Налоговый мониторинг – это взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость в обмен на освобождение от налоговых проверок. При налоговом мониторинге вы по собственной инициативе добровольно предоставляете инспекторам постоянный доступ к бухгалтерским документам для проверки правильности и своевременности исчисления налогов и сборов.
В период мониторинга, то есть в течение календарного года – с 1 января по 31 декабря:
●
инспекторы контролируют, насколько правильно вы ведете операции налогового учета;
●
по рекомендациям налоговой инспекции вы своевременно исправляете допущенные ошибки;
●
оперативно согласовываете правильность вашей позиции по налогообложению.
Но датой окончания налогового мониторинга считается 1 июля следующего года (ст. 169 НК).
Данный вид налогового контроля происходит в режиме реального времени, без посещения проверяющими вашей организации. Дистанционное взаимодействие проходит одним из следующих способов:
●
вы предоставляете налоговой инспекции удаленный доступ к вашей системе ведения бухгалтерского и налогового учета;
●
публикуете аналитическую витрину данных – специальное хранилище сведений вашего бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган сможет самостоятельно просматривать витрину, анализировать сведения и по необходимости запрашивать дополнительную информацию, в том числе сканированные копии первичных учетных документов;
●
вы будете передавать все необходимые сведения через свой персональный кабинет (п. 11 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
При этом, независимо от способа, весь процесс мониторинга инспекторами будет состоять из:
●
удаленного отслеживания ваших операций и документов в режиме реального времени;
●
анализа порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;
●
проверки документального подтверждения каждой операции;
●
контроля за правильностью формирования налоговой базы;
●
контроля за своевременностью, полнотой и правильностью отражения налоговых обязательств в отчетности, а также их исполнения;
●
контроля обоснованности использования налоговых льгот (п. 17 Положения).
Таким образом, если вы хотите выяснить правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, применения налоговых льгот и преференций в режиме реального времени, то налоговый мониторинг решит эти вопросы.
Проведение налогового мониторинга дает следующие преимущества:
●
не начисляются пени на сумму задолженности по налогу, образовавшейся у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения (ч. 7 ст. 110 НК);
●
в этот период не проводится камеральная проверка (ч. 14 ст. 138 НК);
●
если во время мониторинга будет выявлено налоговое правонарушение, которое вы исправите, то к вам не будут применяться санкции (ст. 215 НК);
●
к участникам налогового мониторинга применяется ускоренный порядок возмещения суммы налога (ч. 4 ст. 274 НК).
Как инициировать у себя налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг доступен не для всех желающих. Провести его могут только крупные компании с большим оборотом. Поэтому если вы заинтересованы в новой форме отношений с налоговой службой, то сначала нужно определить, соответствует ли ваш хозсубъект установленному критерию.
Вы вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга, если по итогам предыдущего года доход по данным вашей финансовой отчетности составил не менее 10 млрд сум. (ч. 5 ст. 169 НК).
Заявление на участие в налоговом мониторинге в следующем году подается не позднее 1 июля текущего года по месту вашего налогового учета. Заявление можно подать как в письменной, так и в электронной форме через свой персональный кабинет (п. 4, прил. N 2 к Положению).
К заявлению нужно приложить:
●
регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
На текущий момент утвержденная форма регламента нигде не опубликована. За получением формы регламента обратитесь в городскую (областную) налоговую инспекцию или в Межрегиональную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам, если вы относитесь к этой категории.
●
информацию о юридических и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в вашем предприятии. Доля такого участия должна составлять более 25 %. В данном случае вам необходимо заполнить 3 формы – общие сведения об учредителях, сведения о юридических лицах – учредителях и сведения о физических лицах – учредителях (п. 8, прил. N 4 к Положению);
Доли косвенного участия в юрлице устанавливаются по правилам статьи 38 НК.
●
действующую у вас учетную политику налогообложения (ч. 3 ст. 171 НК; п. 6 Положения).
Налоговая инспекция по месту вашего учета в 3-дневный срок направляет заявление в налоговое управление Республики Каракалпакстан, области, г. Ташкента. Если вы являетесь крупным налогоплательщиком – в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам (п. 5 Положения).
К крупным налогоплательщикам относятся:
●
предприятия, производящие подакцизные товары и оказывающие услуги, облагаемые акцизным налогом;
●
коммерческие банки, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;
●
ГП «Навоийский ГМК», АО «Алмалыкский ГМК» и входящие в их состав организации;
●
организации, принимающие участие в выполнении работ по соглашениям о разделе продукции;
●
юрлица, чистая выручка которых от реализации продукции (товаров, работ и услуг) по итогам прошедшего календарного года составляет более 100 млрд сум. либо по итогам последовательного 12-месячного периода превышает указанный размер;
●
юрлица, добывающие, перерабатывающие, поставляющие и реализующие углеводородное сырье и минеральные ресурсы, а также производящие и поставляющие электроэнергию, за исключением автозаправочных станций;
●
пользователи воздушным пространством Узбекистана в целях пассажирских перевозок, осуществляющие международные воздушные полеты, и входящие в их состав юрлица (п. 4 Положения, рег. МЮ N 3172 от 12.07.2019 г.).
Перечень крупных налогоплательщиков ежегодно утверждается ГНК и публикуется на его официальном сайте. Чтобы узнать, относится ли предприятие к этой категории, можно воспользоваться автоматизированным поиском по перечню. Задавая поиск, удобно указать наименование или ИНН предприятия.
Решение по вашему заявлению должно быть принято до 1 ноября года, когда вы подали заявление (прил. NN 5, 6 к Положению).
Если до наступления этого срока вы по каким-то причинам передумали проводить налоговый мониторинг, то можете отказаться от него. Для этого оформите отзыв вашего заявления письменно или через персональный кабинет (п. 7, прил. N 3 к Положению).
Если вам отказали в проведении мониторинга, то можно отказ обжаловать (п. 13 Положения).
Мероприятия, проводимые налоговыми органами перед началом мониторинга
В первую очередь налоговая инспекция изучит на предмет полноты все сведения, которые вы представили, включая информацию о лицах, прямо или косвенно участвующих в предприятии (п. 12 Положения).
На этапе подготовки к проведению налогового мониторинга инспекторы проведут с вами консультационную работу. Они разъяснят все требования и порядок проведения мониторинга (п. 14 Положения).
Для подготовки плана мониторинга налоговики изучат специфику структуры и деятельности вашего предприятия, а также ознакомятся с информационными системами, которыми вы пользуетесь для ведения налогового и бухгалтерского учета (п. 15 Положения). Кроме того, перед разработкой плана налоговая инспекция:
●
проведет анализ статистики ранее выявленных налоговых нарушений;
●
составит карту рисков вашей отрасли;
●
определит направления для проведения налогового мониторинга
(п. 16 Положения).
Элеонора МАЗУРОВА,
эксперт ООО «Norma».