Наше предприятие осуществляет корпоративные закупки определенных видов товаров, входящих в перечень товаров, приобретение которых осуществляется исключительно на УзРТСБ, путем заключения контрактов по итогам проведения аукционных электронных торгов на понижение стартовой цены.
Поскольку не раз в процессе своей деятельности мы сталкивались с недобросовестными поставщиками, закупку товаров мы осуществляем с условием аккредитивной формы оплаты. Информация об этом доступна всем потенциальным участникам торгов, поскольку указывается в размещенной заявке на закупку товаров. После окончания торгов и заключения по их итогам контракта, наряду с другими условиями, предусмотренными в заявке, автоматически формируется в разделе «Особые условия» такого контракта.
Все иные условия контракта соответствуют условиям типовой формы, утвержденной антимонопольным органом РУз. В частности, раздел контракта, определяющий стоимость поставки и условия ее оплаты, содержит обязанность заказчика произвести поставщику предоплату в размере не менее 15% от стоимости поставки. За неисполнение данной обязанности в контракте предусматривается наша ответственность.
Поскольку стоимость таких контрактов нередко очень высока, размер предоплаты в ряде случаев может исчисляться сотнями миллионов. Как показывает практика, перечисляя указанные средства ранее не известным нам поставщикам, победившим на торгах, мы идем на неоправданный риск. В случае когда мы отказываемся от этого, ссылаясь на специальные условия контракта, согласно которым предусмотрена аккредитивная форма оплаты, нам «вменяются» штрафные санкции за нарушение сроков осуществления предварительной оплаты.
1. Разве открытие аккредитива не является своего рода авансированием и не гарантирует поставщику оплату с нашей стороны?
2. Какие меры мы можем предпринять, чтобы обезопасить себя и от недобросовестных поставщиков, и применения штрафных санкций?
Председатель правления АО.
– Действительно, контракты, оформляемые по итогам аукционных торгов на понижение стартовой цены, проводимых в рамках корпоративных закупок, оформляются по типовой форме, утвержденной Государственным комитетом по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (абзац третий пункта 41 Положения о порядке организации и проведения электронных закупок на Узбекской Республиканской товарно-сырьевой бирже1, далее – Положение N 166). Пунктом 1 Указа Президента от 12.05.1995 г. N УП-11542 предусмотрено условие о предварительной оплате в размере не менее 15% от стоимости поставки.
По окончании торгов электронная система биржи автоматически включает в утвержденную антимонопольным комитетом форму контракта условия, изложенные в заявке заказчика3. После этого контракт направляется в персональный кабинет заказчика и поставщика для последующего подписания участниками сделки (пункт 40 Положения N 166). При этом авансовый платеж, вносимый заказчиком на лицевой счет в рамках вторичного депозитного счета Расчетно-клиринговой палаты перед размещением заявки, не перечисляется впоследствии в качестве предварительной оплаты поставщику, а после удержания комиссионного сбора биржи возвращается заказчику или учитывается в качестве авансового платежа по иным торгам4.
Поскольку утвержденная типовая форма контракта и заявка заказчика изначально могут содержать в себе «конфликтующие» (несовместимые) друг с другом условия, риск возникновения спорных ситуаций между сторонами по биржевым контрактам исключить нельзя. При невыполнении условий биржевого контракта виновная сторона возмещает потерпевшей стороне ущерб в размере, предусмотренном условиями заключенного контракта (пункт 174 Правил биржевой торговли на Узбекской Республ
Для ознакомления с полной версией, заинтересовавшей вас публикации, необходимо оформить подписку на печатную или электронную версии наших газет. О том, как это сделать – по телефону 78 147 11 72.