Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 18 / Региональное сотрудничество

Взаимовыгодное партнерство – основа развития

 

Недавно в кыргызстанском Оше состоялась региональная конференция женщин-предпринимателей Ферганской долины (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) «Создание устойчивого будущего для женского бизнеса в странах Центральной Азии». Ее цель – содействие развитию торгово-экономических отношений женщин-предпринимателей. В мероприятии приняли участие лидеры женских бизнес-ассоциаций трех стран, эксперты в сфере экономики и торговли, представители госорганов и местного самоуправления Кыргызстана, международных организаций, СМИ.

 

 

 

Успех Ошской конференции в немалой степени был обусловлен личностью ее инициатора, исполнительного директора Ассоциации агробизнесменов Кыргызстана «Жер Азыгы» Азизы Юлдашевой. Она давно мечтала воплотить эту идею. Сегодня, когда главы наших государств выразили твердую решимость придерживаться курса на укрепление добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, представители женского бизнеса должны действенно участвовать в этом, обогатить отношения между странами качественно новым содержанием.

 

 

О женском бизнесе ЦА

 

В течение двух дней бизнес-вумен говорили о своем, о «дамском». Обсуждали текущее состояние женского предпринимательства и его проб­лемы, перспективы развития регионального сотрудничества, делились интересным опытом, встречались в формате «В2В», договариваясь о бизнес-взаимодействии, формировали проекты будущих контрактов, подписывали соглашения о намерениях.

Лидеры женских объединений рассказали о системе государственной поддержки и развитии женского предпринимательства в своих странах.

Активное участие представителей женского бизнеса в государственно-частном диалоге, обсуждении и внесении предложений, поправок в законопроекты и госпрограммы – один из локомотивов эффективного развития женского предпринимательства, считает президент Национальной ассоциации женщин-предпринимателей «Кадбону» Сабохат Рахимзода (Таджикистан). Наряду с этим, существуют типичные для региона ЦА проблемы женского бизнеса. В их числе – неравный доступ к финансовым ресурсам и экономическим знаниям. Зачастую женщины терпят неудачу из-за финансовой безграмотности, неумения правильно рассчитать стратегию развития бизнеса, нет достаточных навыков в составлении бизнес-планов. При этом нелегки условия кредитования, его краткосрочность, нередко – высокие процентные ставки, залоговые обязательства. Рахимзода обратила внимание на то, что инициативы и инновационные идеи деловых женщин за редким исключением остаются невостребованными и неиспользованными из-за нехватки стартового капитала, слабой институциональной поддержки на местах.

К тому же в обществе до сих пор живы гендерные стереотипы, предписывающие женщине традиционные семейные роли, а также мнение, что бизнес – не женское дело. Особенно это ощущается в сельской местности. Здесь женское предпринимательство развито слабо, а ведь проживает на селе более 70% женского населения Таджикистана. По данным 2016 года, всего 13% женщин возглавляют дехканские хозяйства. Женщины-предприниматели нуждаются в партнерах, рынке сбыта выращенной продукции. Зачастую нечестные закупщики, используя это, обманывают их, покупают выращенный урожай по смешным ценам.

С выводами С.Рахимзода согласна руководитель Общественного объединения «Женский форум «Курак» Айнура Сагынбаева (Кыргызстан), которая поделилась своим видением улучшения региональных контактов. Это проведение совместных выставок, конференций и семинаров. В этом контексте, по ее мнению, важно внедрять устойчивые программы бизнес-обучения для женщин с использованием инноваций, создавать центры консультативной и правовой помощи, образовательные курсы. А также улучшать условия финансирования женского бизнеса (льготные кредиты, кредитные продукты, удобные для сельских предпринимательниц). Она обратила внимание и на дефицит исследований «женского бизнеса» в странах ЦА.

Интересно, что «Курак», в отличие от других женских бизнес-ассоциаций ЦА, объединяет женщин из разных сфер бизнеса. Главная его цель – содействие женскому предпринимательству и торговле через обучение, использование возможнос­тей и участия в управлении.

О деятельности созданной в 1991 году для поддержки женщин, занимающихся предпринимательством, и защиты их интересов Ассоциации деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аёл» рассказала замес­титель председателя Зухра Рахманова:

– Ассоциация объединяет 14 тыс. членов по всей стране. За четверть века в рамках проектов, реализованных при поддержке «Тадбиркор аёл», было создано 130 тыс. рабочих мест. На курсах по основам бизнеса обучены свыше 14 тыс. женщин и девушек. Кроме того, востребованным специальностям были обучены 9 тыс. женщин, временно не имевших работу.

Члены Ассоциации имеют возможность получать льготные кредиты, участвовать на выгодных условиях в выставках, в том числе зарубежных. За последние 10 лет объем кредитования женского предпринимательства коммерческими банками страны вырос более чем в 30 раз. К примеру, банки выделяют льготные кредиты тем субъектам предпринимательства, где женщины составляют более 50%. Ассоциация подписала соответствующие меморандумы с ЦБ и уполномоченными банками РУз, ими предусмот­рены квоты с минимальной ставкой: 3% – начинающим свое дело, 4,5% –  продвигающим свой бизнес предпринимательницам.

Благодаря усилиям Ассоциации женщины успешно работают практически во всех направлениях бизнеса: сфере услуг, текстильном производстве, туризме и многих других. Они возглавляют более 120 тыс. предприя­тий малого бизнеса. Многим удалось реализовать себя успешными фермерами: во главе 4 550 фермерских хозяйств стоят женщины.

Наша работа – помочь женщинам овладеть профессией, содействовать трудоустройству, созданию и развитию собственного бизнеса, – пояснила З.Рахманова. Больше половины населения Узбекистана – женщины, и от их активности в бизнесе зависит развитие страны. Сейчас работаем в таких направлениях, как развитие внутреннего бизнес-туризма, создание торговых домов в РФ и Казахстане, и других.

Ассоциация активно участвует в разработке законопроектов, 6 ее предложений было включено в Гос­программу развития на 2017 год. В их числе обучение бизнес-навыкам женщин из 10 отдаленных районов республики и создание на местах бизнес-инкубаторов.

В продолжение разговора о гос­участии в развитии женского бизнеса начальник Управления регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономики КР Акылай Кожомбердиева озвучила некоторые цифры и факты по своей республике. Главный источник доходов для женщин в Кыргызстане – малый и средний бизнес. 18% владеют частным бизнесом, 15% занимаются сельским хозяйством, 56% женщин-предпринимателей работают в сфере торговли, 2% – в производственном секторе, 19% – в сфере услуг и 3% – в других секторах экономики. Несмотря на увеличение в последние годы управляемых женщинами предприятий частного сектора, их доля к общему количеству все еще незначительна.

По словам чиновницы, привалирование женщин в малом бизнесе свидетельствует об их ограниченном доступе к финансовым ресурсам. Для повышения уровня их жизни в сельских регионах и малых городах Кыргызстана реализуется проект развития женского предпринимательства. Его бюджет составляет 1,82 млн долл. США, вложены средства правительства, отечественных и иностранных доноров.

Один из его компонентов – разработка и реализация пилотных проектов по кредитованию – кредиты с возвратом части процентных выплат, кредитование под складские свидетельства, контрактное финансирование и пр. Выдано 180 кредитов на сумму свыше 800 тыс. долл. США. В результате их использования среднегодовой доход женщин-предпринимателей увеличился на 18%. От 15 до 32% чистой прибыли они использовали для расширения своего бизнеса. При этом количество рабочих мест для не членов семьи составило в среднем около 5 человек. 7 участниц проекта открыли депозитные счета.

 

 

Перспективы сотрудничества

 

Одна из сессий конференции была посвящена расширению экономических возможностей женщин и повышению регионального сотрудничества. Своим видением решения проблем поделились эксперты, представители бизнес-ассоциаций приграничных регионов Ферганской долины. В этом контексте примечательны презентации «Гендер в восприятии общества: женщины и экономика» специалиста по внедрению гендерных подходов ПРООН Умутай Даулетовой; «Влияние госинвестиций на расширение экономических прав женщин» программного менеджера ООН–Женщины Жыпары Турмаматовой; «Барьеры для развития женского предпринимательства: результаты исследования в Таджикистане» программного специалиста Стамбульского регионального офиса ПРООН Михаила Пеляха.

 

 

 

Прагматичным был взгляд на вопрос председателя отделения Ассоциации деловых женщин Ферганской области, к.э.н., доцента Дилором Мехмоновой. В своем выступлении она сделала обзор стратегии развития партнерства на примере своей области. Прежде всего осветила законодательную базу по поддержке женского населения – Указ Президента «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан» (№УП-1084 от 2.03.1995г.), Закон «О дополнительных льготах женщинам» (№760-I от 14.04.1999г.), Указ Президента «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» (№УП-3434 от 25.05.2004г.). Мехмонова отметила, что одним из приоритетов Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах (прил. №1 к УП-4947 от 7.02.2017г.) являются повышение социально-политической активнос­ти женщин, усиление их роли в управлении государством и обществом, обеспечение занятости женщин, выпускниц профессиональных колледжей, широкое привлечение их к предпринимательской деятельнос­ти, дальнейшее усиление основ семьи.

В бизнес-сообществе Ферганской области женщины составляют около 40%, более 7 200 человек. Из них 61% старше 40 лет, 57% имеют среднее специальное образование и 30% – высшее. В своей работе ферганское отделение АДЖУ «Тадбиркор аёл» ориентировано на интегрированный подход в расширении экономических прав женщин. Реализовать его позволяют политические госпрограммы: повышения квалификации, дополнительного образования, получения профессиональных навыков; поддержка малого и среднего бизнеса для женщин; кредитная политика.

Д.Мехмонова напомнила, что развитие неправительственного сектора в ЦА стало импульсом к широкому региональному сотрудничеству, которое было активно вплоть до 2010–2011 годов. Общественные организации имели возможность согласовывать свои действия и решать региональные вопросы сообща. Затем сотрудничество практически прекратилось. Работа по восстановлению связей между женскими организациями, направленных на развитие женского предпринимательства, была возобновлена в 2015 году, и это дает надежду на вновь открывающиеся горизонты сотрудничества.

Общий интерес вызвала презентация кыргызстанской предпринимательницы Банур Бакиевой о роли женщины в туристическом бизнесе и региональном сотрудничестве. Она отметила, что ценные навыки и мастерство женщины активно используются в создании цепочки стоимости в бизнесе. Сегодня набирают обороты такие виды услуг, как кулинарные и фольклорные шоу; жизнь на ферме. Она привела примеры создания этнодеревень, вовлечения в бизнес сельских женщин, создавших гостевые домики в отдаленных регионах. Сельчан­ки использовали в своем обустройстве обычные строительные и отделочные материалы китайского производства. Соединение местного колорита, местных экологических материалов (дерево, глина, камни и др.), оригинального подхода в оформлении интерьеров и экстерь­еров, предметы национального быта создают особую атмосферу, пользующуюся большим спросом у туристов, к примеру, из Японии и Европы. Бакиева предложила рассмотреть вопросы интеграции женского турбизнеса, создание тематических маршрутов по регионам Ферганской долины.

 

 

Выставка и этнофэшн-шоу

 

Экономический потенциал нацеленных на освоение новых рынков сбыта женщин-производителей демонстрировался на I Международной региональной выставке «Women-Expo Шелковый путь–2017», которая функционировала в течение 3 дней. Ее участникам была предоставлена возможность проявить свой деловой имидж, показать продукцию и свои достижения, наладить новые деловые контакты и обменяться опытом. В рамках выставки состоялись мастер-классы успешных женщин-предпринимателей.

 

 

 

На выставке была представлена продукция женщин из Андижанской, Наманганской и Ферганской областей Узбекистана; Хатлонской и Согдийской областей, Горного Бадахшана и столицы Таджикистана; приграничных районов Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана.

Ярким, зрелищным событием выставки стало этнофэшн-шоу. В нем участвовали 18 модельеров стран Ферганской долины. В их числе этнодизайнер из Ферганы Зулхумор Абдуллаева. Показ моделей перемежался с выступлением самодеятельных и профессиональных артистов Ошской области.

 

* * *

В рамках конференции состоялся острый, заинтересованный диалог. Участники не только обсудили роль бизнес-ассоциаций в расширении сотрудничества женщин-предпринимателей, но и выработали рекомендации по укреп­лению экономического сотрудничества и расширению возможностей для развития женского предпринимательства в регионе. Проект резолюции по итогам конференции был принят единогласно. Участники предложили ежегодно проводить мероприятия такого формата в разных странах, выразили пожелание провести следующую встречу в Фергане.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

Прочитано: 1938 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика