Norma.uz
Газета НТВ / 2016 год / № 37 / Приоритеты

Налоговая политика: ключевой фактор социально-экономического развития

 

В Узбекистане за 25 лет независимости в ходе масштабных реформ и преобразований на основе получившей международное признание «узбекской модели» развития проведена значительная системная работа по либерализации налоговой политики, совершенствованию и упрощению налоговой системы.

 

Наряду с этим были приняты меры по обеспечению прозрачности налогового администрирования, повышению правовой грамотности налогоплательщиков, надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства.

В этой целенаправленной и последовательной работе можно отметить несколько важных этапов, связанных с приоритетными направлениями развития независимого Узбекистана в каждый конкретный период.

 

 

Период становления

 

Так, в первые годы независимос­ти в условиях падения объемов производства и высоких темпов инфляции важнейшей задачей было обеспечение поступлений средств в Государственный бюджет республики. Исходя из этого основное внимание тогда уделялось фискальной функции налогов. Можно вспомнить, что при утверждении Государственного бюджета республики на 1991 год размер его дефицита составлял почти 7,5%. Поэтому возникла острая необходимость создания такого налогового механизма, который был бы направлен на сокращение дефицита Госбюджета и укрепление его доходной части. За короткий срок была разработана целостная система нормативно-правовой базы налогообложения. В частности, в 1991 году приняты законы Республики Узбекистан «О подоходном налоге c граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства», «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Наряду с этим в период с 1991-го по 1995 годы внимание было обращено на стимулирование роста производства и поддержки создания рабочих мест путем отказа от собираемого в бывшем Советском Союзе подоходного налога с предприятий, хозяйственных органов, кооперативных и общественных организаций, а также платежей из прибыли государственных предприятий, которые не учитывали экономического состояния предприятий и имели исключительно фискальный характер. Также был отменен налог с оборота, который, по сути, не являлся налогом, а, скорее, неким механизмом регулирования цен и представлял собой определенную часть цены, индивидуально установленную на каждый товар. Были отменены такие абсурдные налоги, как налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, а также платежи с экспортных и импортных операций. Взамен были введены в действие совершенно новые налоги, отвечающие требованиям рыночной экономики, например, налог на доходы предприятий, объектом обложения которым является фактически полученный доход субъектов рыночной экономики, налог на добавленную стоимость, акцизы. А для стимулирования развития предпринимательской деятельности начали применяться новые механизмы, основанные на полном или частичном освобождении от уплаты налогов.

В формировании национальной налоговой системы важную роль сыграло создание в 1994 году Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (ГНК).

В период 1995–2005 годов осуществлялся процесс рационализации налоговой системы, в ходе которого создавалось и укреплялось налоговое законодательство респуб­лики. Так, с целью определения правовых основ и придания деятельности органов государственной налоговой службы статуса законности, а также формулирования ясных и четких прав и обязаннос­тей налогоплательщиков в 1997 году был принят Закон Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», в соответствии с которым на государственные налоговые органы возложена одна из самых важных задач в государстве – обеспечение полноты и свое­временности поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей. Также в качестве единой правовой основы в 1997 году принят Налоговый кодекс Республики Узбекистан. Всего же за годы независимости принято 39 законов, 44 указа и 96 постановлений Президента страны, а также 233 постановления Кабинета Министров, относящихся к налоговой сфере. Среди них и 32 законодательных акта, касающихся совершенствования деятельности органов государственной налоговой службы. Это позволило создать прочную и надежную законодательную базу, благодаря которой за четверть века независимого развития в Узбекистане удалось сформировать налоговую систему, содействующую эффективному осуществлению экономических и социальных реформ в стране.

Наряду с этим в качестве полноправного субъекта международного права Узбекистан проводит последовательную политику укрепления договорно-правовой базы взаимодействия с другими странами в сфере налогообложения. Начиная с 1993 года ГНК подписано 52 соглашения об избежании двойного налого­обложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал с такими странами, как Россия, Германия, Италия, Швейцария, Нидерланды, Китай, Респуб­лика Корея, Словения, Ирландия, Испания и т.д.

 

 

Время реформ

 

С 2005 года в Узбекистане начался период коренных изменений в сфере демократизации и обновления общества. На совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, наряду с самыми важными приоритетными задачами осуществления экономических реформ, главой государства были определены приоритетные задачи по модернизации экономики, совершенствованию налоговой политики, всесторонней поддержки развития предпринимательской деятельности. В соответствии с этим проведена масштабная налоговая реформа по совершенствованию системы налогообложения, унификации налоговых платежей, снижению ставок и усилению стимулирующей роли налогов. Принят Налоговый кодекс Республики Узбекистан в новой редакции, вступивший в силу с 1 января 2008 года в качестве законодательного акта, имеющего силу прямого действия, в котором были учтены испытанные на практике международные принципы и подходы по вопросам налогообложения.

Существенным результатом проводимой налоговой реформы стало поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, которое послужило поддержанию стабильных темпов экономического роста. Так, если в 1994 году ставка налога на прибыль предприятий составляла 45%, то к 2016 году она снизилась до 7,5%, то есть в 6 раз. Ставка налога на добавленную стоимость за этот же период снижена с 30 до 20%, или в 1,5 раза, а ставка единого налогового платежа для субъектов малого бизнеса – с 15,2 до 5%, то есть более чем в 3 раза. В результате предоставления налоговых льгот в распоряжении более 50 тыс. предприятий в среднем остается около 9 трлн сум. в год.

Снизился и налог на доходы физических лиц. Если прежде он рассчитывался и взимался по семишкальной системе с максимальной ставкой 60% от полученного дохода, то в настоящее время налог взимается по 4 шкалам, а максимальная ставка составляет 23%. Важно отметить, что с 2015 года введена нулевая ставка НДФЛ для физлиц с низким уровнем дохода – менее 1 размера минимальной заработной платы.

Одновременно для хозяйствующих субъектов снижались налоговые расходы по оплате труда. И если ставка отчислений работодателей в систему обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд занятости и Совет профсоюзов) в 1994 году составляла 40% от фонда оплаты труда, то в последующие годы она была поэтапно снижена до 25%, а с 2015 года для микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств – до 15%, то есть уменьшилась в 2,6 раза.

В итоге совокупное налоговое бремя удалось снизить до 20% к ВВП, и сегодня Узбекистан относится к странам с наилучшей благоприятной налоговой средой, тогда как уровень налоговой нагрузки в других странах, например, в Австрии, составляет 43,4%, Турции – 32,5%, Эстонии – 32,3% и Казахстане – 26,8%.

 

 

Положительные результаты преобразований

 

Наряду со снижением ставок налогов и других обязательных платежей, в последние годы налоговые органы решают и поставленные перед ними руководством республики задачи по кардинальному сокращению финансовой и налоговой отчетности, а также широкому внедрению электронной системы представления финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей. В результате предпринятых мер с 2013 года в 1,5 раза сократились количество и объем форм финансовой отчетности, отменены 6 форм налоговой отчетности, с сокращением более чем в 2 раза периодичности их сдачи, а в настоящее время все субъекты предпринимательства сдают налоговую отчетность исключительно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Такой порядок создал условия и для максимального сокращения вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, доведения до минимума количества проводимых плановых налоговых проверок. Органы государственной налоговой службы начали широко применять методы камерального контроля, то есть без непосредственного посещения субъекта предпринимательства, на основе представленных отчетов. К примеру, при помощи компьютерного программного комплекса «Камеральный контроль» за 2015 год было выявлено 124,7 тыс. нарушений при заполнении налоговой отчетности.

Особое место в нынешней системе налогообложения заняли реформы, касающиеся проверок хозяйствующих субъектов налоговыми органами. В первые годы независимости проверки проводились без определенной периодичности, что мешало производственному процессу, особенно если хозяйствующему субъекту доводилось стать жертвой недобросовестных представителей проверяющих органов, которые инициировали проверки без соответствующего разрешения. И если с 1998 года была установлена периодичность плановых проверок, согласно которой они могли проводиться 1 раз в год, то с 2005 года периодичность плановых проверок для микрофирм и малых предприятий была увеличена до 4 лет, а для других субъектов предпринимательства – до 3 лет. Кроме того, первые 3 года деятельности вновь созданные субъекты малого бизнеса, семейного предпринимательства и фермерские хозяйства освобождены от плановых проверок.

В итоге количество проверок субъектов предпринимательства в 2015 году органами государственной налоговой службы по сравнению с 2001 годом сократилось в 3,7 раза, уровень охвата проверками действующих субъектов предпринимательства за этот период снизился с 15,9% до 2,7, или в 5,9 раза.

В совершенствовании системы организации налоговых проверок можно особо выделить установление моратория на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста.

На улучшении делового климата в стране сказалась и работа налоговых органов по усилению стимулирующей функции налогов, например, для привлечения к предпринимательской деятельнос­ти выпускников колледжей. Так, в рамках проводимой молодежной политики для стимулирования молодых предпринимателей с 2015 года внедрена специальная льгота для выпускников профессиональных колледжей, решивших заняться бизнесом, предусматривающая освобождение их от уплаты фиксированного налога с доходов от предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев.

Вместе с тем для решения вопросов занятости населения, особенно молодежи, индивидуальным предпринимателям с 1 июля 2015 года предоставлено право нанимать от одного до трех работников в зависимости от вида деятельности с уплатой за каждого нанятого работника страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 50% от минимального размера заработной платы и фиксированного налога в размере 30% от установленной ставки. При этом индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты фиксированного налога за нанятых на работу выпускников профессиональных колледжей в течение 12 месяцев с даты окончания теми колледжа.

Все принятые меры в определенной степени способствовали созданию в стране благоприятного делового климата. И как отмечено в докладе Всемирного банка, Узбекистан в настоящее время входит в первую десятку стран мира, которые за последний год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности.

Кроме этого, согласно рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» Узбекистан поднялся по сравнению с 2015 годом на 16 позиций – с 103-го места на 87-е. Значительный рост нашей страны в данном рейтинге обеспечен за счет такого показателя, как «налогообложение», который вырос в 2015 году на 61 позицию и в 2016 году еще на 2 позиции.

Необходимо отметить и работу Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов Республики Узбекистан и его территориальных подразделений, созданных в соответствии с постановлением Президента «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики» от 8 января 2010 года.

Так, данным управлением и его территориальными подразделениями в 2010 году от общей прибыли рынков и торговых комплексов в местный бюджет было взыскано 77,7 млрд сум., что в 3 раза больше по сравнению с поступлениями в местный бюджет 2009 года. На сегодняшний день этот показатель составляет 184 миллиарда сумов, что примерно в 6,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Благодаря вниманию и поддержке руководства страны органы государственной налоговой службы сегодня – это технологически высоко оснащенная модернизированная система, способная решать самый широкий круг задач в своей сфере.

 

 

Роль ИКТ в совершенствовании налогового администрирования

 

В этом плане можно отметить те изменения в работе налоговых органов, которые связаны с внедрением и активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Из-за фактически полного отсутствия в начале 90-х годов национальных сетей передачи данных поступление налоговых средств и их контроль полностью осуществлялись на основе бумажных денежно-расчетных документов. Поэтому можно сказать, что реформа налоговой системы в определенной степени началась с формирования единой компьютерной сети обработки данных.

Последовательное внедрение ИКТ в процесс налогового администрирования стало одним из важнейших направлений деятельности ГНК, который последовательно проводит мероприятия, нацеленные на систематизацию и сбор достоверной информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения, обеспечение обработки этих данных и их надежное хранение.

Трудно представить, но в самом начале процесса формирования данной системы в распоряжении налоговых органов по всей республике имелось всего 182 компьютера, и практически вся работа осуществ­лялась на основе бумажной документации. А по мере укрепления материально-технической базы налоговой службы и развития ИКТ количество компьютерной техники достигло почти 10,9 тыс. единиц.

Структура внедрения информа­ционно-коммуникационных технологий в государственных налоговых органах основана на интегрированной системе сбора и обработки данных, включающей министерства и ведомства, комиссии и инспекции, органы исполнительной власти на местах. При этом основное внимание уделяется анализу и прогнозированию налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, мониторингу оборота наличных денежных средств, принятию мер по сокращению внебанковского оборота, взысканию налоговой задолженности. Благодаря этому в несколько раз повысилась эффективность труда сотрудников налоговых органов, возрос уровень собираемости налогов и обязательных платежей, взыскания налоговой задолженнос­ти, оперативность реагирования с целью предотвращения нарушений налогового законодательства. К примеру, внедрение одной только автоматизированной информационной системы «Учет задолженности юридических и физических лиц» позволило сократить затрачиваемое на выставление инкассовых поручений время с 3 дней до 10 минут, а потребление бума­ги – на 41,2 т.

С 2011 года в рамках Инвестиционной программы началось формирование единой информационной базы данных ГНК на базе Центра обработки данных (ЦОД). При этом был изучен и учтен опыт таких стран, как Франция, Япония, Малайзия, Республика Корея, Сингапур и других. С формированием единой информационной базы данных ГНК потребовалась также и модернизация корпоративной сети. Внедрение оптико-волоконной связи позволило увеличить скорость передачи данных в территориальных налоговых подразделениях в 600 раз.

Принятие постановления Президента от 30 октября 2012 года «О мерах по дальнейшему повышению эффективности функционирования информационно-коммуникационной системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан» ознаменовало новый этап совершенствования в данном процессе. В настоящее время налоговой службой уже налажен электронный обмен данными с Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Министерством внутренних дел, Комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и другими министерствами и ведомствами. Запущенный в текущем году в рамках системы «Электронное правительство» обновленный портал ГНК «Электронные налоговые услуги – my.soliq.uz» обеспечивает прозрачность деятельности налоговых органов, а также создает благоприятные условия для хозяйствующих субъектов и населения при уплате налогов. Электронными государственными услугами, оказываемыми ГНК, активно пользуются более 280 тыс. физических лиц и свыше 275 тыс. предприятий и организаций.

Налогоплательщики – юридические лица через «Персональный кабинет» могут уплатить налоги и другие обязательные платежи в режиме он-лайн. Только в прошлом году «Персональным кабинетом» воспользовались более 2,7 млн раз. Для физических лиц создана возможность, не выходя из дома, уплатить налог на имущество и земельный налог посредством услуг «Mbank», «U-Pay» и «Click».

Достигнутые в этом направлении результаты высоко оценены в профессиональных кругах. В течение 2010–2015 годов программные продукты и проекты ГНК были признаны победителями и награждены главными призами на ежегодной национальной выставке программных продуктов «BestSoft Uzbekistan». А веб-сайт soliq.uz удостоился первых мест в номинации «Лучший сайт органов государственного управления и ­власти» по итогам интернет-фестиваля Национального домена UZ и Национального интернет-конкурса MIT UZ в 2012-м и 2015 годах. Кроме того, в рейтинге по состоянию внедрения ИКТ в органах государственного и хозяйственного управления ГНК занимает первое место уже в течение пяти лет.

Сложившаяся на сегодняшний день в Узбекистане налоговая политика становится одним из ключевых факторов, влияющих на темпы экономического роста, структурной перестройки и модернизации экономики, направленных на достижение конечной цели – рост благосостояния населения и процветание страны.

 

Ботир ПАРПИЕВ,

председатель Государственного налогового комитета

Республики Узбекистан.

Прочитано: 2907 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика