Сложил свои крылья последний троллейбус…
Вспоминаю, как по нашим (тогда еще не переполненным тысячами скоростных автомобилей) улицам с важной медлительностью «плавали» городские троллейбусы. Конечно, со временем они из-за своей медлительности стали помехой интенсивному дорожному движению. Но именно благодаря своей медлительности троллейбусы были самыми безопасными транспортными средствами на наших улицах – безопаснее трамваев, так как были более маневренны и всегда могли объехать препятствие, даже сорвав свои токоприемники с проводов.
Из моей более чем 40-летней практики эксперта-криминалиста могу припомнить всего лишь 3 трассологические экспертизы, связанные с троллейбусами. И только в одном случае речь шла о наезде на пешехода.
Причем с благоприятным исходом – пешеход остался жив, получив телесные повреждения средней тяжести. Вины водителя в этом наезде не было. Более того, он сделал все, чтобы избежать столкновения, но пешеход перебегал дорогу, самонадеянно посчитав, что бегает быстрее троллейбуса, и наезд был неизбежен.
А в двух других случаях произошли довольно своеобразные ЧП. В одном – при движении троллейбуса внезапно лопнуло заднее колесо. Произошел так называемый пневматический взрыв шины, в результате сидевшая над колесом пассажирка получила незначительные телесные повреждения. Нам, экспертам-трассологам, предстояло тогда установить причину повреждения колеса, а по нашим заключениям следователь должен был принять решение о виновности ответственных лиц и о привлечении их к ответственности.
Если бы лопнула шина, потому что была слишком изношена, то к ответственности за халатное отношение к своим служебным обязанностям привлекли бы лиц, отвечающих за технику безопасности в троллейбусном парке. Да и водителю тоже пришлось бы ответить за то, что с таким изношенным колесом согласился выйти на линию.
Но в том случае причиной повреждения шины оказался ее скрытый заводской дефект, о наличии которого эксплуатационники не могли знать. Так что привлекать к ответственности никого не пришлось.
Кстати, повреждения шин в результате пневматического взрыва (сопровождающегося резким выходом воздуха, с выбросом лоскутов резины камеры) тогда случались в основном у легковых автомобилей. Частенько бывало, что водитель легковушки, опрокинувшейся или столкнувшейся с другим авто, оправдывался тем, что не справился с управлением именно из-за взрыва колеса. Но наша многолетняя экспертная практика говорила о другом: не раз случались пневматические взрывы у автомобилей-такси, однако при этом водители, умело маневрируя, управлялись с автомобилем, не совершая аварий. Это был показатель профессионализма водителей такси.
А другой случай с троллейбусом вообще очень необычный. Во время движения с проводов слетела железная деталь крепления. Она отлетела на случайную прохожую, причинив ей легкие телесные повреждения. Перед экспертами ставился вопрос о причине повреждения узла крепления проводов. Было установлено, что эта деталь крепилась к проводам половиной из положенных болтов… Конечно, крепление здесь было ослаблено, постепенно разбалтывалось и в конечном счете деталь сорвалась.
Тогда следователю пришлось привлечь к ответственности эксплуатационников ТТУ за то, что не уследили. Правда, ответственность, конечно, не была связана с лишением свободы – ведь это ЧП обошлось без тяжких последствий.
Увези меня, милый трамвайчик…
А совсем недавно с улиц Ташкента навсегда ушли и трамваи. Стало меньше шума, и перестало трясти наши дома, стоящие вдоль центральных магистралей, по которым бегали эти когда-то красные, а потом зеленые и светло-коричневые вагончики. Кстати, ни о каком другом виде транспорта мы не говорили «бежит», а вот о трамваях чаще именно так и говаривали: «Вон бежит мой трамвайчик». А ведь если вспомним: постукивая на стыках рельс и мягко раскачиваясь в стороны, трамвайные вагоны и в самом деле «бегали» по рельсам…
А что касается моего профессионального отношения к этому виду городского транспорта, то могу сказать и про трамваи, что они тоже не слишком часто совершали аварии. Хотя происшествий, связанных с трамваями в нашей экспертной практике, было побольше, чем с троллейбусами. Понятно почему. Помните фразу: «Не трамвай, объедешь!». Действительно, трамвай при всем желании вагоновожатого не может объехать препятствие и мгновенно остановить многотонную махину тоже невозможно, как ни жми на тормоза.
Расставаясь с трамваями, хочу вспомнить, какие дорожные происшествия с ними были связаны. В первую очередь – трагические ДТП, ведь удар по пешеходу многотонным вагоном оставлял мало шансов человеку. Хотя бывали случаи, когда счастливчики выживали и после ударов трамвайными вагонами. Чаще пешеходы погибали в результате наездов трамваями.
В наездах на пешеходов обычно вины водителей трамваев не было. И в прежние годы таких ДТП было совсем мало: ведь пешеходу надо было очень постараться попасть под грохочущий по рельсам и звенящий на всю улицу трамвай. Правда, в последние годы наезды трамваями несколько участились – на молодых людей с наушниками и мобильниками. Тут уж звени не звени вагоновожатый, а все равно пешеход не слышит…
Были и другие происшествия, связанные с трамваями. Помнится случай, когда на перекрестке легковой автомобиль, не пропустив вагон трамвая (естественно, имевший право преимущественного проезда), со всей скорости влепился ему в бок. Не стану описывать, что стало с передней частью бедолаги-автомобиля, скажу только, что сам трамвай от удара прогнулся в противоположную сторону так, что практически не подлежал восстановлению…
Конечно, бывало, что и трамваи ударяли (обычно на перекрестках) автомобили, водителям которых казалось, что они еще успеют проскочить перед мчавшимся трамваем.
Случалось, что на поворотах вагоновожатые не сбавляли (или недостаточно сбавляли) скорость, и вагоны слетали с рельс, пропахав несколько метров дорожного полотна. Не стоит и говорить об ощущениях и чувствах пассажиров трамваев в таких ситуациях…
Но на фоне тысяч различных дорожно-транспортных происшествий, связанных с легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами и маршрутными такси, все эти единичные происшествия с трамваями – капля в море.
Ольга Маршанская.