Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 21 / Записки эксперта-криминалиста

Виноват не только стрелочник

 

Все мы знаем, что причиной многих катастроф является так называемый человеческий фактор. Это и нарушение правил техники безопасности, и небрежность, и халатность, и умышленные действия. Примеров тому немало во все времена.

 

Летом 1972 года на сибирской станции столкнулись 2 поезда – пассажирский и грузовой. Десятки пассажиров погибли, еще больше получили травмы разной степени тяжести. Конечно, сразу же было возбуждено уголовное дело. Для его расследования создали следственную бригаду под руководством следователя по особо важным делам В.В.Зиканова.

Понятно, что дела о крушениях на железнодорожном транспорте относятся к сложным, требуют хорошего знания не только тактики их расследования, но и специфики сферы. В ходе расследования изучается множество ведомственных нормативных актов, проводятся следственные действия с привлечением специалистов, назначаются различные экспертизы, в том числе и технические.

Прибыв на станцию, В.Зиканов ознакомился с материалами ведомственного расследования и первоначальных следственных действий. Из них следовало, что дежурная по станции приняла на главный путь грузовой поезд, который должен был обогнать останавливающийся здесь пассажирский. Но забыла об этом и дала указание стрелочникам двух постов перевести стрелки для пропуска по тому же пути пассажирского поезда. Те выполнили указание, не проверив, свободен ли путь, хотя это было их обязанностью. В результате этих нарушений и произошла трагедия.

Специалисты, которые проводили ведомственное расследование, дали заключение о нарушении дежурной по станции и обоими стрелочниками правил технической эксплуатации железных дорог и инструкции по движению поездов. Все трое этого не отрицали. Казалось бы, все ясно, остается только оформить дело и направить его в суд.

Но грамотный и опытный следователь Зиканов хорошо знал, что признание вины, даже подкрепленное некоторыми доказательствами, еще не означает полного расследования всех обстоятельств происшествия. Он раньше работал на железнодорожном транспорте и хорошо знал, что часть, связанная с движением поездов, представляет собой единый механизм, действующий по определенным правилам и инструкциям. Здесь действия одних работников службы зависят от действий других, а упущения в одном месте могут привести к нарушениям в другом. Поэтому не всегда можно быстро выявить истинных виновников нарушения правил.

Зиканов не согласился с выводом «Виноват стрелочник». Он решил проверить, как могла молодая дежурная по станции Татьяна О., недавно успешно закончившая железнодорожный техникум, допустить вопиющую небрежность. Но даже если она ошиблась, то почему опытные стрелочники Щ. и Е., выполняя ее команду о подготовке маршрута пассажирскому поезду, не убедились лично в свободности пути и не предотвратили беду?

Следователь выяснил, что обстановка во время дежурства О. была сложной и необычной. Сильная гроза повредила электролинию, погас свет, и станция погрузилась в темноту. В таких условиях молодой дежурной О. должны были прийти на помощь опытные старшие товарищи, давая четкие команды из диспетчерской службы отделения дороги.

Зиканов наметил исследовать действия работников диспетчерской службы отделения, выявить роль дежурного диспетчера, изучить движение поездов, проходящих через станцию, проверить соблюдение графика движения, проанализировать другие вопросы. В первую очередь необходимо было выяснить, правильно ли принимались поезда на станции, соблюдался ли установленный технико-распорядительным актом порядок.

Длительная и кропотливая работа позволила выяснить, что на станции технико-распорядительный акт регулярно нарушался. Пассажирские поезда систематически пропускали не по тем путям, какие им предусматривались. Непосредственно перед крушением несколько поездов было принято на неустановленные актом пути.

Теперь необходимо было установить, кто виноват в нарушении графика движения поездов. На повторном допросе обвиняемая О. рассказала, что докладывала обо всех проходивших через станцию поездах участковому диспетчеру Тюменского отделения дороги Ш. и действовала по его указаниям. Следователю пришлось немало потрудиться, чтобы доказать виновность диспетчера Ш. в нарушении правил безопасности движения.

Ряд следственных действий подтвердил бесспорность виновности дежурной О. и обоих стрелочников в крушении. В процессе расследования дела стало ясно, что крушение не было случайным, оно назревало исподволь. Следствие вскрыло не только серьезные нарушения трудовой дисциплины, но и преступные нарушения правил без­опасности движения поездов. Начальник станции Д. и участковый ревизор движения В. нарушителей слегка журили и оставляли на работе.

Следственная бригада Зиканова вскрыла причины и условия, которые способствовали совершению преступ­ления. Так, было установлено, что ревизор В. длительное время не принимал серьезных мер к нарушителям трудовой и производственной дисциплины. Это создало обстановку безнаказанности и безответственности. В результате некоторые работники являлись на службу в нетрезвом виде и даже распивали алкогольные напитки на дежурствах, связанных с движением поездов. После одного из таких распитий была смертельно травмирована стрелочница.

Не осуществлял ревизор и систематического контроля за работой по обес­печению безопасности движения поездов, не проверял, как организована стажировка молодого специалиста О., правильно ли готовили ее к самостоятельной работе. «Приложил к этому руку» и начальник станции Д., который допустил О. к работе дежурной по станции до окончания срока стажировки, лично не убедившись в ее готовности к этому.

Зиканов учитывал, что эти нарушения в прямой причинной связи с крушением не находились. Поэтому действия управленцев были квалифицированы не как приведшие к крушению, но как заведомо создающие угрозу наступления тяжких последствий. Тем более что эта угроза в данном случае из потенциальной превратилась в реальное крушение.

Верховный суд республики рассмот­рел это дело и признал виновными всех привлеченных к уголовной ответственности, согласился с квалификацией их действий и приговорил к различным срокам лишения свободы.

По результатам расследования министру путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников были внесены представления с конкретными предложениями по устранению упущений в организации движения поездов и укреплению трудовой дисциплины на железнодорожном транспорте.

Сегодня мировые новости часто сообщают нам о крушениях поездов, самолетов, автоавариях, других чрезвычайных происшествиях. И каждый раз я уверена, что причинами многих из них является человеческий фактор.

 

Ольга Маршанская.

Прочитано: 1959 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика