Около двух десятков представителей ведущих казахстанских предприятий посетили Узбекистан в составе торговой миссии, организованной Национальным агентством по экспорту и инвестициям «Kaznex Invest» Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан. В их числе производители-экспортеры строительных и лакокрасочных материалов, различных видов оборудования, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, электротехнической и консервированной продукции (мясной, рыбной, овощной), деревообработки, зерновой продукции и продуктов ее переработки и др.
В рамках миссии в столичной гостинице «Grand Mir Hotel» состоялся узбекско-казахский бизнес-форум, собравший более 70 представителей отечественного предпринимательства. Его соорганизаторами выступили компания «Expocontact» при Торгово-промышленной палате Узбекистана и Проект USAID по региональному экономическому сотрудничеству.
– Встречи в подобном формате расширяют возможности и способствуют повышению потенциала двустороннего торгово-экономического взаимодействия, – отметил в приветственном выступлении советник по вопросам торговли, инвестиций и технологий Посольства Казахстана в РУз Арман Абдухалыков. – Целевая установка мероприятия – организация диалоговой площадки и налаживание прямых контактов между казахстанскими и узбекистанскими предприятиями.
Перед участниками выступил также директор USAID в Узбекистане Джон Риордан. Доклад о практических аспектах развития казахско-узбекских торгово-экономических отношений сделал эксперт Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Жахонгир Имамназаров, особо подчеркнувший привлекательность для зарубежных инвесторов и импортеров реализуемых Правительством Республики Узбекистан экономических реформ. Свою продукцию презентовали генеральный директор ТОО «Henkel Bautechnik Kazakhstan» Виктор Никифоров и коммерческий директор ТОО «Dosfarm» Наталья Трунилова. О сферах содействия бизнесу рассказали управляющий директор «Kaznex Invest» Аскар Арынов и заместитель директора департамента маркетинга и продаж АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» Аскар Джумадилов.
Важной частью бизнес-форума стали двусторонние встречи представителей бизнес-сообществ наших стран с целью обсуждения возможностей торгового сотрудничества и подписания протоколов о намерениях.
УДАЧНЫЙ МАРКЕТИНГ
В успешной реализации экспортной стратегии любого предприятия важным аспектом является налаживание каналов сбыта продукции.
– Для их поиска нет более удобной формы, нежели встречи в формате B2B – информационного и экономического взаимодействия субъектов бизнеса, когда можно «с глазу на глаз» не только обстоятельно рассказать о своем товаре, но и продемонстрировать потенциальному покупателю воочию его достоинства, – считает маркетолог ООО «Delta system» Сардор Хамидов (Ташкент). Его фирма с недавних пор производит медицинские пластиковые контейнеры одноразового применения, которые, по мнению Хамидова, не должны оставить равнодушными представителей фармацевтической сферы Казахстана. И он оказался прав! Не только аргументированные доводы грамотного маркетолога, но прежде всего качественные характеристики и привлекательная цена товара вызвали интерес генерального директора ТОО «Planta» Фархада Сабирова (Шымкент) и коммерческого директора ТОО «Dosfarm» Натальи Труниловой (Алматы). Возможно, эта заинтересованность перерастет в продуктивное партнерство с «Delta system».
ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ
Более десятка встреч на счету советника по стратегическому развитию ТОО «Казлес» Эльмиры Сейдазимовой (Астана). Оно и понятно, предприятие является крупнейшим переработчиком древесины, производит клееный брус, погонажные изделия, топливные биогранулы (пеллет), мебель и др. Поэтому не упустили возможности пообщаться с ней за столом переговоров представители отечественных ООО «Охангарон и Покизахон», «Gamilon», «Ixlos Rivoj invest», «Profnastil», «Sidikova Rozahon», 165-TREST-12 и др.
В числе проявивших интерес к продукции «Казлеса» и представительная группа Ассоциации деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аел» во главе с председателем Гульнорой Махмудовой.
Кто-то из потенциальных партнеров предложил Сейдазимовой рассмотреть вопрос о поставке обработанной древесины в республику для переработки с последующим частичным выпуском в свободное обращение. Идея ей показалась интересной, поэтому она очень скрупулезно расспросила эксперта нашей газеты об особенностях национального законодательства, регулирующего вопросы толлинга. С неменьшим интересом стратег «Казлеса» отнеслась к информации о предусмотренной таможенным законодательством Узбекистана процедуре декларированного реэкспорта, позволяющего эффективно использовать оборотную тару. Ее также взял на заметку Игорь Поезжалов, коммерческий директор ТОО «Багашар Мекен» (Алматы), производящего наряду с охлаждающими жидкостями для автотранспорта, теплоносителями бытового и промышленного назначения полимерную тару и изделия из пластика.
ТОВАР ЛИЦОМ
Менеджер по экспорту ТОО «Dolce pharm» Валентина Клепова (Алматинская область) поделилась своими размышлениями. Освоение новых горизонтов для продвижения продукции – дело нелегкое, требующее немалых усилий, поэтому предложение «Kaznex Invest» принять участие в торговой миссии ее производственно-коммерческое объединение приняло без особых раздумий. Не первый раз выезжая на подобные мероприятия, Клепова в полной мере оценила потенциал этого инструмента продвижения экспорта. По ее мнению, это один из эффективных способов помощи производителям для выхода на внешние рынки.
Узбекистан представляет большой интерес для «Dolce pharm», уже имеющего партнера в лице Ассоциации корейских обществ и предприятий РУз. Председатель ее правления Анатолий Огай активно участвовал в презентации продукции компании. В ходе двусторонних встреч проявили заинтересованность в сотрудничестве несколько узбекских фармацевтических фирм, в их числе, к примеру, ООО «Фармком». Продукцию предприятия – одноразовую одежду для защиты медперсонала (комплекты, маски, бахилы и т. д.) – получили все «контактеры». У Валентины Владимировны состоялся предметный разговор с Насибой Джамалдиновой и Саидой Салиевой («Тадбиркор аел»), озвучивших от имени деловых женщин республики пожелание о создании представительства «Dolce pharm», а в дальнейшем и возможного производства востребованной продукции в нашей республике.
ЕСТЬ КОНТАКТ
– Площадки такого рода позволяют значительно ускорить установление деловых контактов и дают реальную отдачу, – поделился своими впечатлениями заместитель председателя Ассоциации международного бизнеса и технологий (АМБиТ) Кодир Юсупов. Его внимание привлекло оборудование, представленное ТОО «Белкамит» (Алматы) и Кентауским трансформаторным заводом. Взаимовыгодно сотрудничать с ними выразили намерение ташкентские предприятия НПО «Азияэлектроэнергия», УП «Rotor», «Eurotools».
Наибольшую пользу такие встречи приносят представителям ЧП и малого бизнеса: можно найти поставщиков сырья и предложить свою продукцию для экспорта, – отметили представители «Makiz Baraka», ЧП «Xayrullo ota Farzandlari», ОАО «Ахангаран шифер».
По выражению руководителя ТОО «Henkel Bautechnik Kazakhstan», «уже обретают очертания контрактов» конструктивные встречи с узбекистанскими фирмами, работающими в сфере производства и торговли стройматериалами. С ним солидарна директор ТОО «Концерн Bakarassov» Елена Бакарасова (Алматы).
Анализируя состав участников бизнес-форума, невозможно не выразить сожаления об ограниченном участии представителей предпринимательских кругов регионов республики.
Подводя итоги мероприятия, глава казахстанской торговой миссии Аскар Арынов отметил, что Узбекистан представляет большой интерес для производителей Казахстана: они готовы не просто экспортировать продукцию, но и создавать на этом рынке представительства, реализовывать совместные взаимовыгодные проекты.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спец. корр.