Законом №ЗРУ-404 от 13.04.2016 г. внесены изменения и дополнения в Закон «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996г. №279-I, далее – Закон), тем самым утверждена его новая редакция.
Нововведения направлены на совершенствование правового регулирования бухучета в соответствии с международными принципами и стандартами, на повышение ответственности руководителей хозсубъектов, их бухгалтерских служб, права и обязанности которых четко разграничены.
Учет будут вести все
Перечень субъектов бухучета дополнен органами самоуправления граждан, представительствами, филиалами и другими структурными подразделениями иностранных юридических лиц, находящимися на территории Узбекистана. Они теперь будут вести учет и представлять отчетность в соответствии с законодательством (ст.6 Закона).
Определены понятия синтетического и аналитического учета. Уточнено, что синтетический учет ведется в порядке, определяемом законодательством о бухучете, а порядок аналитического учета субъект определяет самостоятельно (ст.8 Закона).
Перечень субъектов, бухучет и отчетность которых регулируются Центральным банком, уточнен. Помимо банков, к ним отнесены и другие кредитные организации (ст.9 Закона).
Субъектам бухучета предоставлено право применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (ст.10 Закона).
Директор & бухгалтер
В статье 12 Закона закреплено обязательство всех работников субъекта соблюдать требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозопераций и представлению их в бухгалтерию. Законом также предусмотрено, что в случае возникновения разногласий между руководителями субъекта и бухгалтерской службы по каким-либо хозоперациям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта. В этом случае он единолично несет ответственность за последствия таких операций.
Также определены требования к руководителю службы бухучета. Им может быть главный бухгалтер или другое должностное лицо, осуществляющее бухучет и финуправление. Не может быть руководителем службы бухучета лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление.
Особые требования теперь будут предъявлять к руководителю службы бухучета субъекта, подлежащего обязательной аудиторской проверке (кроме банков и других кредитных организаций).
От руководителей бухгалтерских служб таких субъектов требуется:
♦ наличие высшего образования;
♦ наличие стажа работы, связанного с ведением бухучета или составлением финотчетности либо с аудиторской деятельностью: при наличии высшего экономического образования – не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования – не менее 7 лет из последних 10 календарных лет.
Эти же требования распространяются и на работника специализированной организации (аудиторской, налоговых консультантов и другой, оказывающей услуги по ведению бухучета), которой руководитель вышеуказанных субъектов делегировал на договорной основе ведение бухучета.
Руководители этих субъектов теперь обязаны обеспечить руководителю своей бухслужбы ежегодное прохождение курса повышения квалификации.
Требования к руководителям бухслужбы банков и других кредитных организаций устанавливаются Центробанком.
Уточнено положение о праве подписи на документах. Как известно, руководитель обязан утвердить 2 перечня лиц, имеющих право подписи: первый – это лица, осуществляющие руководящие функции, и второй – функции бухучета и финуправления. Если руководитель самостоятельно ведет бухучет, то в обоих перечнях он указывает себя (ст.13 Закона).
Первичка – не простая бумажка
Изменения коснулись и порядка учета и оформления первичных документов (ст.14 Закона). Так, Закон теперь регулирует ситуацию, когда хозоперация осуществлена в отчетном периоде, но подтверждающие ее документы по каким-то причинам еще не получены бухгалтерией. В этом случае хозоперация отражается в бухучете, но с оформлением соответствующего первичного документа (например, бухгалтерской справки).
В число обязательных реквизитов первичного документа, кроме подписей, входят наименования должностей, фамилии и инициалы лиц, совершивших хозоперацию, или иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
Первичные учетные документы могут составляться и представляться в виде электронного документа.
Подписи, должности, фамилии и инициалы ответственных лиц, иные реквизиты, необходимые для их идентификации, обязательны и при оформлении регистров бухучета (ст.15 Закона). Они могут быть в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, информационных систем и информационных технологий.
Закон обязал субъектов бухучета организовать и осуществлять внутренний контроль, то есть установить определенные правила и порядки с целью обеспечения законности, экономической целесообразности осуществления хозопераций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухучета, составлении финансовой и иной отчетности (ст.21 Закона).
Малую привилегию узаконим
В Законе отражена и действующая в настоящее время привилегия субъектов малого бизнеса представлять только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (ст.25 Закона).
Внесены изменения в порядок обязательной публикации ежегодной финансовой отчетности акционерными обществами, страховыми организациями, банками, общественными фондами и другими организациями в соответствии с законодательством. Публиковать отчетность предусмотрено вместе с аудиторским заключением не позднее чем за 2 недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления (ст.26 Закона).
Установлен единый минимальный срок хранения первичных учетных документов, регистров бухучета, других бухгалтерских документов, финансовой отчетности – не менее 5 лет после отчетного года (ст.29 Закона).
Законодательно закреплено право бухгалтеров создавать свои общественные объединения, которые обеспечат необходимые условия для представления и защиты их общих интересов (ст.30 Закона).
Ирина Ахметова,
эксперт «Norma Online».