Norma.uz
Норма / 2020 йил / № 08 / Дом, в котором мы живем

Стоп! Махалля: управление самоуправлением?

 

В последнее время кенгаши сходов граждан (далее – кенгаш, махаллинский комитет) активно включились в продвижение профессионального управления многоквартирными домами (МКД). Это хорошо, если в пределах установленных им полномочий. К сожалению, при этом забывают об основном назначении, выходят за рамки своей компетенции. И тогда кенгаш – авторитетный орган самоуправления граждан, становится рупором хокимията, выполняя его указания и рекомендации, которые не всегда укладываются в правовое поле.

 

Махаллинские комитеты не являются государственным органом – это общественные органы. Согласно Закону «Об органах самоуправления граждан» их полномочия в отношении жилищной и коммунальной сферы ограничены общественным контролем и содействием гражданам в реализации их прав и не должны выходить за эти рамки. Однако часто аксакалы считают себя хозяевами на территории махалли, демонстрируя свою власть, вмешиваясь в дела ТЧСЖ. Об этом достаточно сообщений на интернет-порталах.

Сегодня профессионализация управления многоквартирным жилфондом становится одним из приоритетов жилищной политики страны. Процесс идет тяжело, зачастую с перекосами, искажением законодательства, принуждением и навязыванием собственникам способа управления в лице УК, нередко аффилированных с проводниками новаций. Это объясняется недостаточной правовой грамотностью самих двигателей жилищного прогресса, неспособностью донести до жителей важность перемен. Ну и тем, что многие люди уже не верят в нововведения.

По сути, у махалли здесь непочатый край работы. Содействовать этому процессу, значит, разъяснять жителям суть перемен, помогать в реализации их прав, осуществлять общественный контроль, чтобы интересы граждан не были нарушены. Ведь главный объект заботы кенгаша – это люди. И если он идет на поводу у тех, кто искажает смысл реформ, то сам будет причастен к этим нарушениям. А это не что иное, как дискредитация такого уникального института гражданского общества, как махалля, искажение сути самоуправления. Тогда это будет не орган самоуправления граждан, а, скорее, еще один орган управления гражданами.

 

 

Я здесь хозяин!

 

Иногда кажется, что некоторые аксакалы забывают о высоком предназначении махалли, основанном на принципах справедливости. Они превышают свои полномочия, что ведет к противоречиям с жителями, формированию негативного отношения к реформе ЖКХ, а также к институту махалли в целом. В социальных сетях, которые сегодня являются барометром общественного мнения, достаточно таких примеров. Например, окрики одного из аксакалов в адрес жильцов, выступающих против навязывания им УК: «Я здесь хозяин! Как я сказал, так и будет!». Или ответ на замечание жильцов о недопустимости вмешательства в дела ТЧСЖ: «Я вмешивался и буду вмешиваться, потому что махалля обязана контролировать ТЧСЖ». Показать документ, где такое написано, аксакал, конечно, не смог, потому что это его игра воображения. Или вот письмо в адрес собственников, выбравших путь непосредственного управления многоэтажкой: «Вы незаконно занимаетесь самоуправлением, не имея расчетного счета и печати». Аксакал явно не в курсе, что такой способ управления предусмотрен действующим законодательством и более детально разработан новым, которое апробируется. Или другая ситуация: членов ТЧСЖ, которое по договору обслуживает управляющая компания, аксакал принуждает перейти на обслуживание в другую. Они против. При этом он восклицает: «Вы идете против политики государства!». Он ничего не перепутал? Политика государства направлена на защиту законных прав и интересов граждан. На каком основании аксакал решил, что может лишать граждан права выбора, ущемляя при этом право частной собственности?

Все это является незаконными действиями должностных лиц, превышением и присвоением себе не предусмотренных законом полномочий, самоуправством. Кодексом об административном судопроизводстве установлена ответственность за такие действия. Глава 23 Кодекса предусматривает рассмотрение исков по обжалованию решений, действий (бездействия) административных органов и органов самоуправления граждан, их должностных лиц.

Причина возникающих противоречий между жителями махалли и аксакалами, возможно, и в том, что в последние годы расширились задачи кенгашей схода граждан. Прежде они занимались главным образом вопросами духовности, просвещения, воспитания, сохранением традиций, укреплением взаимопомощи между жителями махалли. Сегодня по спектру возложенных на них задач напоминают подразделение хокимията. Кто-то из аксакалов входит в роль, забывая, что махалля остается органом самоуправления. И должна воплощать в себе принципы справедливости, содействовать повышению правовой культуры, формированию у граждан уважения к закону, доверие государству.

 

 

Вот вам дополнительные полномочия

 

Когда верстался номер, вышел Указ Президента N УП-5938 от 18.02.2020 г., который пунктом 18 предоставил председателям схода граждан дополнительные права:

♦ «вносить на общее собрание собственников жилья предложения о прекращении договора, заключенного с управляющей организацией, управляющим или председателем правления ширката»;

Но собственники согласно законодательству не заключают договор с председателем правления ТЧСЖ. Это правовая недоработка документа. Главный вопрос в том, как аксакалы будут пользоваться этими правами? «Право вносить предложения» вовсе не означает полномочия снимать, назначать председателей ТЧСЖ, навязывать собственникам способы управления, УК и т. д. То есть речь идет о содействии, помощи махалли жилфонду, что прописано и в других НПА.

♦ «вступать во взаимоотношения с управляющей организацией, управляющим либо председателем правления ширката по вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, на основании согласия и от имени собственников жилья».

Непонятно, что конкретно имеется в виду под правом аксакала «вступать во взаимоотношения»? Это право можно толковать как угодно, в том числе не в пользу собственников жилья и ТЧСЖ. Не надо забывать, что данный Указ Президента является подзаконным актом, который согласно Закону «О нормативно-правовых актах» не может нарушать норм законов, имеющих более высокую силу.

Вот совсем свежий пример того, как уже толкуются дополнительные права аксакалов. В интернет-сообществе «ТЧСЖ и как с ним жить» появились сообщения о том, что на собраниях в Мирзо-Улугбекском районе столицы работники хокимията распространяют информацию о том, что вышел Указ Президента, предусматривающий закрытие всех товариществ и обслуживание жилфонда исключительно управляющими компаниями. И якобы председатель махалли может убирать и назначать руководителей ТЧСЖ. Если райхокимият в самом деле распространяет такие измышления, то это может рассматриваться как умышленное введение граждан в заблуждение и дискредитация реформы жилищной сферы.

В целях укрепления института махалли, оздоровления социально-духовной атмосферы в обществе принято постановление Президента «Об организации деятельности Министерства по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан» (N ПП-4602 от 18.02.2020 г.). Хочется надеяться, что появление нового Министерства поможет органам самоуправления граждан укрепить авторитет махалли, вернуться к ее истокам, когда она была надежной опорой жителей.

 

 

Собственники – махалля: сфера взаимодействия

 

Самоуправление граждан – гарантируемая Конституцией и законами Республики Узбекистан самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций.

(статья 3 Закона «Об органах самоуправлении граждан»).

 

Органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти.

(статья 8 Закона «Об органах самоуправления граждан»).

 

Сход граждан махалли, в том числе:

♦ осуществляет общественный контроль за соблюдением законов и исполнением иных актов законодательства на соответствующей территории;

♦ оказывает содействие в организации на добровольных началах работ по благоустройству и озеленению соответствующей территории, образцовому содержанию жилых домов и дворов

(из статьи 11 Закона  «Об органах самоуправления граждан»).

 

Кенгаш схода граждан, кроме прочего:

♦ организует на добровольных началах участие жителей соответствующей территории в работе по благоустройству, озеленению, оборудованию детских, спортивных площадок;

♦ содействует соответствующим государственным органам в осуществлении контроля за санитарным и экологическим состоянием соответствующей территории, источников водоснабжения, жилищ, образовательных учреждений;

♦ осуществляет общественный контроль за исполнением законов и иных актов законодательства на соответствующей территории, в том числе за соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий;

♦ содействует гражданам в эксплуатации жилищного фонда и обеспечении его сохранности;

♦ проводит мероприятия, направленные на экономное использование и снижение потерь тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды;

♦ организует и контролирует совместно с организациями коммунального обслуживания полноту и своевременность оплаты гражданами коммунальных услуг с осуществлением расчетов через банки.

 (из статьи 13 Закона  «Об органах самоуправления граждан»).

 

Товарищества сотрудничают с органами самоуправления граждан  по вопросам организации работ по благоустройству и озеленению территорий, соблюдению жителями многоквартирных домов правил проживания в жилищном фонде и другим вопросам, требующим совместного решения.

(статья 8 Закона  «О товариществах частных собственников жилья»).

 

Законодательство предусматривает рассмотрение исков по обжалованию решений, действий (бездействия) административных органов и органов самоуправления граждан, их должностных лиц.

(глава 23 Кодекса  об административном судопроизводстве).

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 3492 раз(а)

Комментарии к статье (2)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2020-03-05 15:10:46, Гость_:
Очень много пишется статей в разделе  "Дом, в котором мы живём" - поучительных, разъясняющих ситуацию по тем или иным вопросам - Спасибо и Ирине Гребенюк, однако  - Не пробивается эта стена невежества и отношения к выполнению требований НПА, Правил и Норм.
2020-06-12 16:44:16, Гость_:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Агар сиз хато топсангиз, хатоли матндаги жумлани белгиланг ва Ctrl+Enter ни босинг.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика