Как люди становятся предпринимателями? Вариантов много. Но есть общие тропы, которые пришлось преодолеть многим стартапам, прежде чем их частная инициатива воплотилась в успешный бизнес.
Семейный бизнес Мавжуды
Мавжуда Абдиева, работая бухгалтером на различных частных предприятиях, о своем деле даже не помышляла, так как отсутствовал первоначальный капитал. Но, присматриваясь к чужой практике предпринимательской деятельности, наладила связи, завела нужные знакомства. И в 2006-м, как и многие другие начинающие предприниматели, начала с торговли. Кредит регионального подразделения НБ ВЭД позволил запустить бизнес-процесс, наладить оптовые поставки товара. Затем появились 2 собственных магазина, позволивших развивать розницу.
Спустя 6 лет она открыла цех по производству трикотажных изделий. В прошлом году активы предприятия пополнило производство мебели по индивидуальным заказам.
Сегодня возглавляемое Мавжудой Абдиевой ООО «Нафис биллур» – это многопрофильный успешный бизнес с растущими аппетитами. Если в 2014-м валовая выручка предприятия составила 230 млн сум., то в прошлом году она перевалила за 450 млн. Есть все основания полагать, что объемы производства в текущем году перешагнут за полумиллиардный рубеж, так как только в первом квартале получено заказов на 370 млн сум.
– Мне трудно с ходу перечислить весь ассортимент нашей продукции, – задумчиво говорит М.Абдиева и называет последние заказы. – Для предприятий СИЭЗ и навойиского подразделения АК «Узбектелеком» шьем спецовки. Колледжу олимпийского резерва должны поставить 700 комплектов спортивной одежды. Медицинские учреждения Хатырчинского, Учкудукского и нескольких районов соседней Самаркандской области обеспечиваем постельными принадлежностями. В этом году мы впервые вышли на зарубежный рынок – отправили белорусским партнерам пробную партию трикотажных изделий.
Бизнес Абдиевой по праву может считаться семейным. В нем активно участвуют ее дочери Шахло и Муниса. Первая, закончив Ташкентский государственный экономический университет по специальности маркетолог, ведет весь экономический блок, постоянно контактирует с потребителями и заказчиками. Вторая – натура творческая. После столичного текстильного института вернулась домой и занимается дизайном и моделированием трикотажных изделий. И это у нее неплохо получается – разработанные ею модели одежды пользуются спросом.
Хозяйка борцовского ковра
В обществе сложилось представление о женщинах-борцах как о чем-то здоровенном и грубом с квадратной челюстью, вроде Карелина в женском варианте. Но, вопреки ожиданиям, борцы вольного стиля женственны и привлекательны. И поэтому в вольной борьбе (в отличие от того же дзюдо) практически не встретишь тяжеловесок более 75 кг.
Два года назад в детско-юношеской спортивной школе №3 при управлении по делам культуры и спорта Навоийской области открылась новая секция вольной женской борьбы. Руководить ею и решать все организационные вопросы поручили молодому и перспективному тренеру, кандидату в мастера спорта Аиде Латыповой.
В школьные годы она зарекомендовала себя талантливым спортсменом, отличившись на республиканских спортивных играх «Умид нихоллари–2012» по спортивной гимнастике. Позже учащуюся Навоийского колледжа олимпийского резерва заметили тренеры по вольной борьбе. С этого момента и начался ее путь к борцовскому ковру. На открытом первенстве среди республиканских юношеских школ высшего спортивного мастерства по вольной борьбе среди девушек 1994–1996 годов рождения она заняла 2-е место. После интенсивной подготовки к международному турниру по вольной борьбе в Турции она завоевала 3-е призовое место в весовой категории до 40 кг. На следующем международном турнире, проходившем в Киеве, Аида вновь была удостоена бронзы.
Маленькую, хрупкую, стройную девушку, которую не сразу отличишь от тренирующихся учениц, 2 года назад радушно приняли в коллектив ДЮСШ №3. Сегодня тренер Аида Латыпова успешно ведет 3 младшие возрастные группы. Первое боевое крещение в роли наставника она приняла в декабре прошлого года, когда на Кубке Узбекистана заняла 2-место ее ученица Жасмина Облакулова. Затем Хуршида Каримова оправдала старания тренера, поднявшись на высшую ступень пьедестала почета на открытом турнире по вольной борьбе.
– Для всех нас – тренеров, учеников и их родителей – стало открытием, что в столь юном возрасте 20-летняя Аида проявила настоящий дух бойца. Преодолев неуверенность и страхи перед новым для нее делом. Став наставником, она сломала все преграды на своем пути, открыла подопечным прекрасный мир спорта и побед, – замечает директор ДЮСШ №3, исполнительный директор Федерации греко-римской борьбы Собир Кузиев.
– Я искренне благодарна родителям, директору школы, его заместителю Наиле Хаитовой, методисту Дильфузе Ачлановой, всем, кто помог мне поверить в себя. Но больше всего горжусь своими ученицами, которые заряжают меня позитивом и показывают, что нет ничего невозможного на пути к своей мечте, – восторженно говорит молодой тренер.
Стирая грани
О таких, как Гулирано Худайкулова, говорят: они с профессией нашли друг друга. Опровергая категорическое мнение, что женщин-архитекторов не бывает, она в свои 33 года доказала обратное.
Не иссякает поток посетителей в кабинет главного специалиста отдела архитектуры Карманинского района Гулирано Худайкуловой.
– Мне часто говорят: женщина-архитектор – это или не женщина, или не архитектор, – не дожидаясь вопроса, начала разговор собеседница.
Сделать впечатляющую карьеру девушке из сельской глубинки удалось непросто. Но судьба вела ее за руку. Школьницей она мечтала стать архитектором, мысленно представляя свой родной кишлак Ижанд Навбахорского района красивым и современным. О загадочной профессии маленькая Гулирано узнала, посмотрев известный фильм «Об этом говорит вся махалля».
Способная ученица местного художника Гурилло Чориева успешно окончила отделение художественной архитектуры бывшего Учтутского лицея-интерната изящных искусств, поступила в Ташкентский архитектурно-строительный институт. Она стала единственной студенткой архитектурного факультета. Чтобы оплачивать учебу, ей пришлось подрабатывать в институте. Поездка на практику в Андижанскую область, где начиналось строительство Асакинского автомобильного завода, осталась в памяти Гулирано и ее сокурсников как момент воплощения замыслов в жизнь.
Вернувшись домой, молодой специалист 1,5 года чертила в местном проектном институте «Фукаролойиха» проекты будущих жилых домов, объектов торговли и услуг, генпланы реконструкции общеобразовательных школ. Затем потребовалась 5-летняя пауза, чтобы «спроектировать» собственную семью. Дочь Мадина, которая, как и мама в детстве, очень любит рисовать, стала смыслом жизни Гулирано.
– Наша специальность требует самоотдачи, сосредоточенности, полной погруженности в дело. Практически не остается свободного времени, – говорит Гулирано. – Не каждая женщина может себе это позволить. Говорят же, что архитектор – профессия без пола и возраста. А успех приходит, если человек влюблен в свою работу и упорно трудится.
Последние 4 года Гулирано Худайкулова дает новую жизнь Кармане, ставшей ее малой родиной. Современный облик имеющего долгую и богатую историю районного центра ничуть не ослабил его славу древнего города. Этот образ не в последнюю очередь складывается благодаря архитектурным и градостроительным решениям.
– В каждый проект, будь то частный дом, ресторан или торговый центр, вкладываю частичку себя, – говорит наша героиня. – Мне кажется, по-другому нельзя. У здания есть душа. И это душа архитектора, который его создал.
В нитях – ее жизнь
Вышивальщицу в пятом поколении Замиру Ахмедову знают не только в Зарафшане, но и в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, издавна славящихся мастерами народного творчества и прикладного искусства. На черном как смоль бархатном полотне, большом и тяжелом, переплетаются разноцветные причудливые орнаменты. Каждый из них – отдельная летопись не только самобытной узбекской культуры, хранящей многовековые традиции, но и династии шафирканских вышивальщиц.
– Это сюзане является семейной реликвией, – поясняет Замира Ахмедова, уловив мой внимательный взгляд, – его передают из поколения в поколение по женской линии.
Пестрому полотну в искусности не уступают работы самой Замиры, которые мы с интересом разглядывали, пытаясь понять значение витиеватых узоров, словно читая в них судьбу династии умельцев. В родном Шафиркане она с ранних лет обучалась мастерству у старших родственниц, овладев секретами традиционной бухарской вышивки и техникой покраски ткани и нитей природными красителями.
В неторопливой беседе за пиалой горячего зеленого чая Замира Ахмедова рассказала, что на ее выбор профессии повлияли родители. Будучи филологами, они для души и для знакомых занимались вышивкой, основы которой получили от своих родителей.
Окончив Бухарский государственный университет, девушка стала учительницей начальных классов. Но и любимого дела не оставила, достигая в нем мастерства. На одной из выставок авторских работ ремесленников республики она познакомилась с самаркандской вышивальщицей. Та, по достоинству оценив талант мастерицы из Шафиркана, предложила наладить их продажу.
Для многих Замира-опа стала не только первой школьной учительницей, но и наставником в ремесле, передав богатый опыт своим последовательницам. Но главными ее учениками являются дочери, невестки, внуки, впитавшие секреты вышивки предков.
Нашу беседу прервали внуки. Поздоровавшись с гостями, они стремглав подбежали к бабушке и обняли ее. Немного смущаясь, Замира-опа пошутила:
– Как видите, я не только искусная мастерица, но в первую очередь счастливая женщина. У меня два сына и две дочери, восемь внуков. Каждый праздник наша дружная семья собирается за щедро накрытым дастарханом. День женщин и Навруз не будут исключением, – говорит мастерица.
Подборку подготовил
Амир Махмудов,
наш соб. корр.