Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 25-26 / Актуально!

Отчет по ушедшей льготе

или как банкам отражать в налоговой отчетности применение льготы, отмененной с 1 апреля 2014 г.*

 

В этом году налоговая отчетность банков претерпела значительные изменения. Статьей 2 Закона от 25.12.2013 г. N ЗРУ-359 с 1 апреля 2014 года предоставленная банкам льгота в виде уменьшения налого­облагаемой прибыли на сумму прироста объемов срочных вкладов физических лиц, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов при условии целевого направления высвобождаемых средств на повышение процентных ставок по вышеуказанным вкладам прекратила свое действие.

Казалось бы, а что тут неформатного: принят Закон – надо исполнять. Но при всей кажущейся простоте изменения на практике могут возникнуть специфические проблемы. Чтобы избежать их появления, пришло время обсудить насущные вопросы и поставить точку в многолетней эпопее, начавшейся в 2000 году. 

 

 

ЭКСКУРС В НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ

 

В соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по стимулированию участия коммерческих банков в развитии малого предпринимательства» (от 19.05.2000 г. N 195) в Порядок уплаты налогов коммерческими банками Республики Узбекистан1 были внесены изменения и дополнения N 1 (зарегистрированы МЮ 21.10.2000 г. N 677-1), предусматривающие порядок уменьшения банками налогооблагаемой прибыли на сумму прироста объемов срочных вкладов (депозитов) физических лиц при условии целевого направления высвобождаемых средств на повышение процентных ставок по таким вкладам.

В 2004 году Постановлением Кабинета Министров от 26.02.2004 г. N 89 данная льгота была распространена и на сумму прироста объемов срочных вкладов физических лиц, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов. В дальнейшем она была закреплена новой редакцией статьи 159 Налогового кодекса.

Для выполнения задач по привлечению в экономику свободных средств правительством совместно с банками страны были разработаны и внедрены меры, итогом которых стали для населения привлекательными разно­образные вклады, предлагаемые нашими банками. Понимая, какую нагрузку испытывают банки, правительство законодательными и подзаконными актами часть ее переложило на госбюджет посредством льгот и преференций. Одной из них и стала льгота на прирост срочных вкладов. Поддержка коммерческих банков правительством Узбекистана выразилась в постепенном уменьшении фискального бремени путем снижения ставок налога на прибыль с 31% в 2000 году до сегодняшних 15% и изменении механизма расчета налогооблагаемой базы.

 

 

А ЧТО СЕГОДНЯ?

 

Развиваясь по восходящей спирали, сегодня мы имеем стабильную экономику, предсказуемую и управляемую инфляцию. Это позволило Центробанку установить ставку рефинасирования на уровне 10%, а коммерческим банкам, имея еще и такой козырь на руках, как высокое доверие населения, привлекать вклады на взаимовыгодных условиях. Сложившаяся ситуация и определила время ухода в историю обсуждаемой в этой статье льготы.

Стоит отметить, что возможность использования банками льготы изначально предполагала наличие двух обязательных условий. Во-первых, согласно строке 020 приложения N 8 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры2, должен присутствовать прирост вкладов. А во-вторых, необходимо положительное значение расчетной налогооблагаемой прибыли банка исходя из фактических расходов на повышение процентной ставки (строка 090 приложения N 8 к Расчету). Являясь целевой, льгота используется сразу на покрытие этих расходов, что в свою очередь несколько усложняет расчет налога.

Соблюдение или, наоборот, несоблюдение этих условий часто служило камнем преткновения в спорах о легитимности применения льготы в части уменьшения прибыли на сумму прироста срочных вкладов между банками и налоговыми органами. Но сама форма Расчета подразумевает правомерность использования банками льготы в случае итогового положительного значения ее расчета. Ведь именно положительный результат подтверждает соблюдение законодательно установленных условий.

 

 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

 

Перед подготовкой налоговой отчетности многие задаются вопросом, как в связи с отменой льготы с 1 апреля правильно заполнить форму ее расчета за II квартал и как сдавать расчеты налога на прибыль за полугодие, 9 месяцев и 2014 год? Прокомментировать данную ситуацию согласился заместитель начальника Управления налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Мурат КАДИРОВ:

– Постановлением МФ и ГНК внесены изменения и дополнения в формы налоговой отчетности. В частности, примечание к приложению N 8 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры дополнено пунктом 5: «5. В связи с отменой с 1 апреля 2014 года льготы на сумму прироста объемов вкладов (срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов) физических лиц данное приложение заполняется только по итогам I квартала 2014 года и остается неизменным в течение отчетного налогового периода».

Из этого следует, что сумма льготы будет зафиксирована на уровне I квартала и в отчетности за полугодие, 9 месяцев и весь 2014 год. То есть льготу на прирост срочных вкладов, расчитанную исходя из балансовых данных банка за 31 марта этого года, можно учитывать в течение всего налогового периода. Но при этом следует помнить, что сумма прибыли, к которой была применена льгота, не может быть выше налогооблагаемой прибыли, показанной по итогам I квартала 2014 года.

Рассмотрим ситуацию на условном примере.

На основании балансовых данных банка по итогам I квартала 2014 года последовательно заполняем приложение N 8 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. В случае получения положительного итогового результата его значение используется как льгота и, соответственно, переносится в приложение N 6 «Уменьшение налого­облагаемой прибыли» к Расчету.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 8

к Расчету

РАСЧЕТ

УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ БАНКОВ НА СУММУ ПРИРОСТА ОБЪЕМОВ ВКЛАДОВ 

(СРОЧНЫХ ВКЛАДОВ, ВКЛАДОВ ПО ПЛАСТИКОВЫМ КАРТОЧКАМ

И РАЗМЕЩЕННЫХ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СЕРТИФИКАТОВ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ЗА I КВАРТАЛ 2014 ГОДА

 

Показатели

 

Код строки

 

Сумма

 

Сумма объемов срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц (сальдо балансовых счетов 20406, 20606, 22617, 22618, 23604):

 

010

 

Х

 

на начало отчетного периода

 

011

 

12 065 159 824

 

на конец отчетного периода

 

012

 

18 543 253 982

 

Сумма прироста объемов вкладов физических лиц (стр. 012 – стр. 011)

 

020

 

6 478 094 158

 

Базовая процентная ставка, в % (месячная ставка рефинансирования Центрального банка х 75%)

 

030

 

0,625

 

Сумма процентных расходов по объемам срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц, отраженных в балансе на счетах 50110, 50606, 51106 и 54204 на конец отчетного периода

 

040

 

319 448 532

 

Средневзвешенная сумма объемов срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц (определяется на основе сальдо балансовых счетов 20406, 20606, 22617, 22618 и 23604)
за отчетный период

 

050

 

14 611 555 448

 

Расчетная процентная ставка за отчетный период, в % [(стр. 040 / стр. 050) х 100 / количество месяцев отчетного периода]

 

060

 

0,7288

 

Превышение процентной ставки, в % (стр. 060 – стр. 030)

 

070

 

 

0,1038

 

Сумма расходов на повышение процентной ставки (стр. 050 х стр. 070 х количество месяцев отчетного периода)

 

080

 

 

45 481 867,35

Расчетная налогооблагаемая прибыль исходя из фактических расходов на повышение процентной ставки (стр. 080 х 100 / ставка налога на прибыль)

 

090

 

303 212 449

 

Сумма, принимаемая для исчисления уменьшения налогооблагаемой прибыли

 

100

 

303 212 449

 

Сумма налога на прибыль, приходящаяся на сумму прироста, направляемая на повышение процентных ставок по вкладам физических лиц (стр. 100 х ставка налога на прибыль)

 

110

 

45 481 867,35

 

Сумма уменьшения налогооблагаемой прибыли (стр. 100 –
стр. 110)

 

120

 

257 730 581

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

к Расчету

УМЕНЬШЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ

ЗА I КВАРТАЛ 2014 ГОДА


Уменьшение налогооблагаемой прибыли – всего (стр. 030 +
стр. 040 + стр. 050)

 

020

 

139 348 526

 

Уменьшение налогооблагаемой прибыли

в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан – всего (сумма строк 031–037),

в том числе на сумму:

030

 

257 730 581

 

 

 

 

прироста объемов вкладов (срочных вкладов, вкладов
по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов) физических лиц (строка 120 приложения N 8
к Расчету)

 

037

 

257 730 581

 

 

 

РАСЧЕТ

НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И НАЛОГА НА БЛАГОУСТРОЙСТВО И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ЗА ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА

                 (сум.) 

Наименование статей

 

Стр.

 

Балансовые
данные
за 31 марта 2014 г.

 

Балансовые данные
за 30 июня 2014 г.

 

Налогооблагаемая прибыль (стр. 110 – стр. 120)

 

130

 

139 348 526

 

217 207 010

 

Уменьшение налогооблагаемой прибыли (строка 020 приложения N 6 к Расчету)

 

140

 

257 730 581

 

139 348 526

 

Налогооблагаемая база – всего
(стр. 130 – стр. 140)

 

150

 

0

 

77 858 484

 

 

 

 

 

Установленная ставка налога на прибыль юридических лиц

 

160

 

15%

 

15%

 

 

 

 

 

Начисленная сумма налога на прибыль юридических лиц за отчетный период
(стр. 180 – стр. 190 – стр. 200 + стр. 210)

 

220

 

0

 

11 678 773

 

 

 

 

Как показано в приведенном выше расчете льготы за I квартал 2014 года, она составила 257 730 581 сум, а налогооблагаемая прибыль банка за тот же период – 139 348 526 сумов. Уменьшение налогооблагаемой прибыли – 139 348 526 сумов – фиксируется до конца 2014 года.

 

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что льгота на прирост срочных вкладов, безусловно, сыграла положительную роль в упрочении банковской системы Узбекистана. Ее использование дало возможность снизить налоговую нагрузку коммерческих банков. Но современные реалии расставляют новые приоритеты и акценты. Развитие общества и государства невозможно без постоянного прогресса. Его результатом, в частности, являются благоприятные условия для всех сфер жизнедеятельности нашего общества, которые и позволили достаточно безболезненно отменить льготу. Тем более что целесообразность ее использования уже давно ставилась под сомнение многими специалистами.

 

Камила КАРИМОВА,

специалист по банковскому делу ООО «RASTAX GROUP».

 


 

 

1Утвержден МФ и ГНК, зарегистрирован 18.03.1999 г. N 677. Утратил силу с 26.06.2005 г.

 

2Приложение N 1 к постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439. 


Прочитано: 2948 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика