Мои родственники постоянно проживают в Соединенных Штатах Америки и являются гражданами этого государства. Некоторые из них убыли по общезаграничным паспортам бывшего СССР в период развала Советского Союза, а основная часть выехала в США по паспорту гражданина Республики Узбекистан 25 лет назад. В настоящее время они часто высказывают желание приехать в Узбекистан и навестить могилы своих родителей, а также встретиться со своими родственниками и друзьями. Однако не спешат этого делать, учитывая то, что до сего времени хранят у себя паспорт гражданина Узбекистана, не состоят на консульском учете в Посольстве Республики Узбекистан и не знают, что делать, так как давно являются гражданами США.
Подскажите, как поступить, не нарушая законодательства Республики Узбекистан?
В последние годы в законодательстве Узбекистана произошли изменения, регламентирующие порядок прибытия граждан, выехавших из Узбекистана в другие страны по паспортам бывшего СССР, а также граждан Республики Узбекистан, получивших гражданство в этих странах.
Так, порядок оформления приглашения и предоставления многократных въездных виз в Республику Узбекистан для соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также их временной прописки определен Положением (прил. N 1 к ПКМ N 326 от 17.04.2019 г.).
К сведению! К соотечественникам относятся выходцы из Узбекистана, выехавшие за рубеж и получившие гражданство иностранного государства или статус лица без гражданства.
Какие подготовить документы
Для приглашения соотечественников вы как приглашающий гражданин должны обратиться в подразделение миграции и оформления гражданства (МиОГ) по месту постоянного проживания и представить:
♦ заявление-анкету установленного образца в 2 экземплярах по форме согласно приложению N 2 к Положению;
♦ паспорт приглашающего (снимается копия, оригинал возвращается);
♦ копию документа, подтверждающего личность соотечественника (паспорт, проездной документ и другое);
♦ документы, подтверждающие степень родства между приглашающим и соотечественником (свидетельство о бракосочетании, о рождении или заменяющие их документы, с которых снимаются копии, оригиналы возвращаются);
♦ если соотечественник намерен прибыть в Узбекистан вместе с членами семьи, – копии документов, удостоверяющих личность каждого из них и подтверждающих степень родства;
♦ 2 фотографии приглашающего 3,5 х 4,5 см;
♦ квитанцию об уплате государственной пошлины.
Все представленные документы рассматриваются в течение 3 рабочих дней. Подразделение МиОГ изучает степень родства между вами, а также проводит сверку личностей по имеющейся базе данных в органах внутренних дел.
После согласования с уполномоченным органом и принятия положительного решения заполняется приглашение (прил. N 3 к Положению), которое подписывается начальником подразделения МиОГ или его заместителем, заверяется гербовой печатью и вручается непосредственно приглашающему или его доверенному лицу.
Срок рассмотрения и согласования документов не должен превышать 15 рабочих дней.
Приглашение действительно в течение 3 месяцев со дня его выдачи. Вы в течение указанного срока должны представить его в Консульско-правовой департамент Министерства иностранных дел Республики Узбекистан или территориальные отделения Министерства в Республике Каракалпакстан и областях для оформления въездных виз.
Чтобы оформить многократные въездные визы, представляют:
♦ визовое требование установленной формы согласно приложению N 4 к Положению;
♦ электронную анкету, полученную посредством сайта e-visa.mfa.uz;
♦ приглашение, выданное подразделением МиОГ;
♦ копию документа, подтверждающего личность приглашаемого соотечественника (паспорт, проездной документ и другие);
♦ копию паспорта приглашающего;
♦ въездные визы;
♦ квитанцию об уплате госпошлины.
Срок рассмотрения представленных документов не должен превышать 5 рабочих дней.
Многократная въездная виза типа VTD оформляется на 2 года. При этом срок ее действия не должен превышать срока действия документа, подтверждающего личность приглашаемого соотечественника.
Как встать на учет
Приехавшие гости могут по своему желанию временно проживать не только в частных домах, где должны временно прописаться и встать на учет, но и пребывать в гостиницах, лечебных учреждениях, санаториях и т. д., где они также подлежат учету.
Для временной прописки в частном доме приглашающий должен представить в подразделение МиОГ по месту жительства:
♦ заявление установленной формы согласно приложению N 5 к Положению;
♦ документ, подтверждающий личность соотечественника, въездную визу в Республику Узбекистан;
♦ документы, подтверждающие степень родства между приглашающим лицом и соотечественником (свидетельства о бракосочетании, о рождении или заменяющие их документы, с которых снимаются копии, оригиналы возвращаются владельцу);
♦ заявление собственника (собственников) жилья о согласии на временную прописку соотечественника или нотариально заверенное заявление – в случае невозможности лично подать заявление;
♦ квитанцию об уплате государственной пошлины.
После окончания всех проверок подразделение МиОГ в течение 2 рабочих дней оформляет соотечественнику временную прописку на 2 года. При этом срок временной прописки не должен превышать срока действия визы и документа, подтверждающего личность гостя.
Необходимо отметить, что такой порядок применим к тем, кто выехал по общезаграничным паспортам бывшего СССР для постоянного проживания в другие страны и получил гражданство этих стран.
Несколько иной порядок действия существует для тех, кто выехал по паспорту гражданина Республики Узбекистан 25 лет назад в США и получил гражданство этого государства.
Сначала необходимо пройти процедуру утраты гражданства РУз.
Порядок утраты гражданства Республики Узбекистан подробно описан в Положении о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Узбекистан (утв. УП-500 от 20.11.1992 г.).
Факт утраты гражданства в отношении лиц, постоянно проживающих за границей, регистрируется консульскими учреждениями. Поэтому имеющим паспорт гражданина Республики Узбекистан нужно обратиться в наше Посольство в США, где путем проверок и запросов составляется заключение по оформлению утраты гражданства. Мотивированное согласованное с заинтересованными ведомствами заключение направляют в Комиссию при Президенте Республики Узбекистан. После вынесения решения об утрате гражданства паспорт гражданина Республики Узбекистан изымается и выдается справка об утрате гражданства. Как только справка получена, можно оформлять приглашение и визу.
Санжар Ходжаахмедов,
эксперт ООО «Norma».