13–14 декабря текущего года в Ташкенте состоялось семнадцатое Пленарное заседание Сената Олий Мажлиса. Его вел Председатель Сената Олий Мажлиса Нигматилла Йулдошев. В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и центральных ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Парламентарии рассмотрели Государственный бюджет Республики Узбекистан, бюджеты государственных целевых фондов и основные направления налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
Главный финансовый документ страны на предстоящий год разработан на основе задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, а также изменений, предусмотренных Указом Президента от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».
В 2019 году доходы Госбюджета прогнозируются в размере 102,6 трлн сум., что означает рост на 38 %, а общая сумма расходов – 107,1 трлн сум., или на 36,4 % больше по сравнению с текущим годом.
Расходы Государственного бюджета на социальную сферу составят более 57,8 трлн сум, или 54 % всех расходов (рост – 34,4 %). При этом расходы на образование увеличатся на 25,5 % по сравнению с нынешним годом и будут равны 28,4 трлн сум. На здравоохранение планируется израсходовать 12,1 трлн сум. (рост – 30,5 %). Расходы на социальные пособия, на материальную помощь малообеспеченным семьям и выплату компенсаций составят 5,2 трлн сум., что на 61,8 % больше, чем в 2018 году.
В рамках госпрограмм «Обод кишлок» и «Обод махалла» на улучшение условий проживания в 478 населенных пунктах за счет всех источников финансирования будет направлено 6,3 трлн сум. Дефицит Государственного бюджета на 2019 год прогнозируется в размере 1,1 % к ВВП.
В соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан в 2019 году предусматривается снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 %, для коммерческих банков – с 22 до 20 %. Снижается также налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем введения для всех граждан единой ставки налога на доходы физлиц в размере 12 %, из них 0,1 % направляется на ИНПС. Кроме того, предусмотрена отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда.
В Главном финансовом документе страны на будущий год особое внимание уделено и вопросам совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. В предстоящем году предложено повышать зарплату, пенсии, социальные выплаты и стипендии каждые полгода в размере не ниже уровня инфляции предыдущего года. С 1 января 2019 года предусматривается определять размеры социальных пособий в абсолютной сумме.
Также намечены конкретные мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения Госбюджета, дальнейшему развитию и укреплению межбюджетных отношений, повышению заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении налогового потенциала территорий, консолидации финансовых потоков бюджетов различного уровня бюджетной системы.
По итогам обсуждения принято постановление Сената Олий Мажлиса о Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
Среди рассмотренных сенаторами законов одобрение также получили законы:
♦ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год»;
♦ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование механизмов обеспечения общественного порядка». Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы, Кодекс об административной ответственности, законы «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О рекламе».
Вносимые в уголовное и административное законодательство поправки касаются конкретных мер по укреплению общественного порядка в стране и направлены на установление ответственности за занятие попрошайничеством, вовлечение в этот процесс несовершеннолетних и престарелых, лиц с психическими заболеваниями, инвалидностью.
Изменения затронули и трудовое законодательство: упрощены некоторые положения, касающиеся порядка приема на работу и ответственности работодателя в данном процессе;
♦ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности отдельных государственных органов». Документ предусматривает внесение изменений и дополнений в 17 законов и 6 кодексов Республики Узбекистан. Они направлены на дальнейшее обеспечение оптимальных условий для выполнения госорганами поставленных перед ними задач, совершенствование механизма общественного контроля за их деятельностью.
Согласно вносимым изменениям в Закон «О государственной налоговой службе» из числа основных задач органов налоговой службы исключаются функции по обеспечению координации деятельности контролирующих органов по вопросам проверок деятельности хозяйствующих субъектов, недопущению дублирования и злоупотреблений при проведении этой работы.
В Жилищный кодекс Законом вводится порядок, в соответствии с которым совершеннолетние физические лица, постоянно прописанные по адресу объекта жилья, несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате оказанных услуг электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения (канализации).
Поправки в Закон «Об архивном деле» предусматривают исключение из числа полномочий Агентства «Узархив» функций по выдаче разрешения для отчуждения или перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом архивных документов, включенных в состав негосударственной части Национального архивного фонда.
Также исключается норма, согласно которой органы юстиции оказывают правовую помощь хозсубъектам при заключении и исполнении договорных обязательств, а также контролируют процесс исполнения хозяйственных договоров. Вводится порядок, в соответствии с которым Министерство юстиции осуществляет обязательную правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после проведения иных видов экспертиз. На соответствующие органы юстиции возлагаются функции по правовой экспертизе проектов решений органов государственной власти на местах.
В Закон «О конкуренции» вносятся изменения, предусматривающие исключение из полномочий антимонопольного органа принятие решений о наложении штрафа за нарушение законодательства о конкуренции и передачу функций по рассмотрению дел о нарушении законодательства о конкуренции от антимонопольного органа соответствующим судам;
♦ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов взимания государственной пошлины в судах». Поправки предусматривают исключение 17 из действующих 74 льгот по уплате госпошлины в суды. Также определен перечень лиц и органов, освобождаемых от уплаты госпошлины при обращении во вновь образованные административные суды. Унифицированы объекты взимания госпошлины для судов по гражданским делам и экономических судов. Вводится порядок, согласно которому в отношении отдельной категории лиц в случае полного или частичного отказа в удовлетворении требований госпошлина в судах взыскивается с этих лиц пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано;
♦ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием распространения оружия массового уничтожения». Документом вносятся некоторые концептуальные, технические и уточняющие изменения и дополнения в 19 законов и 5 кодексов.
Поправки, вносимые в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс, предусматривают усиление ответственности за незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей;
♦ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизма эффективного использования посевных площадей в сельском хозяйстве». Изменения вносятся в законы «Об органах самоуправления граждан», «О фермерском хозяйстве», «О дехканском хозяйстве», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Земельный и Налоговый кодексы;
♦ «О ратификации Конституции Международной организации по миграции (Брюссель, 19 октября 1953 года)».
Всего в ходе семнадцатого Пленарного заседания рассмотрено 30 вопросов, в том числе 18 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности реализуемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
По сообщению
информационной службы
Сената Олий Мажлиса РУз.