За годы независимости таможенная служба стала надежным инструментом повышения уровня экономической и социальной безопасности страны. Она оказывает мультипликативный эффект на экономику, что благоприятно отражается на общих макроэкономических показателях. Этому способствуют совершенствование таможенного администрирования, оптимизация таможенного оформления и контроля, упрощение процедур для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Принципы перехода от глобального таможенного контроля к выборочному, от контроля в процессе совершения таможенных операций к контролю после выпуска товаров отражены в новой редакции Таможенного кодекса.
На основе Киотской конвенции
Согласно нормам таможенный постаудит, являющийся одним из инструментов таможенного администрирования, должен способствовать максимальному упрощению и ускорению таможенного контроля при условии сохранения его эффективности (Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, Киото, 18.05.1973г., далее – Киотская конвенция). По мнению Всемирной таможенной организации (WCO), наряду с использованием информационных технологий и системой управления рисками, это один из наиболее действенных инструментов современного таможенного администрирования. WCO исходит из того, что постконтроль (проверка товаров после выпуска) является важной частью современного таможенного контроля и содействия развитию торговли. С одной стороны, он позволяет справиться с растущим объемом перемещений товаров, с другой – создает благоприятные условия для участников внешней торговли.
Под контролем на основе методов аудита понимается совокупность мер, при помощи которых таможенная служба убеждается в правильности заполнения деклараций на товары и достоверности указанных в них сведений. При этом у причастных к декларированию лиц проверяются соответствующие книги учета счетов, документы, учетная документация и коммерческая информация.
Различают 2 формы таможенного аудита: аудит, проводимый после таможенного оформления, и аудит систем участников торговли. Посттаможенный аудит осуществляется для проверки деятельности лиц, участвующих в международной торговле. В отличие от обычной таможенной проверки, при таможенном аудите финансово-хозяйственный результат внешнеторговой операции и результат таможенного оформления рассматриваются как часть общего бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Такой подход позволяет создать четкую и ясную картину внешнеторговых сделок, а также сопоставить данные таможенной и налоговой отчетности на основе бухучета.
Цель аудита – не только фактическая проверка финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, но и выработка рекомендаций по совершенствованию его учетной работы и политики. Следствием такого процесса является упрощение порядка таможенного оформления. Таможенный аудит должен помогать приспосабливать систему учета и отчетности участника ВЭД к требованиям таможенной службы. А таможенные органы в свою очередь должны упрощать таможенный контроль тем участникам ВЭД, которые следуют всем требованиям и рекомендациям.
Зачем нужен аудит после таможенной очистки
Эксперт по таможенным вопросам проекта USAID «Торговля и доходы» Ирина Свифт пояснила методику постконтроля: таможня проверяет соблюдение таможенного и другого соответствующего законодательства, изучая бухгалтерскую отчетность и документацию участника ВЭД в его офисе после выпуска товаров. Это удобно для таможни, поскольку она может более эффективно определить, действительно ли на основе анализа рисков были выпущены товары без нарушений законодательства. И также удобно для участника ВЭД, заинтересованного в быстром выпуске товаров, снижении затрат на очистку и повышении показателей своей работы без нарушений благодаря улучшению внутреннего контроля.
Постконтроль – это действенная мера для борьбы с коммерческим мошенничеством и проверки эффективности методологии управления рисками. Он позволяет увеличить объем торговли за счет быстрой таможенной очистки, при этом привлекать меньшее число сотрудников. Постаудит – обязательный стандарт в таможенном контроле. В настоящее время он является основной формой таможенного контроля в США и странах ЕС. Также широко применяется в Японии, Южной Корее и Китае.
С позиций отечественного законодательства
Посттаможенный контроль (ПТК) в отечественной таможенной практике проводится для подтверждения соответствия сведений о таможенной стоимости, происхождении товаров, тарифной классификации, об освобождении от уплаты таможенных пошлин, возврате (возмещении) сумм таможенных платежей и т.д. При необходимости может затрагивать и другие области.
Проверка системы учета находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, который обязаны вести юридические и физические лица, может применяться, в частности, в случае заявления лица о применении упрощенных процедур таможенного оформления (ст.200 Таможенного кодекса).
Также, если имеются достаточные и подтвержденные основания полагать о наличии нарушений таможенного законодательства, таможенные органы вправе провести таможенный контроль после выпуска товаров (ст.201 ТК).
Проводя ПТК, таможенники имеют право проверять наличие товаров, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения юридического и физического лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.
Основанием для ПТК является решение начальника таможенного органа или лица, его замещающего, с указанием целей, сроков проведения проверки, состава проверяющих должностных лиц таможенного органа и проверяемого периода.
За одним и тем же контрактом (договором, соглашением) ПТК может проводиться не более 1 раза.
ПТК и доначисление таможенных платежей могут осуществляться в течение 1 года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Зарубежный опыт
Еще одна форма таможенного аудита – это аудит систем участников внешней торговли. Она применяется к тем, кому уже предоставлена или в отношении кого рассматривается возможность предоставления права на использование упрощенной формы таможенного оформления. Например, возможность подачи периодической таможенной декларации. В ходе такой проверки аудиторы выясняют, каким образом работают информационные системы проверяемого лица, и достаточно ли точно они отражают внешнеторговые операции для соблюдения необходимых норм и правил. В данном случае проверяется не конкретная торговая сделка или поставка товара, а общая информационная система учета таких сделок и поставок.
Помимо информационных систем проверяются и регламентирующие их работу документы. Интересно, что при такой форме аудита предусматривается вариант, когда участник внешнеторговой сделки проводит самостоятельную оценку своей деятельности по специально разработанным для этой цели критериям.
Логическим продолжением аудита систем является так называемый аудит развития. Это комплекс консультационных мероприятий для тех участников ВЭД, которые еще только разрабатывают новые системы учета. Консультации таможенного аудитора на этапе проектирования позволяют изначально разработать и внедрить такую информационную систему, которая будет предоставлять таможенным органам наиболее полные сведения в простой форме.
Настоящее и будущее контроля после выпуска товаров
Действующая система ПТК несколько отличается от зарубежного посттаможенного аудита. Это контроль, проводимый сотрудниками таможенных органов самостоятельно. Основная его цель – выявить нарушения законодательства и взыскать неуплаченные платежи в бюджет, а не формировать имидж и определять уровень риска конкретного участника ВЭД.
Для действенной реализации системы постконтроля, предусмотренного стандартами WCO, есть правовая основа. Дело за дальнейшим формированием методологических и технических решений, развитием соответствующей нормативной базы. Для этого нужно не только совершенствовать таможенную систему, но и отойти от принципа приоритета сбора таможенных платежей к упрощению процедур торговли и контролю над цепями поставок.
При этом система управления рисками (СУР) и постконтроль должны быть связаны друг с другом, как этого требуют международная практика и Таможенный кодекс.
В будущем для развития института таможенного аудита ключевым станет вопрос о применимости его результатов. Их можно будет использовать для:
● подтверждения финансовой устойчивости и платежеспособности участника ВЭД, получающего отсрочку/рассрочку по уплате таможенных платежей;
● выяснения причин добровольного исправления допущенных ранее при таможенном оформлении ошибок и неточностей;
● учета при оценке деятельности участников ВЭД, в том числе тех из них, кто уже получил или претендует на упрощенную форму таможенного оформления и таможенного контроля.
Для законопослушных участников ВЭД таможенный аудит может стать инструментом повышения безопасности ведения бизнеса, способом получения различных упрощений и сокращений количества применяемых форм таможенного контроля. Применение СУР и постконтроля таможенной службой создаст возможности для развития института таможенного аудита – необходимого элемента госрегулирования внешнеэкономической деятельности.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.