комитета. Ряд его управлений будет реорганизован, сменит названия и функции.
Кроме того, введена должность заместителя председателя ГНК – начальника Главного управления информационно-коммуникационных технологий, ответственного за внедрение современных ИКТ в деятельность налоговых органов.
Обзор подготовили эксперты
Олег ЗАМАНОВ,
Жорилла АБДУЛЛАЕВ,
Михаил ПЕРПЕР.