Наша компания, имеющая тесные торговые связи с некоторыми организациями в Узбекистане, планирует открыть в республике свое представительство. Оно будет только представлять нашу компанию на рынке Узбекистана, не осуществляя каких-либо торговых функций. Как можно зарегистрировать представительство иностранной компании в Узбекистане?
М. ван В.,
генеральный директор компании.
– Согласно национальному законодательству представительство иностранной коммерческой компании (далее – представительство) не является юридическим лицом и не вправе осуществлять хозяйственную или иную коммерческую деятельность. Оно открывается исключительно с целью защиты и представления интересов иностранной коммерческой компании на территории Республики Узбекистан.
Открытие представительства осуществляется путем его аккредитации в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (МВЭСИТ). Для этого необходимо подать в МВЭСИТ следующие документы для регистрации:
- письменное заявление, содержащее информацию о деятельности фирмы, ее деловых и иных связях с предприятиями и организациями Республики Узбекистан, заключенных договорах и соглашениях, выполнению которых будет содействовать представительство; перспективы развития сотрудничества; срок, на который запрашивается разрешение на открытие представительства;
- учредительные документы иностранной компании, предусмотренные законодательством государства, в котором она зарегистрирована;
- документ, подтверждающий официальную регистрацию в стране местонахождения иностранной компании, выданный уполномоченным государственным органом (свидетельство о госрегистрации или выписка из торгового реестра);
- доверенность, выданную иностранной компанией главе представительства, с указанием его полных паспортных данных и предоставляемых ему полномочий;
- положение о представительстве, утвержденное руководством иностранной компании и скрепленное ее печатью;
- гарантийное письмо юридического или физического лица Республики Узбекистан, являющегося собственником нежилого помещения, подтверждающее его готовность предоставить в аренду или реализовать представительству данное помещение (с указанием условий и срока аренды или реализации). Если указанные лица являются нанимателями предоставляемого помещения, то гарантийное письмо должно быть согласовано с его собственником1.
Все эти документы (за исключением гарантийного письма) должны быть легализованы в консульском учреждении Республики Узбекистан в стране регистрации иностранной компании, а в случае отсутствия такового – в Министерстве иностранных дел (ином внешнеполитическом ведомстве/департаменте правительства) государства регистрации иностранной компании, в консульском учреждении или дипломатическом представительстве данной страны в Республике Узбекистан с последующим заверением в консульском управлении Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Легализация документов не требуется, если на них проставлен апостиль.
К документам надо приложить нотариально заверенный перевод их на государственный (узбекский) либо русский язык.
Если часть указанных документов не предусмотрена законодательством страны иностранной компании, учредителю представительства надо представить в МВЭСИТ подтверждение этому, выданное МИД либо дипломатическим представительством страны учреждения иностранной компании в Узбекистане.
Срок рассмотрения документов для аккредитации в МВЭСИТ составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления и иных документов. При принятии положительного решения МВЭСИТ выдает сертификат об аккредитации представительства в течение 5 дней после поступления платы за эту процедуру (1 200 долларов США2) на счет МВЭСИТ. В нем указывается период аккредитации представительства – от 1 года до 3 лет с возможностью продления ее срока.
После получения сертификата представительство в течение 10 дней должно:
представить в аккредитующий орган письменное уведомление о своем почтовом адресе;
встать на учет в налоговых органах по месту своего нахождения и представить в аккредитующий орган справку о постановке его на учет.
Алексей НИЯЗМЕТОВ,
юрист.
------------------------------------------
1Положение о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410).
2Раздел Х Ставок пошлин, тарифов, сборов и иных неналоговых платежей, взимаемых в иностранной валюте министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления (утверждены Постановлением КМ от 19.08.1993 г. N 423).
Тем не менее, рекомендовал бы будущему зарубежному партнеру, судя по его фамилии - из Европы/Нидерландов, уточнить наличие межгосударственных соглашений (в т.ч. Узбекистан-ЕС) по предполагаемому профилю будущей деятельности в нашей стране, что значительно облегчит его бизнес.
Помочь в этом вопросе может и наша ТПП Узбекистана.
Инофирмы открывают на территории Республики Узбекистан свои представительства в целях представления и защиты своих интересов на территории Узбекистана.
Хотелось бы знать, а имеют ли право такие представительства заключать помимо трудовых договоров, другие договоры, и какие именно? Интересно также узнать, чем конкретно занимаются иностранные представительства у нас? Хотя бы к примеру.
Представительства не являются юридическим лицом и не вправе осуществлять коммерческую деятельность, за исключением представительств иностранных авиакомпаний. Представительство иностранной коммерческой компании осуществляет свою деятельность в рамках Положения о представительстве и доверенности, выданной главе Представительства. представительство вправе заключать договоры от имени представляемой компании на приобретение имущества и услуг, необходимых для фукционирования представительства (аренда, приобредение канцелярских принадлежностей, мебели, оплата коммунальных услуг и др.).
Представительства не вправе хозяйственную либо коммерческую деятельность, однако представительства открываются с целью представления и защиты интересов представляемой компании в РУз. Это может быть участие в выставках, конференциях, симпозиумах, исследованием рынка, поиск потенциальных покупателей, разработка рекламных мероприятий.
Помимо перечисленных документов при регистрации представительства, МВЭСИТ запрашивает копию паспорта Главы представительства, а также 2 фотокарточки на него.
Положение о представительстве может подписать и заверить подпись нотариально сам Глава представительства на основании доверенности,выданной иностранной компании.
А также при переводе суммы денег со счета иностранной компании для оплаты государственной пошлины (1200 долларов США), нужно учесть банковские расходы.Чтобы указанная суммма в точном объеме попала на счет МВЭСИТ и вы смогли своевременно зарегистрировать представительство.