Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 2 / Новое в законодательстве

Информационное сообщение

об изменениях ставок налогов и других обязательных платежей,
а также по отдельным вопросам налогообложения в 2015 году


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25 декабря 2014 года
N 16/1-23171

 

Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщает об основных изменениях ставок налогов и других обязательных платежей, а также об отдельных вопросах налогообложения в 2015 году в соответствии с законами Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ЗРУ-379 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2015 год» и от 11 декабря 2014 года N ЗРУ-381 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Респуб­лики Узбекистан», Указом Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2014 года N УП-4677 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 «О прогнозе основных макро­экономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год».

 

I. ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Ставки налога на прибыль юридических лиц утверждены согласно приложению N 8 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Базовая ставка налога на прибыль юридических лиц снижена на 0,5 процентного пункта и установлена на 2015 год в размере 7,5 процента против 8 процентов в 2014 году.

Для коммерческих банков ставка сохранена на уровне 2014 года в размере 15 процентов.

Для предприятий сферы услуг (для которых предусмотрена ставка налога на прибыль в размере 7,5 процента) по объему оказанных услуг, оплаченных с применением пластиковых карт, сохранено снижение ставки на 5 процентов от установленной ставки.

2. Для предприятий-экспортеров по налогу на прибыль сохранена действовавшая в 2014 году регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации, за исключением сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года N УП-1871. При доле экспорта:

от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 30 процентов;

от 30 и более процентов в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 50 процентов.

3. Для юридических лиц, получающих доходы от проведения аукционов, организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие гастрольно-концертной деятельностью, ставка налога на прибыль сохранена на уровне 2014 года в размере 35 процентов к налогооблагаемой базе.

4. Ставка налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан, сохранена в размере 10 процентов.

 

II. ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 1 января 2015 года вводится четырехступенчатая шкала (в 2014 году была трехступенчатая) налогообложения, предусматривающая установление «0» ставки по первой группе доходов (до одной минимальной заработной платы).

При этом по остальным группам облагаемых доходов шкалы налогообложения ставки налога на доходы физических лиц увеличены на 1 процентный пункт.

Ставки налога на доходы физических лиц утверждены согласно приложению N 9 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 в следующих размерах:

 

Облагаемый доход

 

Ставка налога

 

до однократного размера минимальной заработной платы

 

0 процентов от суммы дохода

 

от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы

 

8,5 процента от суммы, превышающей однократный размер минимальной заработной платы

 

от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

 

налог с пятикратного + 17 процентов с суммы, превышающей пятикратный размер минимальной заработной платы

 

от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

 

налог с десятикратного + 23 процента с суммы, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы

 

 

При этом шкала налогообложения по группам облагаемых доходов определяется исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года – на 1 января 2015 года (118 400 сумов), и не пересматривается в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

В целях исчисления суммы налога на доходы физических лиц размер минимальной заработной платы учитывается нарастающим итогом с начала года (сумма минимальных заработных плат за каждый месяц соответствующего периода с начала года).

Сумма налога на доходы физических лиц, рассчитанная исходя из установленных ставок, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму обязательных ежемесячных взносов, перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, исчисляемых в размере 1 процента от доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, за вычетом дохода, облагаемого по «0» ставке (одной минимальной заработной платы).

Для целей налогообложения отдельных доходов физических лиц, облагаемых по минимальной ставке в соответствии с законодательством, минимальная ставка принимается в размере 8,5 процента.

 

III. ПО ЕДИНОМУ НАЛОГОВОМУ ПЛАТЕЖУ

1. Ставки единого налогового платежа для мик­рофирм и малых предприятий (кроме предприятий торговли и общественного питания) утверждены согласно приложению N 10-1, для предприятий торговли и общественного питания (включая мик­рофирмы и малые предприятия) – согласно приложению N 10-2 и для отдельных категорий предприятий – согласно приложению N 10-3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий всех отраслей экономики, за исключением предусмотренных в пунктах 2–11 приложения N 10-1, сохранена на уровне 2014 года в размере 6 процентов.

Для микрофирм и малых предприятий в сфере промышленности ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2014 года в размере 5 процентов.

Для редакций средств массовой информации, издательств, полиграфических организаций, телерадиовещательных компаний ставка сохранена на уровне 2014 года в размере 5 процентов.

Сохранена ставка единого налогового платежа для юридических лиц, оказывающих услуги по таможенному оформлению (таможенные брокеры), в размере 6 процентов.

2. С 1 января 2015 года ставка единого налогового платежа для строительных организаций, являющихся микрофирмами и малыми предприятиями, снижена на 1 процентный пункт и установлена в размере 5 процентов против 6 процентов в 2014 году.

3. Сохранена ставка для предприятий, у которых разработка и внедрение компьютерных программных продуктов составляют не менее 80 процентов от общего объема реализации товаров (работ, услуг), – в размере 5 процентов.

4. Для микрофирм и малых предприятий – экспортеров по единому налоговому платежу сохранена действовавшая в 2014 году регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации, за исключением сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года N УП-1871. При доле экспорта:

от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 30 процентов;

от 30 и более процентов в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 50 процентов.

5. Для микрофирм и малых предприятий, получающих доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие гастрольно-концертной деятельностью, а также для ломбардов ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2014 года в размере 30 процентов к налогооблагаемой базе.

6. Для микрофирм и малых предприятий:

являющихся заготовительными организациями, брокерскими конторами (за исключением осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг), а также предприятиями, оказывающими посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 33 процентов к налогооблагаемой базе;

осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 13 процентов к налогооблагаемой базе.

