На ЕПИГУ обсуждается проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2017 год».
Документ вносит достаточно много поправок в Налоговый кодекс.
Что к дивидендам отнесут
С 26 апреля 2016 года исключена возможность увеличения номинальной стоимости акций. Это изменение в статью 18 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» внесено Законом №ЗРУ-405 от 25.04.2016 г.
Однако статья 22 НК по-прежнему к числу дивидендов относит доходы, полученные акционером от увеличения номинальной стоимости акций.
Опубликованный для обсуждения законопроект предусматривает приведение этих норм в соответствие.
Таким образом, после принятия поправок под дивидендами будут пониматься:
● доход, подлежащий выплате по акциям;
● часть чистой прибыли и(или) нераспределенной прибыли прошлых лет, распределяемой юрлицом между его учредителями (участниками, членами по их долям, паям, вкладам);
● доходы от распределения имущества при ликвидации юрлица, а также при изъятии учредителем (участником, членом) доли (пая, вклада) участия в юридическом лице, за вычетом стоимости имущества, внесенного учредителем (участником, членом) в качестве вклада в уставный фонд (уставный капитал);
● доходы акционера, учредителя (участника, члена) юрлица, полученные в виде стоимости дополнительных акций, увеличения стоимости доли (пая, вклада) в случае направления нераспределенной прибыли на увеличение УФ.
Не использованные в срок льготные средства придется вернуть
Предлагаемые в законопроекте дополнения в статью 30 НК уточняют порядок и сроки использования средств, высвобождаемых при применении налоговых льгот, предоставленных с условием их целевого назначения, после окончания льготного периода. Сейчас эти средства можно тратить только на определенные законодательством цели. При нецелевом использовании они подлежат взысканию в бюджет с начислением пени (ч.4 ст.30 НК).
На практике у налогоплательщиков-льготников возникают вопросы, как быть с остатками средств, которые в течение льготного периода не были использованы на установленные цели в полном объеме.
В случае принятия поправок налогоплательщики смогут направлять остатки на установленные цели еще в течение года. Если и по истечении этого периода они не будут полностью использованы, тогда их остаток подлежит изъятию в бюджет.
Не заплатишь налоги – лишишься имущества
Сегодня обращение взыскания на имущество налогоплательщика производится, только если непогашенная налоговая задолженность превышает установленные минимумы. Они утверждаются ежегодно и составляют 20 МРЗП – для юрлиц и 5 МРЗП – для физлиц (ст.ст.59, 61 НК; прил. №28 к ПП-2455 от 22.12.2015г.).
Законопроектом предлагается установить применение мер принудительного взыскания налоговой задолженности, даже если она меньше минимально утвержденного размера (т.е. независимо от него), но не погашена в течение года после истечения срока уплаты налогов.
Унифицируются сроки по инкассо
В настоящее время инкассовые поручения налоговых органов выставляются индивидуальным предпринимателям не позднее 30 дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей (ч.2 ст.63 НК).
Эту норму предложено исключить, приравняв ИП к остальным налогоплательщикам, для которых этот срок составляет 3 рабочих дня.
Когда ННО будут платить налоги
В соответствии с НК некоммерческие организации по своей основной деятельности налог на прибыль не платят. Но с доходов от предпринимательства эти организации его уплачивают (ст.126 НК). Налогообложению подлежат также некоторые виды их прочих доходов. В том числе доходы от участия в совместной деятельности, дивиденды, проценты и роялти (ст.132 НК).
Предлагаемые дополнения предусматривают, что налогом на прибыль будут облагаться также доходы от аренды имущества и финансовой аренды.
Кроме того, наряду с доходами от предпринимательства, вышеперечисленные прочие доходы некоммерческих организаций также будут облагаться налогом на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (ст.295 НК).
Передача имущества в оперативную аренду будет также признаваться облагаемым оборотом по НДС (ст.197 НК).
Беспроцентные займы будут облагать налогом на законной основе
Юридические лица часто предоставляют друг другу свободные денежные средства во временное пользование (с условием возвратности) в виде займа или финансовой помощи. В правоприменительной практике их использование на беспроцентной основе рассматривалось налоговыми органами как извлечение дохода в виде безвозмездных имущественных прав. При этом НК порядок определения этого дохода не установлен. Это приводит к многочисленным спорам и разногласиям при определении налогооблагаемой базы.
Для урегулирования этой проблемы предлагается внести в НК (ст.135) дополнения, согласно которым доход заемщика от безвозмездно полученного права пользования денежными средствами будет определяться исходя из ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату возврата суммы займа.
Ставка рефинансирования Центробанка будет также применяться при определении налогооблагаемой базы по займам, предоставленным под проценты, ставка по которым установлена ниже ставки рефинансирования ЦБ.
Этот порядок предлагается не распространять на кредиты, выданные кредитными организациями, а также на займы, предоставляемые нерезидентами.
Что изменится в налогообложении нерезидентов
Из года в год сокращается количество документов, необходимых для представления в налоговые органы, чтобы получить право на налоговые льготы. Это касается и доходов нерезидентов Республики Узбекистан (ст.155 НК).
Изменения предполагают применение норм международных договоров в области налогообложения ко всем видам доходов нерезидентов, облагаемых у источника выплаты.
При этом для снижения ставки налога или освобождения от его уплаты подавать заявление в налоговые органы не потребуется. Достаточно будет иметь в наличии сертификат резидентства, выданный компетентным органом иностранного государства, с которым Республикой Узбекистан подписан международный договор.
Когда физлицо налоги платить не будет
В статье 179 НК («Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению») предлагается заменить некорректно употребленный в пункте 11 этой статьи термин «от реализации» на термин «от продажи». Связано это с тем, что по определению НК реализацией признается обмен, безвозмездная передача товаров (работ, услуг), а также передача залогодателем права собственности на заложенные товары залогодержателю.
Вместе с тем к числу доходов физлиц, не подлежащих налогообложению, предлагается отнести ценные подарки, выдаваемые по решению Президента или Кабинета Министров.
Из-за утраты актуальности льготу в виде ограничения уровня изъятия доходов женщин, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, – 20% – предлагается из НК исключить (ч.2 ст.181 НК). Связано это с тем, что при применении утвержденной шкалы по НДФЛ, где максимальная ставка налога составляет 23%, уровень изъятия не будет превышать 20%.
Если налоговая декларация недостоверна...
В законодательстве предусмотрена обязанность налогоплательщиков по отдельным доходам представлять в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе. Перечень таких доходов приводится в статье 189 НК. К ним, например, относятся доходы: имущественные, если они не обложены налогом у источника выплаты; полученные в виде авторского вознаграждения за создание и использование произведений науки, литературы и искусства; в виде материальной выгоды, полученные не по основному месту работы; подлежащие налогообложению, полученные из 2 и более источников, и т.д.
Если налогоплательщик не представил декларацию, то налоговый орган вправе начислить налог на основе имеющейся у него информации по максимальной ставке и вручить ему уведомление о сумме начисленного налога, подлежащего уплате (ч.9 ст.192 НК).
Законопроект предлагает распространить аналогичный порядок на случаи выявления недостоверной информации по ранее представленной декларации.
При представлении исправленной декларации о совокупном годовом доходе окончательная сумма налога будет определяться с учетом последней декларации.
Как будут определять стоимость недр
Для недропользователей, не включенных в Госреестр хозсубъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых рассчитывается по биржевой цене, установленной на международной бирже. При отсутствии цены на мировом рынке эту стоимость определяет уполномоченный госорган (ст.254 НК).
Согласно законопроекту эту стоимость предлагается определять исходя из производственной себестоимости добычи, предусмотренной технико-экономическим обоснованием по промышленному освоению соответствующего месторождения, согласованным в установленном порядке, увеличенной на 20%.
Также в проекте уточняется, что установленный 25-дневный срок для представления расчета бонуса коммерческого обнаружения будет истекать со дня получения лицензии на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых, а не со дня утверждения уполномоченным госорганом запасов полезных ископаемых, как это предусмотрено сейчас.
С того же момента будет истекать 90-дневный срок для уплаты бонуса коммерческого обнаружения.
Переходя на «упрощенку», надо сдать расчеты
Предприятия – плательщики общеустановленных налогов Расчет налога за пользование водными ресурсами представляют в налоговые органы 1 раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности (ст.263 НК). При этом сроки представления этого Расчета при переходе на упрощенную систему налогообложения в течение года НК не установлены.
Эти сроки предлагает установить опубликованный на ЕПИГУ законопроект. Микрофирмы и малые предприятия – плательщики общеустановленных налогов, переходящие на уплату ЕНП в течение года, Расчет налога за пользование водными ресурсами за период уплаты ими общеустановленных налогов обязаны будут представлять не позднее 10 числа месяца, в котором они переходят на уплату ЕНП.
Аналогичный порядок представления Расчета микрофирмами и малыми предприятиями, переходящими в течение года на уплату ЕНП, предусматривается по налогу на имущество и земельному налогу (ст.ст.271, 285 НК).
На новое имущество – новое извещение
Согласно НК сумма налога на имущество физлиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января. Сумму налога, подлежащую уплате, исчисляют налоговые органы и отражают в платежном извещении, вручаемом физлицам под роспись, ежегодно не позднее 1 мая (ст.277 НК).
Проектом уточнено, что при изменении инвентаризационной стоимости имущества, переходе права собственности или возникновении (прекращении) права на льготы в течение года налоговые органы должны будут пересчитать сумму налога и предъявить налогоплательщику новое или дополнительное платежное извещение с указанием уточненной суммы налога и срока уплаты.
Дополнительное платежное извещение будет вручаться и в случае выявления задолженности по прошлым периодам, где сумма налога будет отражаться с учетом пени.
Прибыль от пенсионных накоплений освободят от налога
Согласно поправкам, вносимым проектом закона в статьи 296, 313, 317 и 325-1 НК, для Халк банка предлагается уменьшать налогооблагаемую базу налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры на сумму прибыли, полученной им от использования средств, находящихся на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан.
Также этот доход предлагается не рассматривать в качестве объекта налогообложения обязательными отчислениями:
● во внебюджетный Пенсионный фонд;
● в Республиканский дорожный фонд;
● в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений.
Напомним, накопительная пенсионная система введена с 1 января 2005 года и предусматривает обязательные ежемесячные взносы (1%) с начисленной зарплаты (доходов) работников на ИНПС, открытые в филиалах Халк банка. Банк вправе размещать эти средства и начислять полученные в результате процентные доходы (З-н «О накопительном пенсионном обеспечении граждан»).
Сбор предлагается не пересчитывать
Для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю отдельными видами товаров и оказанием отдельных видов услуг, НК предусматривает уплату в бюджет специального сбора. Размер сбора устанавливается исходя из МРЗП и уплачивается ежемесячно. В случае изменения МРЗП в течение года налогоплательщики обязаны представить уточненный расчет по этому виду сбора, а также доплатить сумму разницы на сборы, внесенные в бюджет авансом (cт.ст. 345–347 НК).
Законопроектом предлагается установить порядок, при котором уплата сбора за право розничной торговли и оказания отдельных видов услуг будет осуществляться исходя из МРЗП на начало года независимо от его изменения в течение года. В этой связи часть 5 статьи 347 НК предложено исключить.
Победитель тендера заплатит НДС
Для юрлиц, применяющих упрощенный порядок налогообложения, сохранены обязательства по уплате отдельных общеустановленных налогов. К их числу относится налог на прибыль, взимаемый у источника выплаты, НДС по работам (услугам), выполняемым нерезидентами Республики Узбекистан, акцизный налог при производстве подакцизной продукции, ЕСП и другие (ст.349 НК).
Дополнения предусматривают обязательную уплату НДС победителем конкурсных торгов на капитальное строительство объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением централизованных источников (средств госбюджета и целевых фондов, кредитов иностранных коммерческих банков) независимо от применяемой системы налогообложения.
Кому разрешат перейти на «упрощенку» без заявления
Предприятия торговли и общественного питания уплачивают ЕНП без права выбора системы налогообложения.
Если предприятия по итогам предыдущего отчетного года не будут относиться к предприятиям торговли и общепита, то для применения упрощенного порядка налогообложения они не позднее 1 февраля отчетного года должны подать в налоговый орган письменное уведомление. Непредставление его к указанному сроку считается согласием уплачивать общеустановленные налоги (ст.352 НК).
Проектом закона данную норму предлагается исключить и предоставить право микрофирмам и малым предприятиям, специализировавшимся ранее на торговле или общепите, продолжить уплату ЕНП без представления уведомления.
Уточнят порядок уплаты фиксированного налога
Для выпускников профколледжей, зарегистрированных в качестве ИП, в течение года после их окончания предусмотрена льгота в виде освобождения их от уплаты фиксированного налога на 6 месяцев со дня госрегистрации. Однако, прекратив свою деятельность в течение 12 месяцев с момента госрегистрации, они должны уплатить налог за весь период осуществления деятельности, в том числе и за 6 льготных месяцев (ч.6 ст.375 НК).
Теперь же предлагается применять это положение также в случае, когда ИП-выпускник приостановил деятельность более чем на 3 месяца.
Например, выпускник колледжа зарегистрировался в качестве ИП в январе. По общему правилу с января по июнь включительно он освобожден от уплаты фиксированного налога. Но если он приостановит деятельность, скажем, в сентябре на 4 месяца, то должен будет уплатить налог с января по август включительно, то есть за весь период осуществления деятельности.
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в другие законодательные акты.
В дочерних предприятиях работников считать не будут
Сегодня при определении среднегодовой численности работников субъекты малого предпринимательства учитывают в том числе совместителей, лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах (ч.2 ст.5 З-на «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»).
Употребление формулировки «на унитарных (дочерних) предприятиях» в данной норме вызывает ряд проблем.
Во-первых, это неравнозначные понятия. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Есть унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Дочерним же признается общество, в котором другое (основное) юрлицо имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Во-вторых, не установлены конкретные критерии, по которым бы определялись взаимоотношения дочерних и основных обществ. Например, какой размер доли в уставном капитале дочернего предприятия считается преобладающим?
В правоприменительной практике эта неопределенность приводила к многочисленным спорам, в том числе судебным.
В этой связи из норм указанного Закона, а также части 3 статьи 350 НК предлагается исключить слово «дочерних», что позволит избежать неясностей при их толковании на практике.
Проектом также предусмотрены поправки в Кодекс об административной ответственности.
Не будет акта сверки – заплатишь штраф
Статьей 175 КоАО установлена ответственность за отсутствие учета объектов налогообложения или нарушение порядка ведения кассовых операций, а также платежной дисциплины.
Часть 1 данной статьи предусматривает штрафные санкции за:
● отсутствие учета прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения или ведение этого учета с нарушениями установленного порядка, если эти действия привели к занижению причитающейся суммы налога или иных обязательных платежей;
● непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме налоговых отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
● непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля.
Вместе с тем юрлица, не погасившие налоговую задолженность в течение установленного срока, обязаны в течение 10 дней со дня получения ими требования о ее погашении представить налоговому органу акты сверки взаимных расчетов с дебиторами либо письменно уведомить об отсутствии дебиторской задолженности, по которой истек срок оплаты (ст.64 НК).
Однако ответственности за неисполнение этого обязательства действующее законодательство пока не предусматривает.
В этой связи законопроектом предлагается поправка в часть 1 статьи 175 КоАО, согласно которой отсутствие актов сверки взаиморасчетов с дебиторами либо письменного уведомления об отсутствии дебиторской задолженности, по которой истек срок оплаты, повлечет штраф от 1 до 3 МРЗП.
За что смогут штрафовать ИП
Среди прочих изменений предлагается скорректировать отдельные нормы, касающиеся деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП).
Так, например, статьей 175 КоАО предусмотрена ответственность за:
● непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и госцелевые фонды (ч.6) – штраф от 3 до 5 МРЗП;
● совершение того же правонарушения повторно в течение года после применения административного взыскания (ч.7) – штраф от 5 до 10 МРЗП.
Ответственности за указанные правонарушения подлежат должностные лица.
Должностным признается лицо, назначаемое или избираемое постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющее функции представителя власти либо осуществляющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах самоуправления граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и уполномоченное на совершение юридически значимых действий, а равно лицо, осуществляющее указанные функции в международной организации либо в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства (ч.2 ст.15 КоАО).
Исходя из действующего определения оштрафовать ИП по этой статье нельзя.
Поэтому проектом предлагается распространить указанные санкции также на ИП и штрафовать их за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.
Проект находится на стадии обсуждения и может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Заманов, Музаффар Мирзаганиев, эксперты «Norma Online».