Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 22 / Внешнеэкономическая деятельность

Законный работодатель

или о порядке привлечения постоянным учреждением иностранной рабочей силы

 

Для привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РУз работодателю необходимо получить разрешение Агентства по вопросам внешней трудовой миграции (пункт 11 Инструкции о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан). При этом работодателями выступают:

юридическое лицо – резидент Узбекистана, включая предприятия с иностранными инвестициями;

отдельные физические лица (граждане Узбекистана или иностранцы), проживающие на территории республики и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Должен ли нерезидент, осуществляющий свою деятельность на территории Узбекистана через постоянное учреждение, который исходя из положений статьи 20 Налогового кодекса не относится ни к одной из указанных категорий, получать в Агентстве разрешение на привлечение иностранцев к трудовой деятельности? 

 

– С одной стороны – нет. Ведь, во-первых, Инструкция о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования рабочей силы в Республике Узбекистан1 (далее – Инструкция N 285) содержит закрытый перечень работодателей, к которым применяются ее нормы, а во-вторых, в перечне лиц, которые должны получать такое разрешение, нет иностранного лица – нерезидента, осуществляющего свою деятельность на территории Узбекистана, в том числе через постоянное учреждение.

Однако, с другой стороны, такая ситуация выглядит, по меньшей мере, нелогично: нерезиденту для осуществления предпринимательской деятельности через постоянное учреждение удобнее просто «командировать» своих сотрудников в Узбекистан, чем привлекать к труду отечественные кадры2. Почему же эти случаи не принимаются во внимание при учете максимально допустимого числа иностранных работников (в целом и по группам профессий), нанимаемых для работы на территории республики?

Вышесказанное можно рассматривать с точки зрения дополнительной льготы, предоставляемой иностранным инвесторам. Тогда от обязанности получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в целях инвестиционной привлекательности целесообразно освободить и предприятия с иностранными инвестициями, которые являются резидентами Узбекистана.

Помимо этого, согласно статье 12 Трудового кодекса (ТК), на предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории республики, применяется законодательство о труде Узбекистана. При этом:

под понятие «предприятия, принадлежащие полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам» подпадают как предприятия с иностранными инвестициями и предприятия с участием иностранного капитала (резиденты РУз), так и иностранные юридические лица (нерезиденты РУз);

исходя из того, что постоянное учреждение нерезидента представляет собой любое место осуществления нерезидентом предпринимательской деятельности на территории Республики Узбекистан (статья 20 Налогового кодекса (НК), это учреждение предполагает присутствие иностранного юридического лица на нашей территории.

Следовательно, исходя из содержания статьи 12 ТК нерезидент, осуществляющий свою деятельность через постоянное учреждение, обязан соблюдать национальное законодательство о труде. Согласно ему осуществлять трудовую деятельность на территории РУз иностранец может только при наличии подтверждения права на это. Оно же в свою очередь предоставляется только на базе выданного работодателю разрешения (пункт 11 Инструкции N 285).

Иными словами, нерезидент при осуществлении деятельности через постоянное учреждение обязан запросить у работника (иностранного гражданина) подтверждение на право осуществления трудовой деятельности. Поскольку же получить такое подтверждение работник может только при наличии у нерезидента разрешения на привлечение к труду иностранной рабочей силы на территории Узбекистана, то нерезидент за его получением вынужден обратиться в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения.

Исходя из смысла абзаца девятого пункта 4, абзаца шестого пункта 9, абзаца третьего пункта 13 Положения об Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции3 разрешение выдается юридическим лицам в целом (без указания на резидентство). Следовательно, как юридическим лицам, зарегистрированным на территории Узбекистана, так и юридическим лицам, зарегистрированным на территории иностранного государства, по их запросу и в целях привлечения ими иностранных работников Агентством выдается разрешение.

Тем не менее, поскольку ситуация до конца все же не прояснена, а риски, связанные с привлечением иностранной рабочей силы без получения соответствующего разрешения, существуют, важна позиция Агентства. В настоящее время по результатам рассмот­ренных запросов официальное мнение этого госоргана не опровергает факт того, что нерезидент, осуществляющий деятельность через постоянное учреждение, согласно Инструкции N 285 работодателем, которому необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, не является. Вместе с тем Агентство подтверждает готовность оказать иностранным юридическим лицам практическую помощь при получении ими разрешения для привлечения иностранных сотрудников к трудовой деятельности в Узбекистане.

Исходя из мнения этого гос­органа можно предположить, что получение нерезидентом такого разрешения необязательно. С другой стороны, такая возможность не исключается, тем более что привлечение работодателем к труду иностранных сотрудников, не имеющих подтверждения на право осуществления трудовой деятельности, выданного Агентством, является нарушением действующего законодательства. Другой вопрос, не менее обсуждаемый экспертным сообществом, заключается в том, кто в этой ситуации будет являться работодателем, заключающим трудовой договор: постоянное учреждение или сам нерезидент? Однако это тема отдельной публикации, которая в дальнейшем обязательно будет освещена нами на страницах газеты, а также рассмотрена на спецтренинге 4 июня в Центре профессионального развития «NORMA».

Возвращаясь к сказанному, принимая во внимание все доводы «за» и «против», считаем целесообразным рекомендовать нерезидентам, чья корпоративная практика направлена на минимизацию правовых рисков, которые могут возникнуть при осуществлении ими деятельности через постоянное учреждение, привлекать иностранных работников с соблюдением требований трудового законодательства и с разрешения Агентства либо заручиться его официальным письмом, в соответствии с которым без получения соответствующего разрешения допускается привлекать иностранных сотрудников к трудовой деятельности в рамках конкретного проекта (по крайней мере, до внесения изменений в действующее законодательство).

 

P.S. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на тщательное изучение нормативно-правовых актов в ходе исследования заданных вопросов, публикуемые ответы не являются профессиональной консультацией. Они выражают мнения лиц, их изучивших, исходя из их понимания описанных в вопросах ситуаций.

Изложенные в этих материалах мнения оставляют возможность для дополнительного изучения и последующего обсуждения вопросов. В любом случае перед конкретным применением нормативно-правовых актов целесообразно обращаться за профессиональной консультацией, чтобы учесть индивидуальные особенности отдельных случаев и для оптимального решения ситуации в соответствии с законодательством.

 

Екатерина АДЕЕВА,

заместитель руководителя юридической практики

аудиторско-консалтинговой группы компаний «BAKER TILLY UZBEKISTAN».

 


 

1Утверждена МТ, зарегистрирована МЮ 20.11.1996 г. N 285.

2Конечно, если речь не идет об инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о разделе продукции или иных договоренностей с государством, предполагающих предоставление инвестором рабочих мест для соискателей местного рынка труда.

3Приложение N 3 к Постановлению КМ от 12.11.2003 г. N 505. 

Прочитано: 4576 раз(а)

Комментарии к статье (7)

2014-06-02 12:39:08, Гость_кадровик:
Вопрос направлен в редакцию
Вопросы экономико-правовой тематики, связанные с деятельностью Вашей организации или личные, Вы можете задать:
1)    отправив электронное письмо в редакцию газет «Норма» и «НТВ» по адресам: gazeta@norma.uz; ntv@norma.uz;
2)    по телефону «Горячей линии» 200-00-59, если Вы являетесь пользователем информационно-поисковых систем «Norma», подписчиком газет «Налоговые и таможенные вести» и «Норма»;
3)    воспользовавшись сервисом «Мы отвечаем!» в интерфейсе программных продуктов «Norma».
2014-06-02 21:01:22, Гость_:
Ох как усложнили ситуацию. Проблема на ровном месте. Предлагаю автору изучить опыт развитых стран.  
2014-06-03 09:55:15, Гость_Автор:
Спасибо Гость за комментарий))): как пишут в соцсетях - "улыбнуло". Вместе с тем, опыт опытом... но, Вы же понимаете, "не аргумент" ни для меня, как для юриста, ни для контролирующих органов, среди которых по этому вопросу не только Инспекция по труду, но и органы внутренних дел (см. п.48 Инструкции). В любом случае, спасибо).
2014-06-03 10:46:12, Гость_Автор:
Добавлю, что Ваш комментарий несомненно заслуживает внимания. Было бы хорошо, если бы на него обратили внимание парламентарии нашей страны. Кому как не законотворцам необходимо изучить зарубежный опыт регламентации правовых вопросов, связанных в том числе и с деятельностью нерезидента через ПУ...
2014-06-03 13:48:30, Гость_Азизбек Курбонов:
Интересная тема для обсуждения. С одной стороны Постоянной учреждения не является организационно-правовой формой и принимается исключительно в целях налогообложения. Все права возникает непоспредственно у основного компании. Как заметил автор, командировка специалистов не требует получение разрешении, т.к, он не заключает в Узбекистане трудового договора с работодателем. Он действует в рамках своего договора заключенной головной компанией вне территории республики. С другой стороны для резидентов республики постоянной учреждения местом работы и с ними заключает трудовой договор руководитель ПУ. Полагаю, решения вопроса зависить от обстоятельства. Если головная компания отправляет своего сотрудника для выполнения отдельных задач (аудит, экспертиза, ознакомления, заключения контрактов и т.п) и не заключает с ним трудового договора в территории республики он не обязан получить разрешения. А если головной компания привлекает иностранной специалистов для работы в республику и заключает с ними трудового договора в республике, такое разрешения нужно. Еще один момент, которое нужно обратить внимания, по сути постоянной учреждения могут быт место осуществления деятельности компании (склад, офис, фабрика, цех, скважина, строительной участок и др) и в зависимости от этого должно решаться вопрос, нужно ли разрешения или нет!
2014-06-03 15:17:09, Гость_:
Предполагается, что в связи с неурегулированностью вопросов деятельности ПУ в трудовой сфере, налогообложении, таможенном и валютном регулировании, договорно-правовой сфере и т.д., целесообразно разработать "рамочные правила", чтобы минимизировать количество различных мнений и толкований! Не секрет, в настоящее время работа осуществляется по принципу "кто во что горазд" и на основании разъяснительных писем различных регуляторов, что создает, априори, основу для повышенных рисков для бизнеса, т.к. "горазды" все по разному! А ведь проекты реализуются в базовых и капиталоемких отраслях, как правило, и в подобных обстоятельствах бизнесу поверхностно относится к рискам не благоразумно, как минимум. Есть еще один важнейший аспект - это люди! В настоящее время тысячи людей работают в долгосрочных проектах в рамках ПУ- защищены ли они по вопросам техники безопасности, трудовых прав и в сфере пенсионного обеспечения (кто ведет трудовые книжки и ставит печать- насколько это будет признано?!)Поэтому важно изучить опыт разных стран и выбрать такие правила, которые будут эффективными и гарантирующими прозрачность, законность и развитие конкуренции.
2014-06-04 15:57:18, Гость_Автор :
С последним комментарием полностью согласна. Следует разработать механизм, который бы позволял осуществлять нерезиденту РУз деятельность через ПУ на принципах законности и в условиях прозрачности!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика