Расширение технических возможностей телекоммуникационных систем, развитие рынка интерактивных услуг, многообразие способов общения в режиме он-лайн многократно повышают угрозы информационной безопасности пользователей, в первую очередь для детей и подростков.
Если говорить о защите прав интернет-пользователей, то проблем сегодня более чем достаточно: сфера новая, традиционных отношений еще не выработано. При этом одни пользователи хотят, чтобы государство не регулировало эту сферу, другие же считают, что оно, наоборот, должно мониторить Интернет и защищать права граждан, ограничивать противоправный контент.
В практике Европейского суда по правам человека признается, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, устанавливая контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона в этой сфере применять санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты общественной морали и благополучия населения, не в последнюю очередь и подрастающего поколения.
В Год здорового ребенка проблема защиты детей от современной агрессивной медиа-среды становится все более актуальной в связи с существенным ростом несовершеннолетних пользователей Интернета. За последние годы в результате обеспечения компьютерами школ и подключения к сети Интернет пользовательская активность наших школьников резко возросла. По всему миру дети более активны в информационном пространстве, нежели взрослые. В Узбекистане предпринимаются меры по ограничению доступа молодежи к просмотру сайтов с неадекватным и нежелательным содержанием, но нужно также проводить такую работу, чтобы у населения, особенно у молодежи, вырабатывался «иммунитет» к неоднозначной информации.
А этого можно достичь в балансе интересов пользователей и поставщиков интернет-услуг, государства и гражданского общества.
В самом ближайшем будущем в России, например, может появиться новая общественная должность интернет-омбудсмана – защитника прав участников интернет-сообщества. В его функции войдет проведение переговоров с интернет-площадками и должностными лицами, курирующими ИТ-отрасль. В первую очередь ему предстоит заниматься разблокировкой соцсетей и сайтов, проблемами пиратского контента, предотвращением распространения материалов экстремистского толка, противодействовать попыткам зарегулировать отрасль и многим другим. В дальнем зарубежье такие функции частично присутствуют у уполномоченных по защите личных данных, комиссионеров по информационной безопасности и банковским вкладам.
В РФ сейчас стоит вопрос механизма избрания интернет-омбудсмана: это будет выбор главы государства или же его изберет общественная комиссия из специалистов интернет-отрасли.
Основные требования и критерии отбора данной фигуры – независимость и способность хорошо и глубоко разбираться в теме, уметь взаимодействовать не только с большинством игроков и представителями основных ресурсов, но и с общественным сектором. Интернет-омбудсман должен будет оценивать законопроекты в сфере ИКТ с точки зрения правовых, юридических поправок и технических нюансов, проводить мониторинг их исполнения и действительной реализации на практике. Появление такого специалиста, который сможет обеспечить баланс интересов, будет оптимальным для всех участников интернет-сообщества.
С учетом развития интернет-пространства и медийных компаний в нашей стране, может, подумать о такой фигуре и нам?
По материалам сети Интернет подготовил
Маъруф УСМАНОВ.