Кто отвечает за строительство, содержание и безопасность детских площадок во дворах многоквартирных домов? Вопрос вовсе не праздный, если учесть, что у нас он не урегулирован законодательством и решается как Бог на душу положит. А между тем, по данным травматологов, на детских площадках ребятишки травмируются чаще, чем в ДТП. И безобидные на первый взгляд качели-карусели с горками, турниками и лесенками – угроза безопасности, если они сооружаются без соблюдения установленных требований стандартов, санитарных норм и правил. А зачастую так оно и происходит. И здесь впору сказать малышам не «Добро пожаловать!», а «Осторожно, детская площадка!».
Что имеем?
Обращения граждан на эту тему высвечивают серьезные проблемы. Детских площадок в жилых микрорайонах столицы явно не хватает. Ну а те, что имеются, это в основном убогие железные конструкции сплошь из острых углов, плохо сваренные и закрепленные, с различными повреждениями, твердым покрытием и т.д. В результате дети часто падают, расшибают коленки, ломают руки, ноги, застревают в конструкциях и т.п.
Ярких, привлекательных площадок, украшающих жилые кварталы и радующих глаз, а главное – менее травмоопасных, немного. Они стоят больших денег, возводятся главным образом за счет спонсорской помощи. Среди них как завозные комплекты, так и продукция отечественных производителей.
Мониторинг законодательства, связанного со строительством, эксплуатацией и обеспечением безопасности детских спортивных и игровых площадок, показал, что в этой сфере достаточно «белых пятен». Имеющиеся документы носят, скорее, рекомендательный характер, нежели обязательный к исполнению. Что примечательно, судя по документам, о необходимости строительства детских площадок не говорит разве что ленивый: на это обращают внимание начиная от различных экологических программ до документов, связанных с благоустройством и содержанием населенных пунктов. Тем не менее действенная система контроля за их строительством и эксплуатацией отсутствует.
Судя по обращениям граждан, в последнее время места для игр детей и занятий спортом сжимаются как шагреневая кожа. После массового сноса гаражей наметилась тревожная тенденция, когда детские площадки превращаются в стихийные парковки. Это вызывает возмущение жителей. Истоки проблемы кроются в том, что не урегулирован вопрос: кто отвечает за строительство и содержание детских площадок.
Чья ответственность?
Ответственность за них пытаются возложить на ТЧСЖ. Мол, товарищества обязаны обеспечивать сохранность и содержание общего имущества, земельного участка и имущества ТЧСЖ. Таково требование статьи 16 Закона «О товариществах частных собственников жилья».
Это значит, если члены ТЧСЖ на общем собрании примут решение о возведении детской площадки на своем земельном участке, им и карты в руки. При этом жители должны знать, что затраты на ее строительство и содержание лягут в структуру обязательного взноса и увеличат его. Но если у товарищества нет земельного участка, закрепленного за ним государственным земельным кадастром, как это происходит сплошь и рядом, и его граница проходит по цоколю здания или метр-два по периметру? Тогда участок у дома относится к земле общего пользования, который согласно статье 64 Земельного кодекса находится в ведении органов государственной власти. В их компетенции и возведение на нем различных построек.
Получается, все зависит от того, на чьей территории расположена детская площадка или где ее намерены поставить. Если на земельном участке товарищества, очерченном кадастром, то хозяин площадки – ТЧСЖ. Оно устанавливает, ремонтирует, содержит. Если же на государственной, то за нее отвечает город, район, и все вопросы – в хокимият. И оказание давления на ТЧСЖ на предмет обустройства и содержания площадки на земле общего пользования – незаконное вмешательство в дела товарищества.
Из-за неурегулированности вопроса часто он решается путем администрирования: либо это спонсорская помощь в добровольно-принудительном исполнении, либо инициатива махалли, либо прессинг на ТЧСЖ.
В товариществе обычно не бывает единодушного мнения по поводу строительства детских площадок. У одних жителей маленькие дети, и они «за». У других дети уже выросли, и им это не надо. Пожилым не нравится, что с утра до ночи под окнами будет шум и гам. Кто-то вполне резонно считает, что вложат деньги в строительство и содержание площадки, а пользоваться ею будут дети соседних домов. Это нагрузка на конструкции, быстрый износ, а платить за их содержание и ремонт им. Огородить площадку от чужих – дополнительные затраты. В этом случае товарищество может скооперироваться с соседями. Тогда ее строительство и содержание обойдется дешевле.
Безопасность горок, качелей и прочих детских радостей прежде всего должна исходить из соблюдения производителями установленных стандартов, санитарных норм и правил. Но этому следуют лишь юридические лица. Они используют качественные материалы, способные выдержать нагрузки, заботятся о безопасном покрытии, чтобы исключить травмоопасность, и т.п. А примитивные железные конструкции, которые видим мы на детских площадках, изготовлены в основном кустарным способом. Их может сделать любой сантехник из старых труб или дядя Вася в своем гараже. И тут, конечно, не до соблюдения стандартов. Приобретать сертифицированные комплекты товарищества не могут из-за их дороговизны. Правда, им рекомендуют для этого брать кредиты. Но у многих ТЧСЖ другие приоритеты, связанные с капитальным ремонтом общего имущества.
Программы уходят, проблемы остаются
Следует отметить, что за последние 5 лет детских площадок у нас прибавилось. Это стало возможным благодаря Программе восстановления и создания в 2010–2015 годах детских площадок, разработка которой была запланирована в Государственной программе «Год гармонично развитого поколения» (утв. ПП-1271 от 27.01.2010г.). Она определила некоторые требования к ним, в том числе к безопасности и санитарному состоянию. Предполагалось провести массовую инвентаризацию всех детских площадок, имеющихся на них сооружений, передать их товариществам собственников жилья и органам самоуправления граждан. Намечалась разработка целевых программ для каждой махалли, массива, микрорайона по созданию и восстановлению площадок на ближайшие 5 лет, их паспортизация, сертификация на соответствие установленным требованиям. Хокимиятам было поручено широко привлекать к работам по их восстановлению предпринимателей, общественные организации, фонды, фермерские хозяйства, предприятия и т.д., а также население.
Затраты, связанные с реализацией Программы, планировалось покрывать в первую очередь за счет спонсорской помощи, а также внебюджетных источников местных органов госвласти. Ответственность за сохранность детских площадок возлагалась на руководителей ТЧСЖ и органов самоуправления граждан.
Безусловно, Программа сыграла свою роль в улучшении ситуации. В минувшем году в столице появилось 256 детских площадок. Для мегаполиса с населением более 2,6 млн человек – капля в море. Но по капле и море собирается.
Программы приходят и уходят, а проблемы, бывает, остаются. Вопросы, связанные со строительством и содержанием детских площадок, часто необоснованно перекладывают на плечи ТЧСЖ. Чтобы упорядочить этот процесс в соответствии с законодательством, Ассоциация ТЧСЖ г.Ташкента в свое время разработала проект Положения, которое было передано на рассмотрение в городской хокимият. Однако оно так и не нашло положительного решения.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.