При этом для микрофирм и малых предприятий, указанных в данном пункте, налогооблагаемая база определяется в виде суммы вознаграждения (валового дохода).

7. Для предприятий, специализирующихся на предоставлении в аренду стационарных торговых точек (доходы от предоставления в аренду составляют более 60%) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров, ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2014 года в размере 30 процентов к налогооблагаемой базе.

8. Для предприятий общественного питания сохранена ставка единого налогового платежа в размере 10 процентов к налогооблагаемой базе, а для специализированных предприятий общественного питания, обслуживающих общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения, – в размере 8 процентов к налогооблагаемой базе.

9. Для предприятий розничной торговли (за исключением розничных аптечных организаций), расположенных в:

городах с численностью населения 100 тысяч и более человек, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 4 процентов;

других населенных пунктах, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 2 процентов;

труднодоступных и горных районах, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 1 процента.

10. С 1 января 2015 года унифицированы ставки единого налогового платежа для предприятий, осуществляющих оптово-розничную торговлю (кроме аптечных организаций), и установлена единая ставка в размере 5 процентов.

Для предприятий торговли, осуществляющих оптовую торговлю, ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2014 года в размере 5 процентов.

11. Ставка единого налогового платежа для специа­лизированных территориальных баз «Шаробсавдо» по розничному и оптовому товарообороту сохранена на уровне 2014 года в размере 5 процентов.

12. Ставка единого налогового платежа установлена для оптовых и розничных аптечных организаций, расположенных в:

городах с численностью населения 100 тысяч и более человек, – в размере 3 процентов;

других населенных пунктах, – в размере 2 процентов;

труднодоступных и горных районах, – в размере 1 процента.

13. Отнесение населенных пунктов к труднодоступным и горным районам определяется в соответствии с Инструкцией о порядке отнесения населенных пунктов к труднодоступным и горным районам (зарегистрирована Министерством юстиции за N 1868 от 11 ноября 2008 года).

14. Сохранен порядок, в соответствии с которым если предприятия розничной торговли имеют несколько торговых точек, не являющихся самостоятельными юридическими лицами и расположенных в разных населенных пунктах, по которым установлены различные ставки единого налогового платежа, то они должны вести раздельный учет товарооборота по каждой торговой точке и уплачивать единый налоговый платеж по ставкам, установленным для этих населенных пунктов.

15. Для предприятий сферы услуг, общественного питания и торговли по объему реализации товаров (оказанных услуг), оплаченных с применением пластиковых карт, сохранено снижение ставки на 5 процентов от установленной ставки.

16. Сохранен порядок, в соответствии с которым для всех плательщиков единого налогового платежа (за исключением предприятий розничной торговли) установленная единая база для исчисления минимального размера единого налогового платежа рассчитывается исходя из трехкратной суммы земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой ими площади земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При этом для предприятий розничной торговли сохраняется порядок исчисления минимального размера единого налогового платежа исходя из суммы установленного фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичный вид деятельности.

17. Для предприятий, осуществляющих деятельность по организации лотерей (в рамках данного вида деятельности), ставка единого налогового платежа сохранена в размере 33 процентов к налогооблагаемой базе.

 

IV. ПО ФИКСИРОВАННОМУ НАЛОГУ

1. Ставки фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей утверждены согласно приложениям NN 11 и 12 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

2. Сохранены ставки фиксированного налога по временному хранению автотранспортных средств для мест временного хранения для:

г.Ташкента – 0,1 МРЗП в месяц за м2;

г.Нукуса и городов областного подчинения – 0,06 МРЗП в месяц за м2;

прочих населенных пунктов – 0,04 МРЗП в месяц за м2.

Также сохранены ставки фиксированного налога для юридических и физических лиц по детским игровым автоматам для:

г.Ташкента – 3,0 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место;

г.Нукуса и городов областного подчинения – 2,0 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место;

прочих населенных пунктов – 1,0 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место.

3. С 1 января 2015 года установлена единая ставка фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги (в том числе парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра, косметолога и другие аналогичные услуги), в зависимости от места осуществления деятельности в следующих размерах:

г.Ташкент – 3,5 МРЗП в месяц;

г.Нукус и города областного подчинения – 1,5 МРЗП в месяц;

прочие населенные пункты – 0,5 МРЗП в месяц.

При этом ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей, оказывающих парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра, косметолога и другие аналогичные услуги, в зависимости от места осуществления деятельности снижены на 0,5 МРЗП.

4. По остальным видам деятельности ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей сохранены на уровне 2014 года.

5. Сохранен порядок, в соответствии с которым всем категориям плательщиков фиксированного налога ставки фиксированного налога определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года – на 1 января 2015 года (118 400 сумов), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

 

V. ПО НАЛОГУ  НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Ставка налога на добавленную стоимость сохраняется в размере 20 процентов.

 

VI. ПО АКЦИЗНОМУ НАЛОГУ

Ставки акцизного налога на подакцизные товары, производимые в Республике Узбекистан, и акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию Республики Узбекистан, утверждены согласно приложениям NN 13-1 и 13-2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Проиндексированы ставки акцизного налога на производимые в республике вина натуральные естественного брожения (без добавления этилового спирта) – на 5 процентов, прочие вина, сигареты с фильтром – на 10 процентов, спирт, коньяк, водку и прочую алкогольную продукцию, пиво – на 15 процентов.

При этом с 1 января 2015 года установлена единая ставка акцизного налога на производимые в республике сигареты с фильтром, без фильтра и папиросы в размере 19 196 сумов за 1 тыс. шт.

 

VII. ПО НАЛОГУ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

1. Ставки налога за пользование водными ресурсами утверждены согласно приложению N 14 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Действовавшие в 2014 году ставки налога за пользование водными ресурсами проиндексированы в среднем в 1,2 раза.

2. С 1 января 2015 года:

унифицированы плательщики налога за пользование водными ресурсами за счет распространения ставки, установленной для предприятий всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2–4 приложения N 14 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270) и на дехканские хозяйства (юридических и физических лиц), а также на физических лиц, использующих водные ресурсы в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Также сельскохозяйственные предприятия, не перешедшие на уплату единого земельного налога, включены в пункт 1 приложения N 14 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270;

для предприятий – производителей безалкогольных напитков ставка налога за пользование водными ресурсами по поверхностным и подземным источникам водных ресурсов по объему воды, используемой для производства, установлена в размере 10 000 сумов за 1 куб. метр, а для прочих целей по поверхностным источникам водных ресурсов – в размере 61,9 сума за 1 куб. метр и по подземным источникам водных ресурсов – в размере 78,6 сума за 1 куб. метр. При этом данные предприятия уплачивают налог за пользование водными ресурсами независимо от системы налогообложения (обще­установленный порядок налогообложения или упрощенный).

 

VIII. ПО НАЛОГАМ  И СПЕЦИАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

а) по налогу за пользование недрами.

Ставки налога за пользование недрами утверждены согласно приложению N 15 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Ставки налога за пользование недрами сохранены на уровне ставок, действовавших в 2014 году;

б) по бонусам.

Ставки подписного бонуса утверждены согласно приложению N 16-1, ставки бонуса коммерческого обнаружения утверждены согласно приложению N 16-2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

На 2015 год сохранены:

минимальные ставки подписного бонуса в размере от 100- до 10 000-кратного размера к минимальной заработной плате за право осуществления деятельности по поиску и разведке полезных ископаемых;

ставка бонуса коммерческого обнаружения в размере 0,1% к налогооблагаемой базе;

в) по налогу на сверхприбыль.

Ставки налога на сверхприбыль утверждены согласно приложению N 17 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Ставки налога на сверхприбыль по природному газу сохранены на уровне 2014 года.

При этом с 1 января 2015 года проиндексированы расчетные цены налогооблагаемой базы налога на сверхприбыль по меди катодной, полиэтиленовым гранулам, цементу (кроме белого цемента и цемента, произведенного на альтернативном топливе – угле) и клинкеру (кроме клинкера, произведенного на альтернативном топливе – угле).

 

IX. ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

1. Ставка налога на имущество юридических лиц утверждена согласно приложению N 18 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 и сохранена на уровне 2014 года в размере 4 процентов.

За не установленное в нормативные сроки оборудование налог на имущество уплачивается по удвоенной ставке.

2. Для предприятий-экспортеров по налогу на имущество сохранена действовавшая в 2014 году регрессивная шкала налогообложения в зависимости от доли экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ, оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации, за исключением сырьевых товаров, перечень которых утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года N УП-1871. При доле экспорта:

от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 30 процентов;

от 30 и более процентов в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 50 процентов.

При этом к стоимости незавершенного строительства и оборудования, не введенного в действие в установленные (нормативные) сроки, пониженные ставки не применяются.

3. Ставка налога на имущество физических лиц в соответствии с приложением N 19 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 установлена в размере 1,3 процента (в 2014 году – 1,2%) к инвентаризационной стоимости имущества.

В 2015 году отдельные ставки по налогу на имущество физических лиц на жилые дома и квартиры, расположенные в городах, с общей площадью свыше 200 кв.м до 500 кв.м увеличены с 1,4 до 1,6 процента и свыше 500 кв.м – с 1,8 до 2,2 процента.

С 1 января 2015 года условная стоимость имущества (при отсутствии инвентаризационной стоимости, определенной органами по оценке имущества физических лиц для взимания налога) установлена в г.Ташкенте и областных центрах в размере 20 328,0 тыс. сумов (в 2014 году – 18 480,0 тыс. сумов), а в других городах и сельской местности – в размере 8 833,0 тыс. сумов (в 2014 году – 8 030,0 тыс. сумов).

По вновь возведенным жилым домам, не зарегистрированным в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, налог на имущество с физических лиц взимается исходя из двухкратного размера условной стоимости имущества.

В целях применения льготы по налогу на имущество для отдельной категории физических лиц, предусмотренных законодательством, необлагаемая площадь устанавливается в размере 60 кв.м от общей площади.

При использовании физическими лицами объектов налогообложения для предпринимательской деятельности либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также при переводе физическими лицами объектов жилого фонда в категорию нежилого фонда или приобретения ими в собственность объектов нежилого фонда (здания, помещения в здании) налог на имущество физических лиц уплачивается по ставке, установленной для юридических лиц.

 

X. ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

1. Ставки земельного налога утверждены согласно приложению N 20 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Действовавшие в 2014 году ставки налога проиндексированы в среднем в 1,15 раза.

По сельскохозяйственным предприятиям, не перешедшим на уплату единого земельного налога, ставка земельного налога, взимаемого за орошаемые сельскохозяйственные угодья, определяется исходя из базовой ставки земельного налога на орошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета), по таблице N 1 в приложении N 20.

