Norma.uz
Норма / 2016 йил / № 16 / Новости законодательства

Что нового в новой редакции Закона о бухучете?

 

Законом №ЗРУ-404 от 13.04.2016 г. внесены изменения и дополнения в Закон «О бухгалтерском учете» (от 30.08.1996г. №279-I, далее – Закон), тем самым утверждена его новая редакция.

Нововведения направлены на совершенствование правового регулирования бухучета в соответствии с международными принципами и стандартами, на повышение ответственности руководителей хозсубъектов, их бухгалтерских служб, права и обязанности которых четко разграничены.

 

Учет будут вести все

Перечень субъектов бухучета дополнен органами самоуправления граждан, представительствами, филиалами и другими структурными подразделениями иностранных юридических лиц, находящимися на территории Узбекистана. Они теперь будут вести учет и представлять отчетность в соответствии с законодательством (ст.6 Закона).

Определены понятия синтетического и аналитического учета. Уточнено, что синтетический учет ведется в порядке, определяемом законодательством о бухучете, а порядок аналитического учета субъект определяет самостоятельно (ст.8 Закона).

Перечень субъектов, бухучет и отчетность которых регулируются Центральным банком, уточнен. Помимо банков, к ним отнесены и другие кредитные организации (ст.9 Закона).

Субъектам бухучета предоставлено право применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (ст.10 Закона).

 

Директор & бухгалтер

В статье 12 Закона закреплено обязательство всех работников субъекта соблюдать требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозопераций и представлению их в бухгалтерию. Законом также предусмотрено, что в случае возникновения разногласий между руководителями субъекта и бухгалтерской службы по каким-либо хоз­операциям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта. В этом случае он единолично несет ответственность за последствия таких операций.

Также определены требования к руководителю службы бухучета. Им может быть главный бухгалтер или другое должностное лицо, осуществляющее бух­учет и финуправление. Не может быть руководителем службы бухучета лицо, признанное в установленном порядке недее­способным или ограниченно дееспособным, а также имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление.

Особые требования теперь будут предъявлять к руководителю службы бухучета субъекта, подлежащего обязательной аудиторской проверке (кроме банков и других кредитных организаций).

От руководителей бухгалтерских служб таких субъектов требуется:

♦ наличие высшего образования;

♦ наличие стажа работы, связанного с ведением бухучета или составлением финотчетности либо с аудиторской деятельностью: при наличии высшего экономического образования – не менее 3 лет из по­следних 5 календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования – не менее 7 лет из последних 10 календарных лет.

Эти же требования распространяются и на работника специализированной организации (аудитор­ской, налоговых консультантов и другой, оказывающей услуги по ведению бухучета), которой руководитель вышеуказанных субъектов делегировал на договорной основе ведение бухучета.

Руководители этих субъектов теперь обязаны обес­печить руководителю своей бухслужбы ежегодное прохождение курса повышения квалификации.

Требования к руководителям бухслужбы банков и других кредитных организаций устанавливаются Центробанком.

Уточнено положение о праве подписи на до­кументах. Как известно, руководитель обязан утвердить 2 перечня лиц, имеющих право подписи: первый – это лица, осуществляющие руководящие функции, и второй – функции бухучета и финуправления. Если руководитель самостоятельно ведет бухучет, то в обоих перечнях он указывает себя (ст.13 Закона).

 

Первичка – не простая бумажка

Изменения коснулись и порядка учета и оформления первичных документов (ст.14 Закона). Так, Закон теперь регулирует ситуацию, когда хозоперация осуществлена в отчетном периоде, но подтверждающие ее документы по каким-то причинам еще не получены бухгалтерией. В этом случае хозоперация отражается в бухучете, но с оформлением соответствующего первичного документа (например, бухгалтерской справки).

В число обязательных реквизитов первичного до­кумента, кроме подписей, входят наименования должностей, фамилии и инициалы лиц, совершивших хоз­операцию, или иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

Первичные учетные документы могут составляться и представляться в виде электронного документа.

Подписи, должности, фамилии и инициалы ответственных лиц, иные реквизиты, необходимые для их идентификации, обязательны и при оформлении регистров бухучета (ст.15 Закона). Они могут быть в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, информационных систем и информационных технологий.

Закон обязал субъектов бухучета организовать и осущест­влять внутренний контроль, то есть установить определенные правила и порядки с целью обес­печения законности, экономической целесообразнос­ти осущест­вления хозопераций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухучета, составлении финансовой и иной отчетности (ст.21 Закона).

 

Малую привилегию узаконим

В Законе отражена и действующая в настоящее время привилегия субъектов малого бизнеса представлять только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (ст.25 Закона).

Внесены изменения в порядок обязательной пуб­ликации ежегодной финансовой отчетности акционерными обществами, страховыми организациями, банками, общественными фондами и другими организациями в соответствии с законодательством. Публиковать отчетность предусмотрено вместе с ­аудиторским заключением не позднее чем за 2 недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления (ст.26 Закона).

Установлен единый минимальный срок хранения первичных учетных документов, регистров бух­учета, других бухгалтерских документов, финансовой отчетности – не менее 5 лет после отчетного года (ст.29 Закона).

Законодательно закреплено право бухгалтеров создавать свои общественные объединения, которые обеспечат необходимые условия для представления и защиты их общих интересов (ст.30 Закона).

 

Ирина Ахметова,

эксперт «Norma Online».

Прочитано: 2308 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Агар сиз хато топсангиз, хатоли матндаги жумлани белгиланг ва Ctrl+Enter ни босинг.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика