Типичные ошибки, выявленные в ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями лицензионных требований и условий, и рекомендации по их устранению.
Лицензионные требования и условия предусмотрены статьями 5, 7 Закона «Об аудиторской деятельности»1, в разделе V Положения об аудиторских организациях2, в разделе VI Положения о порядке выдачи лицензий аудиторским организациям на осуществление аудиторской деятельности3 (далее – Положение N 365).
Отмечены следующие наиболее часто выявляемые в ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями лицензионных требований и условий ошибки.
1. Недостаточное количество внутренних стандартов аудиторских организаций, необходимых в соответствии с требованиями Национального стандарта аудиторской деятельности (НСАД) N 4 «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»4.
Рекомендации: изучение и соблюдение НСАД N 4, которым определены единые принципы разработки внутренних стандартов аудиторских организаций и установлены обязательные требования к аудиторским организациям при разработке внутренних стандартов.
2. Несвоевременное представление (непредставление) уведомления о несоответствии минимальной численности штатных аудиторов, а также информации о принятом руководством аудиторской организации решении в случаях возникновения (устранения) несоответствия лицензионным требованиям (количество штатных аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы, менее установленного законодательством для определенного вида лицензии).
Рекомендации: соблюдение требований Положения об аудиторских организациях. В нем установлены требования к минимальному количеству штатных аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы. Согласно пункту 12 Положения аудиторские организации, осуществляющие:
• только инициативные аудиторские проверки, должны иметь не менее 2 штатных аудиторов;
• инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций, должны иметь не менее 4 штатных аудиторов, из которых не менее одного аудитора с наличием международного сертификата бухгалтера;
• аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов, должны иметь не менее 6 штатных аудиторов, из которых не менее двух аудиторов с наличием международного сертификата бухгалтера.
Согласно пункту 26-1 Положения N 365 при несоответствии минимальной численности штатных аудиторов после получения лицензии аудиторская организация в 5-дневный срок со дня возникновения несоответствия письменно уведомляет об этом лицензирующий орган и в срок не более 3 месяцев с указанной даты обязана устранить возникшее несоответствие либо принять решение о получении лицензии на право осуществления другого вида аудиторской проверки или прекращении своей деятельности в установленном порядке. Проведение аудиторской организацией аудиторских проверок до устранения несоответствия минимальной численности штатных аудиторов влечет ответственность в соответствии с законодательством.
При устранении в установленный срок (не более 3 месяцев) несоответствия по минимальному количеству штатных аудиторов аудиторская организация представляет в лицензирующий орган соответствующую информацию с приложением подтверждающих документов (заверенных в установленном порядке копий приказа о принятии на работу аудитора, квалификационного сертификата аудитора, трудовой книжки).
3. Несоблюдение аудиторами требования о ежегодном прохождении курсов повышения квалификации, включая год, в котором продлевался срок действия квалификационного сертификата аудитора.
Рекомендации: с апреля 2004 года введено требование по прохождению аудиторами ежегодных курсов повышения квалификации. Данное требование также распространяется и на случаи продления срока действия квалификационного сертификата аудитора. Необходимо соблюдать нормы статьи 7 Закона «Об аудиторской деятельности» и пункта 8 Положения об аудиторских организациях, согласно которым аудиторские организации обязаны начиная с года, следующего за годом получения квалификационного сертификата аудитора, обеспечивать прохождение аудиторами ежегодных курсов повышения квалификации.
4. Наличие некоторых несоответствий структуры аудиторских заключений и отчетов требованиям Национальных стандартов аудиторской деятельности.
Рекомендации: изучить и соблюдать требования по оформлению и структуре аудиторского заключения и отчета, установленных Национальным стандартом аудиторской деятельности (НСАД) N 70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности»5.
Кроме того, согласно пункту 6 Положения об аудиторских организациях, аудиторские организации в соответствии с возложенными на них задачами проводят аудиторские проверки достоверности и соответствия законодательству финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации, а также оказывают профессиональные услуги.
