или как банкам отражать в налоговой отчетности применение льготы, отмененной с 1 апреля 2014 г.*
В этом году налоговая отчетность банков претерпела значительные изменения. Статьей 2 Закона от 25.12.2013 г. N ЗРУ-359 с 1 апреля 2014 года предоставленная банкам льгота в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму прироста объемов срочных вкладов физических лиц, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов при условии целевого направления высвобождаемых средств на повышение процентных ставок по вышеуказанным вкладам прекратила свое действие.
Казалось бы, а что тут неформатного: принят Закон – надо исполнять. Но при всей кажущейся простоте изменения на практике могут возникнуть специфические проблемы. Чтобы избежать их появления, пришло время обсудить насущные вопросы и поставить точку в многолетней эпопее, начавшейся в 2000 году.
ЭКСКУРС В НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ
В соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по стимулированию участия коммерческих банков в развитии малого предпринимательства» (от 19.05.2000 г. N 195) в Порядок уплаты налогов коммерческими банками Республики Узбекистан1 были внесены изменения и дополнения N 1 (зарегистрированы МЮ 21.10.2000 г. N 677-1), предусматривающие порядок уменьшения банками налогооблагаемой прибыли на сумму прироста объемов срочных вкладов (депозитов) физических лиц при условии целевого направления высвобождаемых средств на повышение процентных ставок по таким вкладам.
В 2004 году Постановлением Кабинета Министров от 26.02.2004 г. N 89 данная льгота была распространена и на сумму прироста объемов срочных вкладов физических лиц, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов. В дальнейшем она была закреплена новой редакцией статьи 159 Налогового кодекса.
Для выполнения задач по привлечению в экономику свободных средств правительством совместно с банками страны были разработаны и внедрены меры, итогом которых стали для населения привлекательными разнообразные вклады, предлагаемые нашими банками. Понимая, какую нагрузку испытывают банки, правительство законодательными и подзаконными актами часть ее переложило на госбюджет посредством льгот и преференций. Одной из них и стала льгота на прирост срочных вкладов. Поддержка коммерческих банков правительством Узбекистана выразилась в постепенном уменьшении фискального бремени путем снижения ставок налога на прибыль с 31% в 2000 году до сегодняшних 15% и изменении механизма расчета налогооблагаемой базы.
А ЧТО СЕГОДНЯ?
Развиваясь по восходящей спирали, сегодня мы имеем стабильную экономику, предсказуемую и управляемую инфляцию. Это позволило Центробанку установить ставку рефинасирования на уровне 10%, а коммерческим банкам, имея еще и такой козырь на руках, как высокое доверие населения, привлекать вклады на взаимовыгодных условиях. Сложившаяся ситуация и определила время ухода в историю обсуждаемой в этой статье льготы.
Стоит отметить, что возможность использования банками льготы изначально предполагала наличие двух обязательных условий. Во-первых, согласно строке 020 приложения N 8 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры2, должен присутствовать прирост вкладов. А во-вторых, необходимо положительное значение расчетной налогооблагаемой прибыли банка исходя из фактических расходов на повышение процентной ставки (строка 090 приложения N 8 к Расчету). Являясь целевой, льгота используется сразу на покрытие этих расходов, что в свою очередь несколько усложняет расчет налога.
Соблюдение или, наоборот, несоблюдение этих условий часто служило камнем преткновения в спорах о легитимности применения льготы в части уменьшения прибыли на сумму прироста срочных вкладов между банками и налоговыми органами. Но сама форма Расчета подразумевает правомерность использования банками льготы в случае итогового положительного значения ее расчета. Ведь именно положительный результат подтверждает соблюдение законодательно установленных условий.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Перед подготовкой налоговой отчетности многие задаются вопросом, как в связи с отменой льготы с 1 апреля правильно заполнить форму ее расчета за II квартал и как сдавать расчеты налога на прибыль за полугодие, 9 месяцев и 2014 год? Прокомментировать данную ситуацию согласился заместитель начальника Управления налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Мурат КАДИРОВ:
– Постановлением МФ и ГНК внесены изменения и дополнения в формы налоговой отчетности. В частности, примечание к приложению N 8 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры дополнено пунктом 5: «5. В связи с отменой с 1 апреля 2014 года льготы на сумму прироста объемов вкладов (срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов) физических лиц данное приложение заполняется только по итогам I квартала 2014 года и остается неизменным в течение отчетного налогового периода».
Из этого следует, что сумма льготы будет зафиксирована на уровне I квартала и в отчетности за полугодие, 9 месяцев и весь 2014 год. То есть льготу на прирост срочных вкладов, расчитанную исходя из балансовых данных банка за 31 марта этого года, можно учитывать в течение всего налогового периода. Но при этом следует помнить, что сумма прибыли, к которой была применена льгота, не может быть выше налогооблагаемой прибыли, показанной по итогам I квартала 2014 года.
Рассмотрим ситуацию на условном примере.
На основании балансовых данных банка по итогам I квартала 2014 года последовательно заполняем приложение N 8 к Расчету налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. В случае получения положительного итогового результата его значение используется как льгота и, соответственно, переносится в приложение N 6 «Уменьшение налогооблагаемой прибыли» к Расчету.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 8
к Расчету
РАСЧЕТ
УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ БАНКОВ НА СУММУ ПРИРОСТА ОБЪЕМОВ ВКЛАДОВ
(СРОЧНЫХ ВКЛАДОВ, ВКЛАДОВ ПО ПЛАСТИКОВЫМ КАРТОЧКАМ
И РАЗМЕЩЕННЫХ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ СЕРТИФИКАТОВ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗА I КВАРТАЛ 2014 ГОДА
Показатели
|
Код строки
|
Сумма
|
Сумма объемов срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц (сальдо балансовых счетов 20406, 20606, 22617, 22618, 23604):
|
010
|
Х
|
на начало отчетного периода
|
011
|
12 065 159 824
|
на конец отчетного периода
|
012
|
18 543 253 982
|
Сумма прироста объемов вкладов физических лиц (стр. 012 – стр. 011)
|
020
|
6 478 094 158
|
Базовая процентная ставка, в % (месячная ставка рефинансирования Центрального банка х 75%)
|
030
|
0,625
|
Сумма процентных расходов по объемам срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц, отраженных в балансе на счетах 50110, 50606, 51106 и 54204 на конец отчетного периода
|
040
|
319 448 532
|
Средневзвешенная сумма объемов срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц (определяется на основе сальдо балансовых счетов 20406, 20606, 22617, 22618 и 23604)
|
050
|
14 611 555 448
|
Расчетная процентная ставка за отчетный период, в % [(стр. 040 / стр. 050) х 100 / количество месяцев отчетного периода]
|
060
|
0,7288
|
Превышение процентной ставки, в % (стр. 060 – стр. 030)
|
070
|
0,1038
|
Сумма расходов на повышение процентной ставки (стр. 050 х стр. 070 х количество месяцев отчетного периода)
|
080
|
45 481 867,35 |
Расчетная налогооблагаемая прибыль исходя из фактических расходов на повышение процентной ставки (стр. 080 х 100 / ставка налога на прибыль)
|
090
|
303 212 449
|
Сумма, принимаемая для исчисления уменьшения налогооблагаемой прибыли
|
100
|
303 212 449
|
Сумма налога на прибыль, приходящаяся на сумму прироста, направляемая на повышение процентных ставок по вкладам физических лиц (стр. 100 х ставка налога на прибыль)
|
110
|
45 481 867,35
|
Сумма уменьшения налогооблагаемой прибыли (стр. 100 –
|
120
|
257 730 581
|
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к Расчету
УМЕНЬШЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ
ЗА I КВАРТАЛ 2014 ГОДА
Уменьшение налогооблагаемой прибыли – всего (стр. 030 +
|
020
|
139 348 526
|
Уменьшение налогооблагаемой прибыли в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан – всего (сумма строк 031–037), в том числе на сумму: |
030
|
257 730 581
|
…
|
…
|
|
прироста объемов вкладов (срочных вкладов, вкладов
|
037
|
257 730 581
|
РАСЧЕТ
НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И НАЛОГА НА БЛАГОУСТРОЙСТВО И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ЗА ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА
(сум.)
Наименование статей
|
Стр.
|
Балансовые
|
Балансовые данные
|
Налогооблагаемая прибыль (стр. 110 – стр. 120)
|
130
|
139 348 526
|
217 207 010
|
Уменьшение налогооблагаемой прибыли (строка 020 приложения N 6 к Расчету)
|
140
|
257 730 581
|
139 348 526
|
Налогооблагаемая база – всего
|
150
|
0
|
77 858 484
|
…
|
…
|
|
|
Установленная ставка налога на прибыль юридических лиц
|
160
|
15%
|
15%
|
…
|
…
|
|
|
Начисленная сумма налога на прибыль юридических лиц за отчетный период
|
220
|
0
|
11 678 773
|
Как показано в приведенном выше расчете льготы за I квартал 2014 года, она составила 257 730 581 сум, а налогооблагаемая прибыль банка за тот же период – 139 348 526 сумов. Уменьшение налогооблагаемой прибыли – 139 348 526 сумов – фиксируется до конца 2014 года.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что льгота на прирост срочных вкладов, безусловно, сыграла положительную роль в упрочении банковской системы Узбекистана. Ее использование дало возможность снизить налоговую нагрузку коммерческих банков. Но современные реалии расставляют новые приоритеты и акценты. Развитие общества и государства невозможно без постоянного прогресса. Его результатом, в частности, являются благоприятные условия для всех сфер жизнедеятельности нашего общества, которые и позволили достаточно безболезненно отменить льготу. Тем более что целесообразность ее использования уже давно ставилась под сомнение многими специалистами.
Камила КАРИМОВА,
специалист по банковскому делу ООО «RASTAX GROUP».
1Утвержден МФ и ГНК, зарегистрирован 18.03.1999 г. N 677. Утратил силу с 26.06.2005 г.
2Приложение N 1 к постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439.