К ставкам, приведенным в таблицах NN 7 и 8, в зависимости от местоположения земельных участков применяются коэффициенты: вокруг г.Ташкента в радиусе 20 км – 1,30, столицы Республики Каракалпакстан и областных центров в радиусе 15 км – 1,20, районных центров в радиусе 10 км – 1,15 и других городов в радиусе 5 км – 1,10.

Расстояние до земельных участков определяется от административных границ городов и районных центров по автомобильным дорогам. В случаях, когда земельный участок находится вблизи двух городов, принимается коэффициент, соответствующий более высокому функциональному назначению города.

За земельные участки, предоставленные физическим лицам для предпринимательской деятельности, налог взимается по ставкам, утвержденным для юридических лиц.

2. С 1 января 2015 года при исчислении земельного налога, взимаемого с физических лиц, базовые ставки, приведенные в таблицах NN 5 и 6, применяются к земельным участкам в пределах установленных нормативов, а за земельные участки сверх установленных нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент – 1,5.

При этом в целях исчисления земельного налога с физических лиц применяются следующие нормативы земельных участков:

г.Ташкент, г.Нукус и города областного подчинения – 0,06 гектара;

прочие населенные пункты (за исключением дехканских хозяйств) – 0,1 гектара.

 

XI. ПО ЕДИНОМУ ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

Ставка единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена в соответствии с приложением N 21 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивающих единый земельный налог исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, ставка единого земельного налога сохранена на уровне 2014 года в размере 6 процентов.

При этом по землям, занятым под общественные постройки и дворы, оценка производится с применением коэффициента 2,0.

Рыбоводческие хозяйства, относящиеся в соответствии с установленными критериями к плательщикам единого земельного налога, уплачивают единый земельный налог исходя из нормативной стоимости орошаемых земель в среднем по району.

 

XII. ПО МЕСТНЫМ  НАЛОГАМ И СБОРАМ

В соответствии с приложением N 22 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 с 1 января 2015 года предельные ставки местных налогов и сборов установлены в следующих размерах.

1. Ставка налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры сохранена в размере 8 процентов от чистой прибыли.

2. Ставки налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств установлены в следующих размерах:

за потребление бензина – 290 сум. за 1 литр, 385 200 сум. за 1 тонну;

за потребление дизельного топлива – 290 сум. за 1 литр, 352 400 сум. за 1 тонну;

за потребление сжиженного газа – 200 сум. за 1 литр;

за потребление сжатого газа – 240 сум. за 1 куб. метр.

При реализации бензина и дизельного топлива через автозаправочные станции налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств исчисляется из расчета за 1 литр, а в остальных случаях из расчета за 1 тонну.

3. Сохранены ставки сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров (алкогольной продукцией и изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней).

4. Сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств сохранен на уровне 2014 года.

 

XIII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Объекты обложения обязательными отчислениями во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан утверждены согласно приложению N 23 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

1. Ставки сборов и отчислений в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан утверждены согласно приложению N 24 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Сохранен порядок, в соответствии с которым размер сбора в Республиканский дорожный фонд не должен быть ниже 3 процентов от цены приобретения – по новым автотранспортным средствам, приобретаемым в специализированной торговой сети, произведенным в Республике Узбекистан, Российской Федерации и Украине.

2. По обязательным отчислениям во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан от объема реализации товаров (работ, услуг) ставка сохранена на уровне 2014 года в размере 1,6 процента.

3. Ставка обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан от объема реализации товаров (работ, услуг) сохранена на уровне 2014 года в размере 1,4 процента.

4. Ставка обязательных отчислений в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Респуб­лики Узбекистан от объема реализации товаров (работ, услуг) сохранена на уровне 2014 года в размере 0,5 процента.

Льготы, ранее предоставленные законодательством хозяйствующим субъектам по обязательным отчислениям во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, распространяются на обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

 

XIV. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ  В СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

1. Ставки единого социального платежа утверждены согласно приложению N 25 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

2. С 1 января 2015 года ставка единого социального платежа для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств установлена в размере 15 процентов к фонду оплаты труда против действовавшей в 2014 году в размере 25 процентов.

При этом для данной категории предприятий сумма единого социального платежа распределяется в следующих размерах:

 

Внебюджетный Пенсионный фонд

 

14,8%

 

Государственный фонд содействия занятости

 

0,1%

 

Совет Федерации профсоюзов Узбекистана

 

0,1%

 

 

 

Для остальных плательщиков ставка единого социального платежа сохранена на уровне 2014 года в размере 25 процентов. При этом сумма единого социального платежа распределяется в следующих размерах:

 

Внебюджетный Пенсионный фонд

 

24,8%

 

Государственный фонд содействия занятости

 

0,1%

 

Совет Федерации профсоюзов Узбекистана

 

0,1%

 

 

3. Ставка обязательных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд на 2015 год установлена в размере 7 процентов против действовавшей в 2014 году в размере 6,5 процента.

 

XV. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Для юридических лиц сохранен действующий порядок налогообложения доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду, в соответствии с которым данные доходы определяются исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной по минимальным ставкам арендной платы за пользование государственным недвижимым имуществом.

Минимальные ставки размеров арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, утверждены согласно приложению N 26 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 и сохранены на уровне 2014 года. В частности, минимальная ставка арендной платы составляет:

по жилым помещениям ставка за 1 м2 общей площади в г.Ташкенте – 3 000 сум., в г.Нукусе и городах областного подчинения – 2 000 сум. и в других населенных пунктах – 1 000 сум.;

по нежилым помещениям ставка за 1 м2 общей площади в г.Ташкенте – 6 000 сум., в г.Нукусе и городах областного подчинения – 4 000 сум. и в других населенных пунктах – 2 000 сум.;

за легковой автомобиль (автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая места водителя) за 1 автотранспортное средство – 220 000 сум.;

за микроавтобусы, автобусы и грузовые автомобили за 1 автотранспортное средство – 430 000 сум.

2. Минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков установлены согласно приложению N 28 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года – на 1 января 2015 года (118 400 сумов), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

3. Плата за использование абонентского номера, уплачиваемая юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), установлена в размере 750 сумов в месяц против действовавшей в 2014 году в размере 600 сумов с распределением средств согласно приложению N 27 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

4. С 1 января 2015 года размер специальной инвестиционной надбавки к оптово-отпускной цене на природный газ, реализуемый АК «Узтрансгаз» автомобильным газонакопительным компрессорным станциям (включая юридических лиц, имеющих на балансе автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), не подлежащей налогообложению, установлен в сумме 400 сумов за куб.м.

5. Предоставлено право нерезидентам Республики Узбекистан, осуществляющим деятельность в Рес­публике Узбекистан через созданные ими постоянные учреждения, поставленные на учет в органах государственной налоговой службы, осуществлять ввоз товаров в рамках реализации заключенных контрактов.

6. В целях повышения уровня финансовой самодостаточности регионов, усиления роли, самостоятельности и ответственности органов государственного управления и государственной власти на местах в формировании доходов и расходов местных бюджетов, увеличения доли местных бюджетов в Государственном бюджете Республики Узбекистан зачисляются в полном объеме в доходы бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и г.Ташкента поступления по следующим общегосударственным налогам и прочим доходам:

налог за пользование водными ресурсами;

фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренный в приложении N 11 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270;

фиксированный налог с индивидуальных предпринимателей, предусмотренный в приложении N 12 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270;

акцизный налог на производимые в республике пиво и масло растительное;

акцизный налог на ювелирные изделия из золота, реализуемые в розничной торговой сети;

государственные пошлины, сборы и штрафы согласно приложению N 29 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270.

Установлено, что плата за использование абонентского номера юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), в части, направляемой в Государственный бюджет Республики Узбекистан, зачисляется в соответствующие бюджеты Республики Каракалпакстан и местные бюджеты областей по месту регистрации абонента.

7. До 1 января 2016 года продлен порядок, в соответствии с которым выплата пособий по беременности и родам работающим женщинам осуществляется за счет работодателей.

 

XVI. ПО ЛЬГОТАМ

1. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2014 года N УП-4677 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан» внесены ниже­следующие изменения. В частности:

 продлеваются до 1 января 2018 года льготы, предусмотренные в абзаце первом пункта 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2006 года N УП-3750 «О создании акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк» по освобождению банка «Микрокредитбанк», в частности, от уплаты налогов на прибыль и имущество, а также от налога на добавленную стоимость при реализации взысканного в пользу банка имущества;

 в целях стимулирования микрофирм и малых предприятий увеличен предельный норматив среднегодовой численности занятых работников с 20 до 50 процентов в случаях принятия на работу по трудовым договорам выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений, предусмотренный абзацем первым пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2010 года N УП-4232 «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность»;

 введены исключения для микрофирм и малых предприятий, осуществляющих экспорт товаров по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан, в применении льготы по освобождению микрофирм и малых предприятий от обязательной продажи 50-процентной валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства, предусмотренной пунктом 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года N УП-4354 «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства»;

 уточнена норма абзаца третьего пункта 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 года N УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», предусматривающая, что вновь созданные субъекты малого предпринимательства (за исключением организаций розничной торговли) уплачивают единый налоговый платеж и единый социальный платеж без учета установленных минимальных размеров указанных платежей в течение 6 месяцев с даты их государственной регистрации, а в случае строительства ими в указанный период объектов для собственных нужд – до истечения 6 месяцев с даты утверждения акта приемки законченного объекта, но не более одного года с даты их государственной регистрации.

2. Согласно приложению N 36 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ПП-2270 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» с 1 января 2015 года внесены изменения и дополнения в некоторые решения Президента и Правительства Республики Узбекистан. В частности:

 до 1 января 2018 года продлены льготы:

по освобождению бюджетных организаций, получающих дополнительные доходы (пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года N 414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций»);

по освобождению высших образовательных учреждений от уплаты налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды со средств, поступающих за подготовку кадров на платно-контрактной основе, с целевым направлением высвобождаемых средств на укрепление материально-технической базы вузов, обеспечение учебного процесса современными средствами обучения, материальное стимулирование работников высших образовательных учреждений (пункт 9 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июня 2001 года N 250 «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2001/2002 учебном году»);

по освобождению профессиональных футбольных клубов, Федерации футбола Узбекистана и ее территориальных подразделений с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие футбола, в частности, от уплаты всех видов налогов и сборов (кроме единого социального платежа) (пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 июня 2012 года N 158 «О вопросах поддержки развития футбола в Узбекистане»);

 исключено условие «не менее 80 процентов продукции, производимой из этих полуфабрикатов, будет направляться на экспорт» при применении льгот для предприятий ГАК «Узбекенгилсаноат» по приобретению за свободно конвертируемую валюту (с начислением НДС по нулевой ставке) текстильных полуфабрикатов (пряжи, тканей, трикотажного полотна, отходов хлопкопрядения) на внутреннем рынке по ценам не ниже мировых, сложившихся на момент заключения контракта (абзац третий пункта 1 Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2011 года N ПП-1512 «О дополнительных мерах по стимулированию ускоренного развития предприятий текстильной промышленности» и пункт 5 постановления Кабинета Министров от 25 марта 2004 года N 141 «О мерах по совершенствованию структуры управления государственно-акционерной компании «Узбекенгилсаноат» и стимулированию дальнейшего развития легкой промышленности республики»);

 введены льготы для Университета Инха в г. Ташкенте по освобождению от обязательных отчислений в государственные целевые фонды (абзац второй пункта 11 Постановления Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2014 года N ПП-2155 «О создании Университета Инха в городе Ташкенте»);

 согласно внесенным изменениям в подпункт «е» пункта 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2000 года N 245, обязательной продаже подлежит валютная выручка, поступающая от экспорта газа природного, включая транзит, сельскохозяйственной продукции и дикорастущих растений, штейнов медных, меди цементационной (меди осажденной), прутков и профилей медных, проволоки медной. При этом при экспорте сельскохозяйственной продукции и дикорастущих растений обязательной продаже подлежит поступающая валютная выручка в размере 25%.

 

XVII. ВНЕСЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА N ЗРУ-379 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2015 ГОД»

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ЗРУ-379 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2015 год» внесены изменения и дополнения в:

Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»;

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»;

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности;

Налоговый кодекс Республики Узбекистан.

Изменение в статью 5 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предусматривает увеличение для микрофирм и малых предприятий предельного норматива среднегодовой численности занятых работников с 20 до 50 процентов в случаях принятия на работу по трудовым договорам выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений.

В целях обеспечения прозрачности мер административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды внесены соответствующие дополнения в статьи 175 и 264 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие административную ответственность за вышеуказанные правонарушения.

В частности, статья 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности дополнилась частями шестой и седьмой следующего содержания:

«Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в обслуживающий банк платежного поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды –

влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.

Совершение правонарушения, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания –

влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года N ЗРУ-379 внесены изменения и дополнения в 46 статей Налогового кодекса. В частности:

1. В целях приведения в соответствие Налогового кодекса со статьей 30 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» часть седьмая статьи 3 Налогового кодекса изложена в следующей редакции:

«Акты налогового законодательства, не указанные в частях пятой и шестой настоящей статьи, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок».

2. В связи с тем, что пунктом 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года N УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» установлен поэтапный перевод всех субъектов предпринимательства на электронную систему сдачи статистической, налоговой и финансовой отчетности до конца 2014 года, статья 45 Налогового кодекса, в частности, дополнена частью пятой следующего содержания:

«Субъекты предпринимательства представляют налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа».

3. В целях установления единого порядка уплаты доначисленных по результатам проверок сумм налогов и других обязательных платежей, а также финансовых санкций для юридических и физичес­ких лиц в часть третью статьи 54 Налогового кодекса внесено соответствующее дополнение.

В частности, распространен также на индивидуальных предпринимателей порядок, предусматривающий право уплачивать доначисленные по результатам проверок суммы налогов и других обязательных платежей, а также финансовых санкций равными долями в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании при условии направления письменного уведомления в орган государственной налоговой службы.

4. Часть первая статьи 56 Налогового кодекса приведена в соответствие со статьей 58 Налогового кодекса и предусматривает, что суммой излишне уплаченного налога признается положительная разница между уплаченной и начисленной к уплате суммой налога в бюджет.

5. В целях повышения эффективности проводимой работы органами государственной налоговой службы по принудительному взысканию налоговой задолженности, в том числе за счет взыскания с дебиторов налогоплательщика-должника, часть первая статьи 64 Налогового кодекса заменена частями первой и второй следующего содержания:

«Юридические лица, не погасившие налоговую задолженность в течение срока, указанного в части первой статьи 61 настоящего Кодекса, обязаны в течение десяти дней со дня получения ими требования о погашении налоговой задолженности представить органам государственной налоговой службы акты сверки взаимных расчетов с дебиторами либо письменное уведомление об отсутствии дебиторской задолженности, по которой срок оплаты истек.

Органы государственной налоговой службы не позднее трех рабочих дней с даты получения актов сверки взаимных расчетов с дебиторами обращают взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов».

6. Изменения и дополнения в статьи 79, 81 и 271 Налогового кодекса предусматривают уплату и представление расчета по налогу на имущество юридических лиц в части недвижимого имущества по месту расположения данного имущества, а также уточнение срока, в течение которого налогоплательщик обязан представить справку о сумме текущих платежей по налогу на имущество юридических лиц при возникновении у него в течение налогового периода обязательств по их уплате.

При этом справку о сумме налога на имущество налогоплательщики представляют не позднее тридцати дней с даты возникновения налогового обязательства.

7. В связи с тем, что норма, предусматривающая представление информации о недвижимом имуществе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость, в органы государственной налоговой службы, исключена из статьи 277 Налогового кодекса, аналогичная норма внесена в статью 84 Налогового кодекса и вместе с этим вышеуказанный порядок распространен на земельные участки, принадлежащие физическим лицам.

При этом часть четвертая статьи 84 Налогового кодекса изложена в следующей редакции:

«Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в органы государственной налоговой службы по месту своего нахождения информацию о расположенном на соответствующей территории земельном участке и другом недвижимом имуществе, его собственниках (владельцах) по состоянию на 1 января, а также при возникновении в течение года права на земельный участок и другое недвижимое имущество – в течение десяти дней со дня государственной регистрации прав на данное недвижимое имущество».

8. Согласно внесенным изменениям в статьи 130 и 132 Налогового кодекса и принимая во внимание, что основной вид деятельности некоммерческих организаций определяется на основании их уставных задач, выполнение которых обуславливает их создание, то передача в пользование имущества и имущественных прав другим лицам, позволяющая получать проценты, роялти, доходы от сдачи имущества в аренду, а также доходы от уступки права требования, для некоммерческих организаций признаются прочими доходами, подлежащими налогообложению в порядке, установленном Налоговым кодексом.

9. В целях приведения в соответствие норм Налогового кодекса с Гражданским кодексом внесены изменения в статьи 145 и 147 Налогового кодекса по прочим и невычитаемым расходам, в частности, по страховым премиям (взносам).

В связи с тем, что расходы юридического лица по страхованию имущества признаются доходами физического лица в виде материальной выгоды и облагаются налогом на доходы физических лиц, из пункта 13 статьи 171 Налогового кодекса слова «страхованию имущества» исключены.

10. Изменение в статью 146 Налогового кодекса предусматривает приведение норм Налогового кодекса в соответствие с законодательством о бухгалтерском учете, согласно которому амортизация может начисляться несколькими методами, при применении которых может возникнуть положительная разница.

11. В целях упрощения процедуры применения международного договора внесены изменения в статью 155 Налогового кодекса, согласно которым выплата доходов нерезиденту Республики Узбекистан, предусмотренных частью третьей указанной статьи (за исключением пунк­тов 2 и 4), производится без удержания у источника выплаты или с применением пониженной ставки налога на прибыль юридических лиц в соответствии с положениями международного договора и без представления заявления в органы государственной налоговой службы при условии наличия у источника выплаты сертификата резидентства.

12. В целях упрощения налогового администрирования внесены изменение и дополнение в статью 187 Налогового кодекса по уточнению перечня доходов физических лиц, по которым представляется справка в органы государственной налоговой службы независимо от места получения доходов.

В частности, справка о физических лицах, получивших доходы не по месту основной работы, не представляется по следующим доходам физических лиц независимо от места их получения:

в виде дивидендов, процентов;

облагаемым по установленной минимальной ставке налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса;

облагаемым по установленной максимальной ставке налога на доходы физических лиц на основании письменного заявления физического лица.

13. Дополнение в статью 208 Налогового кодекса предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость оборота по реализации объектов недвижимости, строительство которых осуществляется коммерческими банками за счет собственных средств по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

14. В связи с тем, что в настоящее время для юридических и физических лиц установлена единая цена на природный газ, в статье 217 Налогового кодекса предусматривается изменение по отмене «0» ставки налога на добавленную стоимость на газ, реализуемый населению.

15. Внесены изменения в статьи 223 и 225 Налогового кодекса касательно изменения отчетного периода и срока представления расчета по НДС для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям. В частности, отчетным периодом для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, является месяц.

Вместе с этим расчет по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, представляется ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчетности.

Для микрофирм и малых предприятий, уплачивающих налог на добавленную стоимость, сохранены отчетный период – квартал и представление расчета по налогу на добавленную стоимость – ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчетности.

16. Изменение и дополнения в статью 240 Налогового кодекса предусматривают сокращение сроков уплаты акцизного налога с ежедекадной на ежемесячную основу в связи с представлением расчетов на ежеквартальной основе.

В этой связи вводятся текущие платежи в течение отчетного периода с одновременной отменой декадных платежей.

Для определения суммы текущих платежей по акцизному налогу налогоплательщики до 10 числа первого месяца текущего налогового периода представляют в орган государственной налоговой службы справку о сумме акцизного налога за текущий налоговый период, рассчитанной исходя из предполагаемого объема реализации подакцизных товаров и установленной ставки акцизного налога.

Текущие платежи по акцизному налогу уплачиваются не позднее 25 числа каждого месяца в размере одной третьей квартальной суммы акцизного налога.

В случае занижения суммы акцизного налога, исчисленного исходя из предполагаемого объема реализации подакцизных товаров, по сравнению с суммой акцизного налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, более чем на 10 процентов орган государственной налоговой службы вправе пересчитать текущие платежи исходя из фактической суммы акцизного налога, подлежащей уплате в бюджет, с начислением пени.

Уплата акцизного налога производится не позднее сроков сдачи расчетов.

17. Изменение в статью 254 Налогового кодекса предусматривает уточнение при уплате бонуса коммерческого обнаружения в случае получения права на добычу полезных ископаемых, если ранее по данному месторождению не был уплачен бонус коммерческого обнаружения.

18. В целях уточнения срока, в течение которого налогоплательщик обязан представить справку о сумме текущих платежей по налогу за пользование водными ресурсами при возникновении у него в течение налогового периода обязательств по их уплате, в статью 264 Налогового кодекса внесено соответствующее дополнение.

При этом справку о сумме налога за пользование водными ресурсами налогоплательщики представляют не позднее тридцати дней с даты возникновения налогового обязательства.

19. Изменения в статьи 286 и 369 Налогового кодекса предусматривают сокращение периодичности уплаты земельного налога и единого земельного налога с трех до двух раз в год (в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7.04.2014 г. N УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан»).

При этом уплата земельного налога сельскохозяйственными предприятиями, не перешедшими на уплату единого земельного налога, и единого земельного налога производится в следующем порядке:

до 1 сентября отчетного года – 30 процентов от годовой суммы налога;

до 1 декабря отчетного года – оставшаяся сумма налога.

20. В целях установления единого порядка определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры в статью 296 Налогового кодекса внесены соответствующие дополнения, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры на сумму:

средств, полученных в виде страхового возмещения (страховой суммы) по договорам страхования;

задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами, списанными в соответствии с законодательством.

21. В связи с тем, что производители сжиженного газа реализуют свою продукцию не только через автомобильные газозаправочные станции, но и через биржу по прямым поставкам конечному потребителю, в статью 301 Налогового кодекса внесено соответствующее дополнение.

22. Дополнение в статью 306 Налогового кодекса предусматривает определение объекта налогообложения единым социальным платежом и страховыми взносами для работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на квотные должности в международные межправительственные организации.

При этом для работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на квотные должности в международные межправительственные организации, объект налогообложения единым социальным платежом и страховыми взносами определяется исходя из доходов в виде оплаты труда, полученных ими по месту последней работы до их направления на работу за пределы Республики Узбекистан, пересчитываемых с учетом повышения заработной платы в Республике Узбекистан для работников бюджетных организаций.

23. Дополнение в часть вторую статьи 308 Налогового кодекса предусматривает неначисление единого социального платежа на доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного суда Республики Узбекистан, судов общей юрисдикции и хозяйственных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинское звание).

24. В целях создания благоприятных условий для начала осуществления деятельности вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в статью 311 Налогового кодекса внесено соответствующее дополнение, предусматривающее уплату страховых взносов вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями и членами семьи, осуществляющими деятельность в форме семейного предпринимательства без образования юридического лица, начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

А также внесено дополнение в статью 311 Налогового кодекса, предусматривающее, что обязанность по уплате страховых взносов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на квотные должности в международные межправительственные организации, возлагается на Министерство иностранных дел Республики Узбекистан. Уплата страховых взносов производится в сроки, предусмотренные в части четвертой статьи 310 Налогового кодекса, то есть ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца.

25. Изменения в статье 316 Налогового кодекса предусматривают выравнивание условий налого­обложения и сокращение количества исключений из общего порядка налогообложения обязательными отчислениями в Республиканский дорожный фонд.

Внесение данных изменений позволит установить единый порядок налогообложения всех предприятий, выполняющих дорожные работы.

26. Дополнение в статью 349 Налогового кодекса предусматривает уплату налога за пользование водными ресурсами производителями отдельных видов товаров, определенных законодательством.

При этом данные предприятия уплачивают налог за пользование водными ресурсами независимо от системы налогообложения (общеустановленный порядок налогообложения или упрощенный).

27. В связи с тем, что в статьи 264 и 271 Налогового кодекса внесены дополнения в части представления справки для исчисления текущих платежей по налогу за пользование водными ресурсами и по налогу на имущество юридических лиц, а также расчеты по этим налогам представляются один раз в год, а не ежеквартально, в статьи 354 и 363 Налогового кодекса внесены соответствующие изменения.

28. Изменения в статьи 355 и 356 Налогового кодекса предусматривают внесение уточняющей нормы, устанавливающей единый порядок определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без включения налогов, учитываемых в цене товаров (работ, услуг).

Юридические лица, уплачивающие единый налоговый платеж (ЕНП) без права выбора иного порядка налогообложения, наряду с уплатой ЕНП также уплачивают акцизный налог и налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (для налогоплательщиков данных налогов).

29. В целях создания благоприятных условий для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей статья 375 Налогового кодекса дополнена частями пятой и шестой следующего содержания:

«Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, включая субъекта семейного предпринимательства, производит уплату фиксированного налога с месяца, следующего за месяцем его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Выпускники профессиональных колледжей в случае государственной регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей в течение двенадцати месяцев после окончания колледжа освобождаются от уплаты фиксированного налога сроком на шесть месяцев с даты их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае прекращения деятельности в течение двенадцати месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя фиксированный налог уплачивается за весь период осуществления деятельности».

30. В связи с невостребованностью и неэффективностью некоторых льгот по 7 статьям Налогового кодекса (158, 179, 282, 290, 308, 324 и 367) предусматривается отмена льгот. Согласно статье 5 Закона Республики Узбекистан N ЗРУ-379 от 4 декабря 2014 года отмена льгот вводится в действие с 1 апреля 2015 года.

 

XVIII. ВНЕСЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОТ 11 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА N ЗРУ-381 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года N ЗРУ-381 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» внесены изменения и дополнения в 14 законов Республики Узбекистан, 7 кодексов Республики Узбекистан и в Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В частности, в Налоговый кодекс Республики Узбекистан внесены изменения и дополнение в 1 главу и 5 статей.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года N ПП-2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» внесено изменение в статью 335 Налогового кодекса, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию обособленных подразделений негосударственных некоммерческих организаций (представительств и филиалов), зарегистрированных в Республике Узбекистан.

В целях дальнейшего упрощения и удешевления механизмов лицензирования и выдачи документов разрешительного характера, а также предоставления большей свободы предпринимательству принято постановление Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2014 года N ПП-2164 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и предоставлением государственных услуг», в котором утвержден ряд мер.

В частности, лицензия на осуществление гастрольно-концертной деятельности в Республике Узбекистан и за ее пределами и лицензия на концертное обслуживание свадебных, юбилейных и иных торжеств объединены в одну лицензию на осуществление концертно-зрелищной деятельности. Исходя из этого в главу 63 и статьи 180, 388, 389, 390 Налогового кодекса внесены соответствующие изменения.

 

Первый заместитель председателя ГНК

А.ЮЛДАШЕВ.

Прочитано: 4178 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика