Иногда кажется, что поставщики газа выработали стойкий иммунитет против требований законодательства. Иначе как объяснить, почему они с таким упорством и безнаказанностью сплошь и рядом нарушают права потребителей. Неслучайно в последние годы эта сфера прочно удерживает пальму первенства по числу нарушений потребительских прав в сфере ЖКХ, о чем свидетельствуют обращения граждан в редакцию нашей газеты, Госкомконкуренции, общества по защите прав потребителей. Но за пренебрежение газовщиками законодательства почему-то расплачиваются потребители. Своими деньгами, здоровьем, нервами, временем. Собирая многочисленные справки и доказывая, что накрученная им задолженность необоснованная, мнимая. А поставщики, несмотря на неоспоримые аргументы, часто продолжают настаивать на своем.
Конечно, у потребителей газа тоже бывает достаточно нарушений. Это несвоевременная оплата и поверка счетчиков, вмешательство в приборы учета и прочий негатив. Но он не снимает ответственности с поставщиков. Предъявляя требования к нарушителям, надо самим соблюдать свои обязанности. И наоборот.
Мы не раз писали о том, что в последнее время у газовщиков появилась новая фишка: необоснованные начисления задолженности из-за отсутствия в базе данных сведений о потреблении коммунального продукта. В частности, за непредставление копии сертификата соответствия после проведенной поверки счетчика. Это явление обрело настолько массовый характер, что порой создается впечатление, будто начислением мнимых задолженностей газоснабжающие организации решают свои проблемы. Ведь кто-то из абонентов будет отстаивать свои права, а другой заплатит, не выдержав волокиты и напора монополиста. Иначе чем объяснить, что даже своевременное представление сертификата и подтверждающая роспись о его приеме для поставщиков могут не являться аргументом. «Ничего не знаем. Нет данных в базе», – говорят они. А что тогда является аргументом? И кто виноват, что они сами вовремя не внесли данные в базу? Уж никак не потребитель, а недобросовестные и безответственные сотрудники, которые либо забыли это сделать, либо допустили это умышленно. Но что удивительно, при этом они принимают текущую оплату, не уведомляя потребителей о растущем мнимом долге.
«Не мешайте работать…»
Типичный пример тому – обращение в редакцию пенсионерки Галины Витушкиной, проживающей в Мирабадском районе столицы:
«Я решила проверить состояние своего лицевого счета по газу через мобильную систему Click и неожиданно обнаружила задолженность в 833 284 сум., – пишет она. – Обратившись с письменным заявлением в Мирободтумангаз, выяснила, что необоснованная задолженность появилась из-за того, что с ноября 2012-го по июль 2013 года безо всякого уведомления меня перевели на нормативный расчет потребления газа из-за отсутствия в базе данных информации о поверке счетчика. Однако я своевременно провела поверку в 2010 году и незамедлительно передала все необходимые документы (акт предварительной диагностики и сертификат) в райгаз. По непонятной причине они были изъяты из базы данных, и в 2011 году я представила их повторно, что подтверждено росписью о приеме работника райгаза. Кроме того, по требованию газовщиков представила все квитанции по оплате за период начисления задолженности, справку из махалли, план квартиры и прочие документы, подтверждающие, что состав моей семьи не изменился, дополнительные газовые приборы не установлены и не перенесены.
В течение 4 месяцев я пытаюсь доказать свою правоту. Вынуждена была обратиться с заявлением в прокуратуру Мирабадского района, Антимонопольный комитет, органы по правам человека, АК «Узтрансгаз», Кабинет Министров республики. По запросу прокуратуры были получены ответы из Мирабадского райгаза и Ташгоргаза о том, что задолженность является нереальной, образовалась из-за технической ошибки и подлежит списанию. Мирабадский райгаз составил акт о списании долга и обязался до 25.01.2016 г. исключить его из базы данных. Горгаз также составил акт об отсутствии реальной задолженности, сообщив, что она будет списана до 29.02.2016 г. Но долг до сих пор висит. Кроме того, в базу данных каким-то образом включили не соответствующие действительности показания счетчика.
Госкомконкуренции и органы по правам человека, рассмотрев мои заявления, сообщили, что закон на моей стороне и я вправе требовать незамедлительного и полного списания задолженности. Но мои требования упираются в непробиваемую стену.
Получается, что поставщик признал этот долг нереальным, но списывать его не торопится. Мне предложили заполнить заявление на перерасчет задолженности, где сумма в 833 284 сум. была указана как «нереальный долг». В выдаче справки об отсутствии задолженности мне отказали. Но речь должна идти о списании мнимого долга. Если газовщики ведут речь о перерасчете, то необоснованная задолженность так и останется «плавающей», будет покрываться за счет текущей оплаты за потребление газа, что, собственно говоря, и происходит. Но где гарантия, что, покрывая «нереальный долг», я не приобрету реальный. Получается, что на сегодняшний день я просто должна райгазу более 800 000 сум.
Мне 70 лет, и всю свою жизнь я трудилась на благо республики. Теперь вынуждена обивать пороги разных инстанций, доказывая, что ничего никому не должна, имея на руках все подтверждающие документы. В таком же положении оказались многие абоненты. Большая часть их – пенсионеры, пожилые люди, которые являются самыми добросовестными плательщиками. Речь идет о систематическом нарушении прав потребителей природного газа. Поражает хамское отношение работников Мирободтумангаза, которые не хотят ни в чем разбираться. На все вопросы отвечают: «Сестра, вы слишком много смотрите в компьютер. Идите домой и не мешайте работать...».
Как устранить иммунитет
На момент подготовки материала к печати вопрос о списании необоснованной задолженности так и не был решен. Надо отдать должное Витушкиной, проявившей активную гражданскую позицию в защите своих прав. Осталось только обратиться с иском в суд, который может поставить окончательную точку в решении вопроса. Ведь констатация различными инстанциями факта, что закон на стороне потребительницы и что она вправе требовать списания мнимой задолженности, не обязывает поставщика устранить недостатки, в отличие от судебного решения. Кроме того, органом, контролирующим исполнение Закона «О защите прав потребителей», является Госкомконкуренции. Он вправе направлять в адрес нарушителей потребительских прав предписания, а за их неисполнение налагать штрафные санкции.
Как оградить потребителей от подобных фактов? Наверное, усилив ответственность поставщиков за подобные нарушения. Каким образом?
1. Штрафные санкции за несоблюдение законодательства должны быть более жесткими и ощутимыми.
2. По фактам нарушений прав потребителей работниками газоснабжающих организаций необходимо проводить внутреннее расследование в подразделениях АК «Трансгаз» и принимать строгие меры к виновным, привлекать их к материальной ответственности за ошибки в расчетах и несвоевременное реагирование на заявления клиентов. Ведь подобные случаи формируют негативное отношение к поставщикам, подрывают их репутацию, порождают противоречия сторон. На моей памяти нет ни одного случая извинения работника газоснабжающей организации перед потребителем за свою халатность и безответственность.
3. Совершенствовать кадровую политику, укреплять сферу квалифицированными специалистами.
4. Предавать гласности факты злоупотреблений, превышения полномочий, халатности, допущенные недобросовестными газовщиками.
По вопросам отсутствия и исчезновения из баз данных информации о поверке предлагается:
1) включить в Положение о порядке поверки приборов учета газа (рег. МЮ №2604 от 30.07.2014г.) пункт о необходимости предоставления поставщику копии сертификата под роспись. Учитывая тотальную безответственность газовщиков, наверное, потребитель должен сам контролировать занесение данных о поверке в базу. Конечно, так не должно быть. Получается, что из-за халатности работников райгаза, которым нет доверия, на плечи потребителя перекладывается их работа;
2) включить в Положение пункт об уведомлении поставщиком потребителя о необходимости представления копии сертификата в райгаз при установке и подключении счетчика после поверки;
3) аккредитованные Агентством «Узстандарт» лаборатории, уполномоченные проводить поверку, могут передавать оригинал сертификата потребителю, а копию отправлять в электронном виде в газоснабжающую организацию. Этот порядок можно оговорить в лицензионном соглашении между Узстандартом и аккредитованными им лабораториями;
4) для унификации процедуры поверки установить механизм ее проведения в «одно окно», организовав единый центр оказания услуг по проведению поверки для всех поставщиков коммунальных услуг. Используя эту практику, передавать копию сертификата поставщику без участия потребителя и его ответственности за это.
Расплатитесь за счетчик!
«...Кроме того, работники Мирободтумангаза потребовали от меня оплату газового счетчика, установленного аж в 2005 году, да еще и в долларовом эквиваленте по курсу на текущий день, – продолжает Г.Витушкина. – Задолженность по счетчику была погашена, но, к сожалению, не все квитанции сохранились, ведь прошло 10 лет. Получается, что теперь я должна заплатить за счетчик вдвое больше, чем 10 лет назад? Непонятно, на каком основании райгаз заключал договоры с гражданами республики на установку счетчиков в долларах США?! Ведь в соответствии с законодательством все расчетные платежи, получение и возврат кредитов на территории республики осуществляются в национальной валюте».
Непонятно, конечно, где были работники газоснабжающей организации раньше, принимая 11 лет платежи за потребление газа по неоплаченному счетчику?
Согласно пункту 5 главы 11 договора при неоплате или несвоевременной оплате потребителем стоимости прибора учета газа поставщик имеет право отключить его от газовой сети после письменного уведомления с одновременным взиманием пени в размере 0,4% от общей суммы задолженности за каждый просроченный день, но не более 50% суммы просроченного платежа.
Что касается расчета за него в национальной валюте, то, судя по всему, здесь произошло недопонимание автором обращения. Дело в том, что счетчики приобретались за счет кредита Китайской Народной Республики в долларах. Согласно пункту 4 договора на реализацию прибора учета газа между абонентом и поставщиком она осуществлялась в кредит – в сумах по курсу доллара, установленному Центральным банком Узбекистан на дату платежа.
Спорные вопросы решаются путем переговоров или рассматриваются в судебном порядке. Тогда поставщик должен будет обосновать свои требования к абоненту, представив договор с указанием срока погашения кредита. Суд по требованию потребителя вправе запросить у банка квитанции об оплате счетчика потребителем. Срок исковой давности, в течение которого могут предъявляться рассматриваемые в судебном порядке требования, составляет 3 года.
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк.