Раздельная сортировка бытовых отходов потребителями никак не приживается на нашей почве. Первый шаг к этому был сделан еще 6 лет назад решением хокима г.Ташкента, но это не принесло результата. Вторая попытка предпринята постановлением Правительства более 2 лет назад (ПКМ №194 от 15.07.2014г.). Документом были утверждены Правила по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (прил. №3). Они обязали население сортировать мусор в 4 отдельных пакета. Но это также не оправдало ожиданий. Граждане как собирали бытовые отходы в один пакет, так и продолжают делать это по сей день. Правда, иногда их сортируют за нас маргиналы, подвизающиеся на мусорках. Они извлекают из пакетов стекло, пластик, бумагу, прочее, сдают их тут же на месте, выручая за это какие-то деньги. Прием тары на мусорных пунктах – инициатива владеющего ими частного бизнеса. Для потребителей нормы Правил так и не стали обязательными к исполнению.
Почему призыв к сортировке бытовых отходов населением обернулся провалом? Прежде всего гражданам не разъяснили важность этого дела. Принятие документа должна была предварять широкая информационно-разъяснительная кампания, чтобы убедить население в необходимости раздельного сбора отходов.
Этот вопрос не был проработан технически. Население обязали покупать разноцветные пакеты для сортировки мусора. Но где, у кого, по какой цене? Энтузиазма у жителей это не вызвало. Чтобы приучить к сортировке, переработчики хотя бы на первых порах могли обеспечивать потребителей бесплатными пакетами. Правилами было предусмотрено, что в пунктах сбора мусора будут установлены контейнеры разных цветов для разных пакетов с мусором. Но где они, эти контейнеры? Их нет до сих пор.
Другая причина – человеческий фактор. Осознать экологическую и экономическую важность нововведения рядовым потребителям сложно. Не привыкли мы мыслить масштабно. А без разъяснения вопроса населению его решение не сдвинется с мертвой точки. Сегодня во всем мире бытовые отходы используются вторично. Их превращают в сырье, получая при этом прибыль. Складирование мусора и сжигание наносят необратимый вред окружающей среде, населению и в несколько раз дороже переработки отходов.
У нас население не включилось в этот процесс и из-за отсутствия маломальских стимулов. А между тем во многих странах сортировка мусора потребителями поощряется. Например, они получают скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, при покупке каких-то товаров в супермаркетах, при участии в различных акциях, не говоря уже о том, что за возврат тары, бумаги и прочего получают неплохие деньги. В то же время к гражданам, выбрасывающим несортированный мусор (в том числе в неположенных местах), применяются жесткие штрафы.
Еще один момент. Правила обязали отечественные промышленные предприятия принимать от потребителей морально устаревшую и вышедшую из строя продукцию собственного производства для последующей утилизации за счет производителя, а также разработать специальный механизм приема этой продукции. Пока все ограничилось краткосрочными акциями некоторых магазинов. Один-два из них время от времени предлагают потребителям утилизацию старой бытовой техники и скидку за это при приобретении новой.
Хочется надеяться, что в ближайшее время появятся некоторые положительные подвижки хотя бы в плане утилизации старой техники. В этом году была принята Программа совместных мероприятий Госкомприроды и АО «Тошрангметзавод» по повышению экологической активности населения, осуществлению дополнительных мероприятий по охране окружающей среды, направленных на утилизацию твердых бытовых и электронных отходов в Республике Узбекистан на период 2016–2020 годов. В рамках этой Программы в Ташкенте и областных центрах в местах продажи электронной техники появятся 50 специализированных приемных пунктов для утилизации старой бытовой техники. АО «Тошрангметзавод» планирует организовать систему приема электронных отходов и отработанных аккумуляторных батарей. Программой также предусмотрено информировать население о порядке утилизации опасных отходов.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.