Постановлением Президента N ПП-4860 от 13.10.2020 г. предусмотрены меры по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Документом утверждены:
- Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020–2025 годах и «Дорожная карта» по ее реализации в 2020–2021 годах;
- Целевые показатели (индикаторы) развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2025 года.
Концепция реализуется в 2 этапа.
I этап (2020–2022 годы) включает в себя совершенствование нормативной базы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации квалифицированных педагогических кадров, укрепление материально-технической базы и обеспечения учреждений спецприспособлениями (подъемными устройствами, пандусами, перилами и другими), необходимой литературой, методическими пособиями, оборудованием и средствами обучения разным профессиям, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов. А также осуществление мер, направленных на формирование среди населения положительной социальной среды и предупреждение дискриминации и пренебрежительного отношения к особенным детям.
В порядке эксперимента инклюзивное образование будет внедряться в отдельных образовательных учреждениях.
Во II этапе (2023–2025 годы) система инклюзивного образования будет совершенствоваться и внедряться в другие учреждения общего среднего образования, поэтапно будут внедряться принципы индивидуализации в образовательный процесс.
Количество государственных спецобразовательных учреждений (школ и школ-интернатов) для особенных детей будет оптимизировано исходя из физических и умственных потребностей учащихся, а также географического расположения образовательных учреждений.
С 2020/2021 учебного года:
- в спецобразовательных учреждениях организуется обязательное общее среднее образование продолжительностью 11 лет (во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 9 лет);
- организуются курсы обучения профессиям в рамках сокращаемых учебных часов спецобразовательных учреждений в целях профобучения учащихся 10–11 классов (во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 8–9 классов) спецобразовательных учреждений.
С 2021/2022 учебного года обучение особенных детей в начальных базовых коррекционных классах будет осуществляться на основе приспособленных (адаптированных) учебных программ. Спецпедагоги и тьюторы (вспомогательные педработники) окажут непосредственную помощь особенным детям в освоении индивидуальных образовательных программ.
При Республиканском центре профориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся создается «Лаборатория инклюзивного образования».
Для работников спецобразовательных учреждений за особые условия документом предусмотрены также ежемесячные надбавки и размеры базовой тарифной ставки.
Документ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства (lex.uz) и вступил в силу 14.10.2020 г.