Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 40 / В помощь предпринимателю

Навигатор по бизнесу

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

 

 

Продолжение. Начало в «Норме» NN 37 (478) от 16.09.2014 г., 38 (479) от 23.09.2014 г. и 39 (480) от 30.09.2014 г

 

 

КРИТЕРИИ

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управление обществом

Требование о найме бухгалтера (главного бухгалтера)

 

Не предусмотрено. Функции по ведению бухгалтерского учета могут быть возложены на исполнительный орган

 

Возможность ведения бухгалтерского учета (аутсорсинга) и осуществления кадрового делопроизводства (HR-учета) квалифицированными аудиторскими организациями

 

Предусмотрена, целесообразна и предпочтительна в связи с повышением концентрации эффективности процессов, направленных непосредственно на получение дохода, с экономией ресурсов и персонала на постановку и ведение бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства, оптимизацией процессов управления персоналом, возможностью использовать опыт профессиональных аудиторских фирм

 

Возможность осуществления кадрового делопроизводства
(HR-учета) и ведения бухгалтерского учета квалифицированными консалтинговыми организациями

 

Предусмотрена. При этом важно очень внимательно подходить к выбору таких организаций, так как, в отличие от аудиторских фирм, деятельность консалтинговых организаций не лицензируется, не основана на национальных стандартах, которые бы устанавливали требования к контролю качества оказываемых услуг, конфиденциальности и защите персональных данных клиента, не подлежит специальному контролю за соблюдением указанных стандартов и иных актов законодательства со стороны специально уполномоченного органа и т. д.

 

Создание юридической службы

 

Целесообразно для ежедневного комплексного юридического сопровождения предпринимательской деятельности ООО

 

Привлечение специалистов адвокатских формирований для оказания услуг по юридическому сопровождению деятельности ООО (юридический аутсорсинг)

 

Целесообразно при необходимости решения сложных и специфических вопросов, в том числе (но не ограничиваясь) в целях правового сопровождения проверок контролирующими органами, защиты в судах, представительства в органах власти и управления

 

Сделки, которые не могут быть совершены исполнительным органом без одобрения общего собрания участников:

 

 

крупные сделки

 

Приобретение и(или) отчуждение (возможность отчуждения) имущества, стоимость которого составляет 25% и более стоимости имущества общества, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки

 

определение стоимости отчуждаемого имущества

 

Осуществляется на основании данных бухгалтерской отчетности на последний период, предшествующий заключению сделки. Так как организации, относящиеся к категории малого бизнеса, сдают отчетность только по итогам года, в практике возникают вопросы, связанные с определением стоимости имущества, отчуждаемого во второе полугодие до завершения отчетного периода*

 

определение стоимости приобретаемого имущества

 

Осуществляется на основании цены предложения

 

требование к одобрению

 

Решение о заключении сделки принимается:

1) простым большинством голосов участников общества, если требование о необходимости большего числа голосов для одобрения сделки не предусмотрено уставом;

2) единогласно членами наблюдательного совета, если стоимость сделки от 25 до 50% стоимости всего имущества общества и полномочия по одобрению данных сделок возложены уставом на наблюдательный совет

исключение

 

Сделки, заключаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, одобрения не требуют. Как показывает практика, к таким сделкам не следует относить получение или выдачу займов, кредитов, сделки, связанные с залоговыми обязательствами и поручительством, предоставление или получение в аренду имущества, приобретение или отчуждение недвижимости, оборудования либо иного имущества, если совершение указанных сделок не составляет основной вид деятельности ООО.

Вместе с тем исчерпывающий перечень сделок, не относящихся к заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, законодательством не предусматривается*

ответственность за нарушение требования к одобрению крупных сделок

 

Возложена на исполнительный орган

 

сделки, в которых имеется заинтересованность

 

Любые сделки, совершаемые заинтересованными лицами

 

лица, имеющие заинтересованность

 

Члены наблюдательного совета общества (при его наличии), лица, осуществляющие функции исполнительного органа общества, участники общества, имеющие совместно с их аффилированными лицами 20% и более голосов от общего числа голосов участников общества, если они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и(или) их аффилированные лица:

являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;

владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом.

Указанные лица признаются заинтересованными и в иных случаях, определенных уставом

требование к одобрению

 

Решение о заключении сделки принимается:

1) простым большинством голосов участников общества (без учета голоса заинтересованного участника общества), если требование о необходимости большего числа голосов для одобрения сделки не предусмотрено уставом;

2) простым большинством голосов членов наблюдательного совета, если стоимость сделки не превышает 5% от стоимости всего имущества общества и при условии, что передача этих полномочий предусмотрена уставом общества

исключение

 

Сделки, заключаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, одобрения не требуют, если другой стороной сделки является контрагент, с которым общество ранее совершало сделки до появления признаков заинтересованности в этом у членов общества. Как показывает практика, к таким сделкам не следует относить получение или выдачу займов, кредитов, сделки, связанные с залоговыми обязательствами и поручительством, предоставление или получение в аренду имущества, приобретение или отчуждение недвижимости, оборудования либо иного имущества, если совершение указанных сделок не составляет основной вид деятельности ООО.

Вместе с тем исчерпывающий перечень сделок, не относящихся к заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, законодательством не предусматривается*

ответственность за нарушение требования к одобрению сделок с заинтересованностью

 

Возложена на исполнительный орган

 

последствия заключения крупной сделки или сделки с заинтересованностью без одобрения

 

Признание судом сделки недействительной по иску участника и(или) общества

 

риски, возникающие в связи с признанием сделки недействительной

 

1. Привлечение виновных должностных лиц исполнительного органа к ответственности.

2. Обязательства по возврату другой стороне сделки всего полученного по ней, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах*

Сделки между взаимосвязанными лицами, сопряженные с налоговыми и правовыми рисками

(трансфертное ценообразование)

Сделки, заключаемые между юридическими лицами:

зарегистрированными в Республике Узбекистан, и их учредителями (участниками, членами), являющимися юридическими лицами иностранных государств;

иностранных государств и их учредителями (участниками, членами), являющимися юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Узбекистан;

зарегистрированными в Республике Узбекистан, и юридическими лицами иностранных государств, учредителями (участниками, членами) которых являются одни и те же юридические или физические лица.

Сделки между указанными лицами сопряжены с налоговыми и правовыми рисками в том случае, если, во-первых, они относятся к категории внешнеэкономических сделок, и, во-вторых, если цены, применяемые в рамках таких сделок, существенно (из практики – более чем на 20%) отличаются от цен, которые применялись бы между невзаимосвязанными юридическими лицами

налоговые риски

 

При определении объекта налогообложения (для плательщиков общегосударственных налогов – при исчислении налога на прибыль, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, платежей в Пенсионный фонд, Дорожный фонд, Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений; для плательщиков налогов по упрощенной системе – при исчислении единого налогового платежа) органы налоговой службы должны использовать цены, которые применялись бы между невзаимосвязанными лицами.

Рыночная стоимость имущества может устанавливаться налоговыми органами на основании данных поставщиков, органов статистики, СМИ, биржевых сводок, а также данных, содержащихся в документах на отгрузку, поставку или передачу*

правовые риски

 

Привлечение должностных лиц к ответственности за:

заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (статья 175 Уголовного кодекса (УК);

уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей (статья 184 УК);

нарушение законодательства в сфере конкуренции*

Обжалование решений, принятых

исполнительным органом:

 

решения, которые могут быть обжалованы

 

Решения, принятые с нарушением требований законодательства и устава, нарушающие права и законные интересы участника(ов) общества

 

лицо, имеющее право обжаловать решения

 

Любой участник общества, чьи права и интересы нарушены

 

орган, в котором могут быть обжалованы решения исполнительного органа

 

Хозяйственные суды28. На практике встречаются случаи, когда хозяйственные суды возвращают исковое заявление участника(ов) общества, ссылаясь на нарушение правил о подведомственности. В этих случаях рекомендуем обращаться за помощью квалифицированных специалистов адвокатских формирований*

 

срок, в течение которого может быть обжаловано решение, принятое исполнительным органом

 

3 года с даты, когда участник общества узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены

 

возможные последствия

 

Признание решения, принятого исполнительным органом, недействительным

 

Ответственность лиц, осуществляющих деятельность в органах управления общества

 

 

ответственность участников общества

 

Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов

 

принудительное исключение участника из общества

 