При анализе и оценке эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аудиторские организации исходят прежде всего из критериев доходности (рентабельности), уровня использования капитала, финансовой устойчивости, платежеспособности и уровня самофинансирования, деловой активности. В соответствии с пунктом 8 Положения об аудиторских организациях они также обязаны:
• отражать в аудиторском отчете факты нарушений законности финансово-хозяйственных операций и предложения по их устранению;
• обеспечивать наличие в аудиторской организации экземпляров аудиторских заключений и аудиторских отчетов по результатам проведенных аудиторских проверок и их хранение в установленном законодательством порядке;
• в случае обнаружения фактов, явно свидетельствующих о причинении хозяйствующему субъекту убытков его должностными лицами и другими работниками, сообщать об этом руководству (собственнику) хозяйствующего субъекта и делать соответствующую запись в аудиторском отчете. В необходимых случаях требовать созыва общего собрания участников (акционеров) в порядке, установленном законодательством, для доведения до них результатов аудиторской проверки.
При оформлении результатов аудиторской проверки, согласно Международным стандартам аудита (МСА), целесообразно руководствоваться в работе МСА 260 и МСА 700–799.
5. Искажение данных и нарушение сроков представления формы Сведений об аудиторской деятельности.
Рекомендации: соблюдать Правила заполнения формы Сведения об аудиторской деятельности6, а также своевременно представлять их по состоянию на 31 декабря в Министерство финансов не позднее 20 дней после отчетного года.
Согласно приложению N 4а к Указу Президента «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» (от 16.07.2012 г. N УП-4453) Сведения об аудиторской деятельности представляются в Министерство финансов 1 раз в год.
6. Несвоевременное уведомление аудиторской организацией Министерства финансов об изменении ее наименования или места нахождения (почтового адреса).
Рекомендации: в соответствии с пунктом 26 Положения N 365 аудиторская организация должна в 10-дневный срок уведомить лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса.
При этом, согласно пункту 21 Положения N 365, аудиторская организация в случае изменения ее наименования или места нахождения (почтового адреса) обязана в месячный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением лицензии, подлежащей переоформлению, и документов, подтверждающих соответствующие изменения.
7. Недостаточная организация системы внутреннего контроля качества работы аудитора и процедур ее применения.
Рекомендации: соблюдать порядок установления принципов и правил контроля за качеством работы аудитора, а также процедуры их применения, определенные Национальным стандартом аудита (НСА) N 5 «Контроль качества работы аудитора»7.
При оказании профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета необходимо руководствоваться Правилами внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций8 (далее – Правила N 2035), где определены основные цели и задачи внутреннего контроля, а также обязательное требование о порядке организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом при подготовке и осуществлении сделок от имени клиента. В целях организации внутреннего контроля в аудиторских организациях назначается лицо, ответственное за соблюдение вышеназванных Правил, которое должно занимать руководящую должность и являться штатным аудитором данной аудиторской организации.
8. Несвоевременное представление аудиторской организацией в Министерство финансов сведений об ответственном лице за соблюдением Правил N 2035.
Рекомендации: соблюдать требования, установленные Правилами N 2035.
Аудиторские организации представляют в Министерство финансов 1 раз в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения об ответственном лице.
Министерство финансов.
1От 9.12.1992 г. N 734-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 78-II.
2Утверждено Постановлением Президента от 4.04.2007 г. N ПП-615.
3Приложение N 3 к Постановлению КМ от 22.09.2000 г. N 365.
4Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 25.09.2006 г. N 1624.
5Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 10.03.2001 г. N 1016.
6Приложение N 2 к приказу министра финансов, зарегистрированному МЮ 9.10.2013 г. N 2515.
7Утвержден МФ, зарегистрирован МЮ 3.09.1999 г. N 811.
8Утверждены постановлением МФ и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре, зарегистрированным МЮ 3.11.2009 г. N 2035.