Постановлением Кабинета Министров от 24.12.2015 г. N 370 утверждена новая редакция Правил дорожного движения*. В них внесены 15 дополнений, уточнены некоторые термины и понятия. Вот некоторые из этих новаций.
В ПДД введен термин «автопоезд», разъяснена суть этого понятия. Определено, что автопоезд – это сочлененное автотранспортное средство, состоящее из седельного тягача и полуприцепа или из грузового автомобиля и прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(вами).
Расширено понятие «мотоцикл». Сейчас на автомобильных дорогах появились новые модели автотранспорта – скутеры, квадроциклы и электроскутеры, не называющиеся термином «мотоциклы», но приравненные к 2-, 3- и 4-колесным механическим транспортным средствам. Становясь участниками движения, их владельцы нередко нарушают ПДД. Теперь транспортные средства: скутеры, квадроциклы, электроскутеры с рабочим объемом двигателя более 50 см3, или имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, будут регистрироваться в качестве мотоциклов, им начнут выдавать государственные номерные знаки. Люди, управляющие такими транспортными средствами, должны иметь водительские удостоверения категории «А».
В ПДД появилась полная формулировка понятия «обочина». Ею определено, что это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью дорожной разметки 1.1, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
К нововведениям относится и введение термина «организованная перевозка группы детей». Теперь таковой считается перевозка 8 детей и более в автобусе, не относящемся к маршрутным транспортным средствам.
В последнее время дорожно-патрульная служба ГСБДД широко применяет методы автоматического установления нарушений ПДД, в частности, фото- и видеофиксацию. Эти термины теперь отражены в новой редакции Правил.
Помимо этого, для оповещения водителей введен новый информационно-указательный дорожный знак «Фото- и видеофиксация». Это новшество связано с запуском в столице компьютеризированной системы управления безопасностью дорожного движения. Сегодня она действует в режиме он-лайн.
Несколько новшеств касаются и пассажиров. Теперь водитель перед началом движения должен предупредить пассажиров, чтобы они во время движения не высовывали части тела (кроме рук) из салона транспортного средства. Кроме того, он обязан напоминать им о необходимости пристегнуть ремень безопасности.
Обеспечению безопасности водителя служит требование обновленных Правил, которое обязывает водителя при остановке на ремонт в темное время суток, особенно в неосвещенных местах, надеть специальный жилет со световозвращающими элементами. Теперь в каждом транспортном средстве, помимо медицинской аптечки, огнетушителя, знака, оповещающего о необходимости остановки, обязательно должен быть и такой жилет.
Утвержденные Правила запрещают пешеходам при движении по проезжей части, в том числе по пешеходному переходу, пользоваться телефоном, смотреть теле- и видеопродукцию, слушать радио и аудиопродукцию, читать книги или периодические издания, а также пользоваться иными электронными средствами, отвлекающими внимание.
Отдельные главы в новых Правилах регламентируют движение по автомагистралям, жилым зонам и так далее. Например, в жилых массивах скорость движения транспорта не должна превышать 30 км/ч. А вот на автомобильных дорогах некоторых регионов Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента вправе по согласованию с ГСБДД повышать скоростной режим, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. Но на этих участках должны быть установлены соответствующие дорожные знаки.
Правилами скорректированы случаи, когда водитель должен включать ближний свет фар в светлое время суток. К ним относятся: движение в составе организованной транспортной колонны; на автобусах и маршрутных транспортных средствах, перевозящих пассажиров; организованная перевозка группы детей; перевозка опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; буксировка механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве); на мотоциклах и мопедах.
Кроме того, новая редакция Правил устанавливает, что обучаемому к концу обучения на получение права управления автомототранспортными средствами категории «А» должно быть не менее 16 лет, категорий «В» и «С» – не менее 18 лет, категории «D», а также трамваем, троллейбусом – не менее 21 года.
Материал подготовлен по пресс-релизу
Национального пресс-центра Узбекистана
(www.presscenter.uz).
*С новой редакцией Правил можно ознакомиться на сайте norma.uz и в ИПС «Norma».