Допустимо в судебном порядке по иску других участников общества, обладающих в совокупности долями в размере не менее чем 10% от стоимости уставного капитала (фонда)

 

основание для заявления исковых требований о принудительном исключении участника из общества

 

Грубое нарушение участником своих обязанностей, совершение действий (бездействие), которые делают дальнейшую деятельность общества невозможной либо существенно ее затрудняют

 

ответственность членов наблюдательного совета и исполнительного органа:

 

Возникает в случае причинения обществу убытков, связанных с совершением членом наблюдательного или исполнительного органа (директора) общества виновных действий (бездействием)

 

размер

 

Определяется в соответствии с требованиями законодательства, обычаями делового оборота и иными обстоятельствами, имеющими значение для дела

 

освобождение от ответственности

 

Осуществляется в отношении членов наблюдательного или исполнительного органа (директора) общества, голосовавших против принятия решения, причинившего обществу убытки, или не принимавших участия в таком голосовании

 

ответственность члена коллегиального исполнительного органа или директора общества за досрочное прекращение трудового договора по его инициативе

 

Уплата неустойки, если это условие предусмотрено в трудовом договоре. Директор (член правления (дирекции) освобождается от уплаты неустойки, если досрочное прекращение трудового договора обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение, уход на пенсию, избрание на выборную должность и в других случаях)32

 

Ответственность общества

 

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество не отвечает по обязательствам своих участников

ответственность общества за досрочное прекращение трудового договора с членом исполнительного органа (с директором) по инициативе участников общества

 

Выплата неустойки, если это условие предусмотрено в трудовом договоре. Общество освобождается от уплаты неустойки, если досрочное прекращение трудового договора обусловлено виновными действиями работника (члена коллегиального исполнительного органа (директора)32

 

ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ

Налоговые льготы

 

Специальных льгот для данной формы бизнеса законодательством не предусмотрено

 

Возможность применения упрощенной системы налогообложения с уплатой единого налогового платежа

 

Предоставлена, если:

1) общество относится к категории микрофирм или малых предприятий4 (за исключением случаев осуществления обществом:

производства подакцизной продукции и добычи полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами (кроме обществ, производящих жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей);

деятельности, по которой предусматривается уплата единого земельного и фиксированного налогов;

2) общество относится к категории предприятий торговли и общественного питания

Таможенные льготы

 

Обществам, относящимся к категории микрофирм или малых предприятий сферы материального производства и услуг, предоставляется отсрочка по уплате таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на импортируемые для собственных нужд оборудование, сырьевые и материальные ресурсы сроком на 90 дней без взимания процентов

 

Наличие специальных ограничений (условий) по таможенному регулированию

 

Не предусмотрены

 

Особенности и преференции в сфере валютного регулирования:

 

 

возможность внесения резидентом (физическим или юридическим лицом) в безналичной форме иностранной валюты в уставный капитал (фонд)

 

Предусмотрена

 

возможность внесения резидентом (юридическим лицом) наличной иностранной валюты в уставный капитал (фонд)

 

Не предусмотрена

 

возможность внесения резидентом (физическим лицом) наличной иностранной валюты в уставный капитал (фонд)

 

Предусмотрена.

Следует иметь в виду, что, если размер вклада составит или превысит 500 МРЗП (на день внесения вклада), операция по принятию вклада подпадет под банковский контроль по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма33

возможность внесения нерезидентом – физическим лицом наличной иностранной валюты в уставный капитал (фонд)

 

Предусмотрена. Происхождение указанных валютных средств рекомендуется подтвердить документально (к примеру, таможенной декларацией)*

 

возможность внесения нерезидентом – юридическим лицом наличной иностранной валюты в уставный капитал (фонд)

 

Не предусмотрена: операции по ввозу на территорию Республики Узбекистан юридическими лицами наличной иностранной валюты запрещены34. О фактах внесения наличной иностранной валюты на счет юридического лица – резидента юридическим лицом – нерезидентом в качестве вклада в уставный капитал (фонд) может быть сообщено банком в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре (далее – Департамент). Это может стать основанием для проведения его территориальными управлениями соответствующей проверки соблюдения обществом и его участниками валютного законодательства

 

возможность внесения вклада в уставный фонд (капитал) с использованием пластиковых платежных или кредитных карт

 

Предусмотрена

 

требование об обязательной продаже 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства

 

Не распространяется на общества, относящиеся к категории микрофирм и малых предприятий, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит природного газа. За уклонение от обязательной продажи валютной выручки предусмотрена административная ответственность по части второй статьи 171 КоАО. Однако в некоторых случаях при наличии сведений, документов и иных доказательств умысла в действиях виновных должностных лиц общества правоохранительными органами могут быть усмотрены признаки сокрытия иностранной валюты (статья 178 УК)

 

осуществление на территории Республики Узбекистан

 расчетов в иностранной валюте

Недопустимо, за исключением случаев:

реализации обществом нерезидентам товаров (работ, услуг) собственного производства, предусмотренных к использованию на территории Узбекистана;

когда ООО является участником хозяйственной деятельности на территории свободной экономической зоны, предусматривающей предоставление особого валютного режима;

возврата кредитов, полученных в иностранной валюте;

продажи иностранной валюты через уполномоченные банки;

осуществления расчетов предприятиями отдельных отраслей (текстильной промышленности, предприятиями, осуществляющими реализацию и переработку хлопкового волокна, и т. д.) (согласно специальным постановлениям Правительства и Президента);

осуществления расчетов по пластиковым платежным и кредитным картам. В силу того что осуществление платежей в иностранной валюте указанным способом разрешено статьей 18 Закона «О валютном регулировании» (от 7.05.1993 г. N 841-XII, в редакции Закона от 11.12.2003 г. N 556-II), банки подобные операции проводят. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление операций с 5 и более международных карт в течение 1 дня по терминалу одного контрагента, когда сумма операций с каждой картой равна или превышает 25-кратный размер МРЗП, является подозрительной банковской операцией, подлежащей сообщению в Департамент;

других случаев, предусмотренных законодательством*

Сокрытие иностранной валюты:

 

Умышленное сокрытие иностранной валюты, подлежащей зачислению на счета в уполномоченных банках Республики Узбекистан, лицами, осуществляющими валютные операции в обществе

 

формы совершения

 

1. Хранение обществом иностранной валюты в зарубежных банках (в том числе на счетах, открытых для осуществления обществом предпринимательской деятельности за рубежом через постоянное учреждение или филиал) при отсутствии разрешения ЦБ Узбекистана.

2. Переуступка иностранной валюты, в том числе путем применения трансферабельных аккредитивов. Такая переуступка может быть совершена по сделкам по уступке прав требования, зачету встречных однородных требований и т. д.

3. Осуществление взаиморасчетов по экспортным операциям через счета фирм в зарубежных банках.

4. Зачисление валютной выручки, подлежащей зачислению на счет в уполномоченном банке, не в полном размере.

5. Непоступление средств в иностранной валюте на счета общества в уполномоченных банках в установленные сроки

сроки поступления валютной выручки по экспортным операциям

 

180 дней со дня фактического экспорта товаров (работ, услуг):

вывозимых учредителями ООО в адрес предприятий за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов);

обществом, являющимся членом Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты;

обществом, являющимся субъектом малого бизнеса, при экспорте товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии банка с условием о наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке.

60 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для обществ, осуществляющих децентрализованный экспорт35*

ответственность за сокрытие иностранной валюты

 

Возникают риски привлечения должностных лиц общества к уголовной ответственности по статье 178 УК, а само общество – к финансовой ответственности по части второй статьи 114 НК.

Общество, допустившее задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса – на 60 банковских дней), после истечения установленных сроков уплачивает штраф в доход республиканского бюджета:

1) в эквиваленте 10% от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков;

2) дополнительно в эквиваленте 20% от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков;

3) дополнительно в эквиваленте 70% от суммы непоступивших валютных средств – при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков28

ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образование ревизионной комиссии (ревизора):

 

Обязательно, если в обществе более 15 участников

 

члены комиссии

 

Участники общества или иные лица, не связанные с членами наблюдательного совета и исполнительного органа

 

количество

 

Определяется уставом. При этом в целях создания условий для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции ревизионной комиссии, большинством голосов (при отсутствии единогласия) общее количество членов ревизионной комиссии не должно составлять менее 3 человек

 

срок полномочий

 

Определяется уставом общества: минимальные и максимальные пределы не ограничены

 

полномочия

 

Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества

(в том числе проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов до их утверждения общим собранием участников)

передача функций ревизионной комиссии (ревизора) аудиторской организации

 

Допустима, если это предусмотрено уставом, а аудиторская организация не связана имущественными интересами с членами наблюдательного совета, исполнительного органа, участниками и с обществом

 

периодичность плановой проверки

 

По итогам деятельности за год

 

основания внеплановой проверки

 

1. Собственная инициатива членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

2. Решение общего собрания участников общества.

3. Решение наблюдательного совета (при его наличии).

4. Требование участников, в совокупности обладающих не менее чем 10% от общего числа голосов участников общества

подотчетность

 

Общее собрание

 

Аудит:

 

 

создание службы внутреннего аудита:

 

Требуется законодательством, если балансовая стоимость активов общества составляет более 1 млрд сумов

 

полномочия по созданию и назначению работников

 

Принадлежат наблюдательному совету

 

подотчетность

 

Наблюдательному совету. Если данный орган управления в обществе не предусмотрен, данная служба должна быть подотчетна общему собранию участников

 

полномочия

 

Проверка и мониторинг соблюдения исполнительным органом, представительствами и филиалами законодательства, учредительных и других документов в целях обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, установленных правил и процедур осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, а также соблюдения установленных законодательством требований по управлению

 

аудиторские организации:

 

Специализированные организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности, выдаваемую Министерством финансов

 

виды проверок

 

Инициативная и обязательная

 

основание для инициативной проверки

 

1. Требование ревизионной комиссии (ревизора).

2. Решение общего собрания.

3. Решение наблюдательного совета.

4. Требование участников, в совокупности обладающих не менее чем 10% от общего числа голосов участников общества

обязательная проверка данной формы бизнеса

 

Предусмотрена для кредитных и страховых организаций, обществ, имеющих в уставном фонде долю, принадлежащую государству.

В обязательном порядке аудиторская проверка проводится и по инициативе контролирующих и правоохранительных органов

периодичность проведения обязательной аудиторской проверки

 

1 раз в год

 

выбор аудиторской организации

 

Осуществляется по решению общего собрания участников общества.

В обществе с государственной долей в уставном капитале свыше 50% – на конкурсной основе из перечня, определяемого Госкомконкуренции и Министерством финансов

последствия уклонения от обязательной аудиторской проверки

 

Привлечение виновных должностных лиц к административной ответственности с применением к ним взыскания в размере от 5 до 10 МРЗП.

Повторное уклонение общества от проведения обязательной аудиторской проверки в течение 1 года после применения административного взыскания влечет за собой применение к обществу штрафа в размере от 50 до 100 МРЗП.

Уплата штрафа не освобождает от проведения аудита

Аудит по международным стандартам

 

Как правило, проводится в крупных обществах, в компаниях с иностранным капиталом (ИП, СП), при реализации проектов международных финансовых институтов (ВБ, АБР, ИБР и др.), а также в обществах, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций. Следует учесть, что, несмотря на то что на практике аудит по международным стандартам предлагают локальные (местные) или международные аудиторские организации, единые признанные глобальные методики (технологии) имеют сети, входящие в ТОР-15 мирового рейтинга, ежегодно публикуемого International Accounting Bulletin (www.internationalaccountingbulletin.com)

 

Аудит специального вопроса по формированию уставного капитала (фонда) и(или) выполнению инвестиционных обязательств

 

Целесообразен и актуален особенно для обществ, созданных на основе приватизированных предприятий и(или) с участием иностранных инвесторов, так как ненадлежащее оформление документов при формировании уставного капитала (фонда) общества, а также ненадлежащее исполнение инвестором своих инвестиционных обязательств могут обусловить пересмотр размера долей участников общества и повлечь за собой иные негативные правовые и налоговые (отмену льгот, доначисление налогов и др.) последствия, включая возврат доли государству

 

Плановые проверки, осуществляемые контролирующими органами:

 

Осуществляются на основании планов-графиков проверок деятельности хозяйствующих субъектов, утверждаемых Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов

 

срок проведения проверки

 

Не должен превышать 30 календарных дней

 

продление срока проверки

 

Осуществляется на основании приказа контролирующего органа. Продление срока проверки, проводимой в обществе, относящемся к категории микрофирм и малых предприятий, запрещено

 

периодичность проверок финансово-хозяйственной деятельности

 

Не чаще 1 раза в 3 года, а если общество относится к категории малых предприятий или микрофирм – не чаще 1 раза в 4 года (последние также не подлежат проверкам в течение первых 3 лет с момента государственной регистрации, а для производителей подакцизных товаров и предприятий, чья деятельность связана с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, – в течение первых 2 лет)

 

ограничение на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности

 

Запрещается проводить плановые налоговые проверки микрофирм и малых предприятий, своевременно уплачивающих налоги и иные платежи в бюджет, до 1 января 2017 года

 

плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности вновь созданных обществ (юридических лиц, реорганизованных в ООО), относящихся к категории микрофирм и малых предприятий

 

Проводятся по истечении 2 лет с момента государственной регистрации (то есть реорганизации)

 

периодичность иных проверок

 

Не чаще 1 раза в 2 года

 

Камеральный контроль

 

Форма контроля, осуществляемого органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке финансовой и налоговой отчетности общества, а также других документов о деятельности общества, имеющихся в органах налоговой службы, без выезда на место нахождения общества

 

проведение камерального контроля по документам периода, ранее охваченного плановой проверкой

 

Допускается

 

выявление органами налоговой службы в рамках камерального контроля ошибок и противоречий в налоговой отчетности общества

 

При выявлении признаков нарушения налогового и валютного законодательства в процессе анализа документов, хранящихся в налоговых органах, об этом в письменной форме должностными лицами указанных органов сообщается обществу. По результатам получения такого сообщения должностные лица общества в течение 10 дней должны представить в налоговые органы исправленную налоговую отчетность либо письменно обосновать правомерность выявленных расхождений (отклонений), установленных в процессе анализа документов

 

Внеплановые проверки:

 

Проверки, не включенные в план-график проверок деятельности хозяйствующих субъектов, утверждаемый Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов

 

условия проведения

 

Проводятся при:

1) поступлении в контролирующие органы дополнительных сведений (жалоб), свидетельствующих о фактах нарушения обществом законодательства;

2) принятии соответствующих решений Президентом или Правительством;

3) необходимости предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновении вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.

Проведение внеплановой проверки налоговыми органами также осуществляется при ликвидации ООО

основание

 

Решение специального уполномоченного органа. Основанием для проведения внеплановой налоговой проверки являются:

решение специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении проверки;

приказ органа государственной налоговой службы, изданный на основании вышеуказанного решения.

Основанием для проведения налоговой ликвидационной проверки являются:

письменное уведомление ликвидатора (или органа, осуществлявшего регистрацию ООО) о ликвидации;

приказ органа налоговой службы, изданный на основании вышеуказанного уведомления

срок проведения проверки

 

Не должен превышать 30 календарных дней

 

продление срока проверки

 

Осуществляется на основании приказа контролирующего органа. Продление срока проверки, проводимой в обществе, относящемся к категории микрофирм и малых предприятий, запрещено

 

ограничение на проведение внеплановой проверки

 

Не предусмотрено

 

Встречные проверки

 

Проверки деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемые:

в рамках возбужденных уголовных дел;

в случае возникновения необходимости в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций (при проведении налоговой проверки другого налогоплательщика, связанного единством операций с ООО)

основание

 

1. Постановление дознавателя, следователя или прокурора о назначении проверки на основании возбужденного уголовного дела.

2. Приказ о проведении проверки, изданный соответствующим контролирующим органом

предмет проверки

 

Деятельность (операции), связанная с:

1) обстоятельствами возбужденного уголовного дела. Проведение встречных проверок допускается только в части взаимоотношений общества с непосредственным объектом проверки (другим хозяйствующим субъектом). При этом под такими взаимоотношениями следует понимать конкретную связь лиц, документально подтвержденную материалами уголовного дела (вещественными доказательствами);

2) проверяемой в налоговом учете операции

цели проверки, проводимой в рамках возбужденного уголовного дела

 

Сопоставление документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных хозяйствующих субъектах или в разных подразделениях одного хозяйствующего субъекта

 

Проведение налоговой проверки ранее проверенного налоговыми органами периода деятельности общества

 

Не допускается

 

Привлечение квалифицированной аудиторской и(или) адвокатской организации

 

Целесообразно и актуально в целях оказания своевременной профессиональной поддержки и помощи обществу и его должностным лицам при подготовке к проверке и в процессе ее проведения

 

 

Олег ДАМИНОВ,

управляющий партнер,

Екатерина АДЕЕВА,

заместитель руководителя юридической практики

группы компаний «BAKER TILLY UZBEKISTAN».

 

Продолжение следует.

 


 

*Для получения индивидуальных консультаций обращайтесь к разработчику (www.bakertillyuz.com).

4См. «Норму» N 37 (478) от 16.09.2014 г.

28См. «Норму» N 39 (480) от 30.09.2014 г.

32Статья 104 Трудового кодекса.

33Пункт 48 Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках (утверждены постановлением правления ЦБ и Департамента по борьбе с НВП и ЛПД, зарегистрированным МЮ 21.11.2013 г. N 2528).

34Часть пятая статьи 19 Закона «О валютном регулировании» (от 7.05.1993 г. N 841-XII, в редакции Закона от 11.12.2003 г. N 556-II).

35Пункт 4 Постановления Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка» (от 29.06.2000 г. N 245).

Прочитано: 3468 раз(а)

Комментарии к статье (3)

2014-11-03 08:59:05, Гость_адвокат Павел Сильнов:
Необходимо отметить, что экспертами проделана большая работа по анализу различных аспектов прибыли и убытков в ООО и управления обществом. Вместе с тем один из вопросов требует уточнения. Так, в Разделе "Управление обществом" эксперты указывают на безусловную необходимость  заключения трудового договора с директором ООО и что основанием для его деятельности являются "решение общего собрания участников общества (наблюдательного совета) и трудовой договор".
         Однако, данные требования не могут применяться к случаям, когда директором ООО является его единственный участник - физическое лицо. Согласно статьи 3 Закона Республики Узбекистан от 06.12.2001 года "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный фонд (уставный капитал) которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. В соответствии  со статьей 72 Трудового кодекса Республики Узбекистан трудовой договор есть соглашение между работником и работодателем о выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами о труде. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель.  Вместе с тем, в этом случае усматривается совпадение в одном лице участника (работодателя) и руководителя (работника).  Более того,  следует отметить, что единственный участник ООО становится его руководителем в силу Свидетельства о государственной регистрации ООО и в соответствии с Законом "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью". В силу указанных обстоятельств  трудовых отношений  между участником ООО и его директором не возникает и заключения трудового договора в данном случае не требуется.      
       В тоже время необходимо учесть, что прием на работу и запись о приеме  в трудовую книжку директора ООО  производятся основываясь  на требованиях  статьи 2 Закона «О занятости населения», относящим к занятым граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью, ремесленники, участники семейных предприятий, члены дехканских хозяйств, производственных кооперативов, фермеры и другие в соответствии с законодательством.
2014-11-03 12:06:08, Гость_Екатерина Адеева:
Спасибо за оценку результатам нашей работы!
Что касается Вашей оговорки и приводимых Вами аргументов:
1) работодателем является не участник (он же единственный собственник), а ОРГАНИЗАЦИЯ (в нашем случае - ООО) в лице его руководителя (статья 15 ТК РУз);
2) Единственный участник ООО становится его руководителем не на основании Свидетельства о государственной регистрации (форма данного документа утверждена постановлениями Президента и Кабинета Министров и не содержит сведений о руководителе зарегистрированного юридического лица), а на основании своего решения и трудового договора. Об этом свидетельствует:
- статья 37 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»: «В обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к полномочиям общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно»;
- статья 39 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»: «Единоличный исполнительный орган общества (директор) избирается общим собранием участников общества... Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества».
С учетом сказанного, не можем разделить Вашу позицию в изученном Вами вопросе.
2014-11-03 12:17:22, Гость_Екатерина Адеева:
Будем признательны за Ваши комментарии,  предложения и собственную позицию и по иным вопросам и материалам, публикуемым нами на страницах газет "НТВ" и "Норма"!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика