Вопросы применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными актов госорганов и органов самоуправления граждан, а также признания незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, разъяснены в постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда от 17.06.2016 г. №298.
Постановлением разъяснены значения основных терминов, используемых в документе, таких как государственные органы, органы самоуправления граждан, должностное лицо, незаконные действия, незаконное бездействие, законные интересы субъектов предпринимательства.
В документе уточняется, что указанные категории дел рассматриваются хозсудами, если спор возник в экономической сфере и его разрешение законодательством не отнесено к компетенции другого госоргана.
При этом оспаривание решений и действий (бездействия) должностных лиц международных организаций, законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, если такие решения и действия (бездействие) вытекают из положений Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административной ответственности, не подведомственны хозсуду.
В частности, хозсуд не рассматривает споры о признании недействительными:
● постановления органа предварительного следствия о наложении ареста на имущество;
● постановления о назначении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
● постановления контролирующего органа о привлечении к административной ответственности должностных лиц хозсубъектов;
● актов, оформленных по результатам проверки (о временном изъятии товаров и документов, справок, заключений, протоколов и т.п.);
● поручений, данных должностными лицами (письменные или устные указания, письма);
● актов, которые не создают каких-либо правовых последствий (например, акт выбора земельного участка, заключение, акт судисполнителя об осмотре имущества и т.д.).
Также хозсуды не вправе удовлетворять следующие требования:
● о признании незаконными (противозаконными), законными актов госорганов и органов самоуправления граждан;
● о признании недействительными, отмене действий (бездействия) должностных лиц.
В отношении сроков исковой давности постановлением уточняется следующее:
● по спорам о признании недействительным решения госоргана или органа самоуправления граждан установленная гражданским законодательством исковая давность не применяется, кроме случаев, прямо указанных в законе;
● если законодательством, регулирующим административно-правовые отношения, установлен специальный срок исковой давности, применяется этот срок, а не срок исковой давности, установленный гражданским законодательством. Истечение специального срока исковой давности послужит основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований;
● при признании недействительным акта госоргана, порождающего гражданско-правовые последствия, применяется срок исковой давности, предусмотренный Гражданским кодексом.
Как отмечено в документе, суды правомерно отказывают в удовлетворении заявлений госорганов или органов самоуправления граждан о признании недействительными принятых ими актов. Исключение составляют только акты, устанавливающие право собственности.
В заявлении о признании акта госоргана и органа самоуправления граждан недействительным (полностью или частично), кроме предусмотренных частями 2 и 3 статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса, должны быть указаны дополнительные сведения.
В заявлении также может быть указано и требование о возмещении убытков, причиненных заявителю в результате принятия акта.
К заявлению, помимо предусмотренных частями 1 и 2 статьи 114 ХПК документов, прилагается также копия оспариваемого акта.
Отдельные сведения, исходя из специфики спора, также должны быть указаны в заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.
При обжаловании в суд действий (бездействия) должностного лица госоргана или органа самоуправления граждан в заявлении в качестве ответчика указывается не должностное лицо, а соответствующий госорган. Иначе заявление подлежит отказу в принятии, а возбужденное производство по делу прекращается.
При рассмотрении данной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не является обязательным.
В документе уточняется, что независимо от признания акта недействительным полностью или частично госпошлина взыскивается с ответчика в размере 10 МРЗП. Аналогичный размер составляет госпошлина, взыскиваемая по заявлениям о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.
Постановлением разъясняются также нормы законодательства, регулирующие вопросы признания недействительными решений налоговых органов (пп.26–26.2), актов антимонопольного органа (п.27) и органов Судебного департамента (п.29).
В целом рассмотрение данной категории споров характеризуется следующими особенностями:
● госорганы и органы самоуправления граждан участвуют в качестве ответчика;
● сроки рассмотрения дел сокращены (не позднее 15 дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству);
● обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на принявшие их госорганы и органы самоуправления граждан;
● при признании недействительным акта (полностью или частично), незаконными действий (бездействия) должностного лица исполнительный лист не выдается, за исключением случаев взыскания убытков и судебных расходов, связанных с рассмотрением дела (почтовые расходы, расходы на проведение экспертизы, расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи, и другие);
● решение суда подлежит немедленному исполнению и др.
Олег Заманов,
эксперт «Norma Online».