Norma.uz
Газета НТВ / 2017 год / № 6 / Таможня

«Единое окно» – механизм упрощения

 

С 1 февраля для участников ВЭД и узбекистанской таможни наступил важный момент. В соответствии с Программой комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбекистане в тестовом режиме вводится межведомственная информационная система «Единое окно». Об этом на открытом коллегиальном заседании заявил заместитель председателя ГТК Гафуржон Шукуров. Проект «Модернизация таможенной службы путем внедрения унифицированной таможенной информационной системы «Единое окно» в Узбекистане» завершен.

 

Реализация проекта началась в 2014 году. Его цель – создание современной информационной системы, дающей всем участникам ВЭД возможность через Интернет в режиме онлайн подавать заявки на получение от различных министерств и ведомств разрешительных документов, представляемых в таможенные органы для последующего таможенного оформления экспортных и импортных грузов.

 

В рамках международного сотрудничества

 

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Узбекистане господин Квон Енг Ву, говоря о проекте, реализованном в рамках содействия развитию электронного правительства РУз, отметил деятельность Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA) – главного исполнителя от корейской стороны. Агентство привлекло к реализации проекта высококвалифицированных специалистов Республики Корея. Они провели глубокие исследования бизнес-процессов в таможенной сфере, собрали и проанализировали необходимую информацию для разработки этой информационной сис­темы. В настоящее время она тестируется специалистами ГТК.

Помимо программного обеспечения, Агентством на грантовой основе предоставлены новейшее оборудование и вспомогательные технические средства. В дальнейшем они должны обеспечить бесперебойное и быстрое функционирование Единого окна. Экспертами KOICA проверено сервисное оборудование, для безопасности установлены программы по защите сервера, выделена резервная система хранения данных для их быстрого восстановления.

Также Агентство организовало для наших специалистов тренинги по использованию информационной системы «Единое окно» для таможенных операций. В том числе в Республике Корея на базе ее ведущих профильных учебных центров. Практические стажировки проходили и на таможенных постах.

По истечении 2 лет после введения в эксплуатацию Единого окна будет проведена оценка проекта. Предусмотрены также мониторинг и содействие по активизации системы, гарантийное обслуживание и техническое сопровождение.

 

Собравшимся представители Агентства наглядно продемонстрировали этапы ввода данных (при наличии ЭЦП) для получения разрешительных документов. Разъяснен порядок заполнения необходимых форм. По завершению презентации таможенники и сотрудники Агентства ответили на вопросы участников ВЭД и представителей СМИ.

 

С какого момента заявка на получение разрешения будет считаться принятой?

– С момента электронного уведомления отправителя о ее получении конт­ролирующим органом.

 

Как будут проводиться отбор проб, акт сверки и оплата услуг?

– В уведомлении указываются данные ответственного исполнителя, связавшись с которым можно уточнить все процедурные моменты и сроки их проведения.

 

Как быть, если при заполнении электронного документа исполнителем будет допущена ошибка по товару?

– Ввод данных в форму разрешения будет производиться автоматически – переносом отправленных декларантом данных. Поэтому при заполнении стандартизированной информации ему следует быть предельно внимательным.

 

Кто будет контролировать эффективность функционирования системы и анализировать работу контролирующих органов в ее рамках?

Органом, призванным руководить внедрением механизма «Единое окно», назначена таможня. Поскольку она служит своего рода пропускным каналом для получения и координации потока информации, касающейся выполнения всех трансграничных регулирующих требований. Это обеспечивает соответствующим органам и учреждениям возможность доступа или же фактического получения информации, имеющей актуальное значение для решения их задач. С вводом в эксплуатацию Единого окна на таможне бумажные копии разрешительных документов использовать не будут.

 

 

Оперативное взаимодействие

 

Единое окно по экспортно-импорт­ным операциям – это механизм, позволяющий сторонам представлять, получать стандартизированную информацию и документы, используя единый пропускной канал в целях выполнения разрешительных требований, касающихся импорта и экспорта. Участники ВЭД смогут подавать информацию, требуемую контролирующими госорганами для выдачи соответствующего разрешения, только 1 раз в единой форме через единую информационную систему.

Перемещаемые через границу товары, помимо таможенного, могут подлежать другим видам контроля – санитарному, ветеринарному, фитосанитарному, экологическому и пр. Согласно Таможенному кодексу таможенное оформление завершается только после прохождения всех видов контроля. В настоящее время эти службы проводят конт­роль независимо друг от друга, что затягивает таможенное оформление. При Едином окне декларант сможет единовременно онлайн обратиться во все контролирующие органы. Для этого достаточно 1 раз загрузить в информационную систему данные о товарах. На практике прохождение всех видов контроля станет возможно с помощью элект­ронного обмена данными. Поэтому вместо печатей и штампов гос­органов на бумажных документах будут проставляться электронные отметки в общей базе. Таможенник, проверив их наличие, сможет завершить процедуру таможенного оформления.

Таким образом система ускорит помещение товара соответственно выбранному режиму, сократит время на проведение разрешительных процедур. Помимо этого, Единое окно минимизирует влияние человеческого фактора на принятие решений контролирующими органами.

Сейчас система «Единое окно» объединяет 6 госорганов и учреждений – ГТК, Минздрав, Минсельводхоз, Госкомприроды, Агентство «Узстандарт» и АО «Узбекэкспертиза». В перспективе число министерств и ведомств, задействованных в ней, планируется расширить, включив МВД, ГНК, Агентство «Узенгилсаноат», Центр электромагнитной совместимости и другие.

В общей сложности, система позволит подавать соответствующие заявки на получение более 20 разрешительных документов, включая сертификат соответствия, экологический сертификат, ветеринарное свидетельство и другие. ГТК ведет работу по согласованию проекта правительственного решения, в котором предусматриваются меры по дальнейшему обеспечению эффективного запуска и внедрения новой информационной системы в промышленную эксплуатацию. Ожидается, что она будет доступна для использования заинтересованными субъектами предпринимательства в самое ближайшее время.

 

 

Взгляд в будущее

 

По итогам встречи поинтересовалась мнением некоторых участников о новшестве. Вот их отзывы.

– Хочется, чтобы Единое окно было не просто безальтернативной, но и наиболее удобной системой, не только для госорганов, но и для бизнеса. А это значит, что его использование должно приносить выгоду бизнесу: быстроту, удобство и предсказуемость действий чиновников. Только тогда на новую технологию начнут переходить массово, а «бумажная» система будет отмирать.

– Чтобы Единое окно заработало в соответствии с лучшими мировыми практиками, заинтересованным органам нужно приложить множество усилий. Закрепить законодательно возможность получения разрешений исключительно в электронном виде через Единое окно. Оптимизировать перечень товаров, подлежащих разрешительной процедуре. Создать надлежащую IT-инфраструктуру для обеспечения быстрой и бесперебойной работы системы. Решение этих задач повысит ее привлекательность для бизнеса.

Информационная система «Единое окно» запущена в тестовом режиме на сайте sw.customs.uz.

 

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр. 

Прочитано: 2414 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика