Что делать, если ПИНФЛ (номер ИНПС) сотрудника, указанный в отчетах и документах организации, и ПИНФЛ в паспорте (ID-карте) не совпадают. Buxgalter.uz свел воедино рекомендации ГНК, а также получил комментарии по сложившейся ситуации
у налогового консультанта Гульнары ЭРГАШЕВОЙ и в Халк банке.
Рекомендации ГНК
В уведомлении ГНК сказано: если в ранее представленных налоговых расчетах выявятся случаи ошибочного указания ПИНФЛ сотрудников, то рекомендуется отправить перерасчет.
В разосланной в персональные кабинеты сравнительной таблице с ПИНФЛ (номерами ИНПС) сотрудников также приводится следующая рекомендация:
1) внимательно проверьте данные по ПИНФЛ, указанные в налоговой отчетности;
2) при необходимости внесите исправления в отчетность и сдайте перерасчет;
3) если ПИНФЛ в налоговой отчетности указан неправильно, то обратитесь в отделение Халк банка по месту жительства сотрудника, чтобы привести в соответствие ИНПС и ПИНФЛ.
В официальном Телеграм-канале ГНК опубликован следующий текст:
● во избежание несоответствия информации в налоговой отчетности и в интересах сотрудников вашей организации просим учетные данные привести в соответствие с правильными ПИНФЛ. При необходимости – внести исправления в отчетность за период, в котором выявлены неточности;
● при несоответствии данных ИНПС
и ПИНФЛ налогоплательщику следует самостоятельно обратиться в отделения Халк банка.
Пересдавать Расчет НДФЛ необязательно
Гульнара ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:
– Обратите внимание, что во всех случаях уведомление о пересдаче расчетов носит рекомендательный характер. При этом Налоговый комитет нигде не уточняет сроки –
за какой период надо пересдать.
Согласно статье 83 НК, если ошибки в отчетности не привели к занижению исчисленной суммы налога, то налогоплательщик вправе внести в ранее представленную им налоговую отчетность необходимые исправления
и представить в налоговый орган уточненную налоговую отчетность.
Строго говоря, ошибка в номере ИНПС одного или нескольких сотрудников к занижению уплаченных сумм налога не приводит, следовательно, пересдавать Расчет НДФЛ необязательно.
Но есть одно очень важное «но», на которое тоже обращает внимание налоговое ведомство: неточности с ПИНФЛ в налоговой отчетности приведут к несоответствию информации о доходах ваших сотрудников. Это может обернуться для них потерей в начислении социальных пенсий и пенсий по возрасту. Также у них могут быть проблемы при пользовании государственными, банковскими, социальными и иными услугами.
Все-таки пересдать налоговую отчетность, я думаю, надо.
За какой период пересдавать расчеты? Логично предположить, что за все периоды, в которых выявлены ошибки. Но исходя
из статей 84 и 88 НК пересдать отчеты можно только за последние 5 лет. Исправить отчетность за больший период просто нет технической возможности.
При этом непонятно, как быть, если данные по ПИНФЛ не сошлись у ранее уволившихся сотрудников. Ведь в таблицах, разосланных ГНК, содержится информация только по действующим сотрудникам.
Сотрудник, у которого выявлены расхождения в ПИНФЛ, должен лично обратиться в Халк банк
Физические лица, у которых выявлены расхождения в данных ПИНФЛ, должны обратиться в ближайшее отделение Халк банка, чтобы устранить ошибки. При себе нужно иметь биометрический паспорт или ID-карту.
Лазизбек РАВШАНОВ, ведущий специалист отдела ИНПС Халк банка:
– Чем быстрее лицо, столкнувшееся с такой проблемой, обратится в любой филиал Халк банка, тем быстрее будут исправлены ошибки и пресечено дальнейшее искажение данных. Желательно все исправить до 1 августа.
В качестве ИНПС будет выбран ПИНФЛ в действующем биометрическом паспорте или ID-карте. Начисления, произведенные на старый ИНПС, будут переброшены на новый номер. Утеря начислений исключена.
Предприятиям, у которых выявлены сотрудники с расхождениями в номерах ИНПС (ПИНФЛ), пересдавать отчеты по ИНПС за предыдущие периоды не надо. От бухгалтера потребуется, после того как сотрудник обратится в Халк банк и исправит данные, в отчете за текущий и последующие периоды указывать номер ИНПС – ПИНФЛ из действующего биометрического паспорта или ID-карты.
Комментарий от внебюджетного Пенсионного фонда
Специалист телефона доверия внебюджетного Пенсионного фонда пояснил:
– Годы, за которые отсутствуют отчисления на ИНПС, не включаются в стаж, необходимый для назначения государственных пенсий и пособий. На практике и ранее нестыковки в данных ПИНФЛ выявлялись у обратившихся за назначением государственных пенсий
и пособий. В этом случае работники внебюджетного Пенсионного фонда также помогали устранить нестыковки.
Олег ГАЕВОЙ.