Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.
Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:
экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
экспертиза технического состояния транспортного средства (ТС);
транспортно-трассологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);
экспертиза дорожных условий;
транспортно-оценочная экспертиза (оценка ТС).
Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вообще. Основной целью транспортно-оценочной экспертизы, или в просторечии автоэкспертизы, является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП, с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.
С момента обретения Узбекистаном государственной независимости и перехода на рыночные отношения стал актуальным пересмотр существующей законодательной базы и нормативной литературы.
Сегодня оценочная деятельность в Республике Узбекистан регламентируется Законом «Об оценочной деятельности» (от 19.08.1999 г. N 811-I , далее – Закон), а также национальными стандартами оценки имущества Республики Узбекистан, разработанными в соответствии с названным Законом.
Согласно статье 9 Закона стандарты оценки представляют собой комплекс взаимоувязанных норм и правил, определяющих требования к видам стоимости, к исходной информации, порядок проведения оценки, особенности применения методов оценки и иные требования.
В Узбекистане действует 13 национальных стандартов оценки имущества (НСОИ). Они являются элементом нормативного регулирования оценочной деятельности в стране. НСОИ направлены на обеспечение вовлечения в экономический оборот объектов гражданских прав и прозрачности имущественных отношений, а также деятельности экономических субъектов путем использования рыночной информации, на основе которой оценщиком выносится профессиональное суждение о величине стоимости объекта оценки.
Кроме того, в 2010 году в Республиканском центре судебной экспертизы им. Х. Сулаймановой (далее – Центр) были разработаны Методические рекомендации для судебных экспертов «Установление стоимости автомототранспортных средств, величины затрат на их восстановление», которые основаны на действующих на территории РУз нормативно-правовых актах.
В настоящее время в Центре наряду с другими видами исследований проводятся и транспортно-оценочные экспертизы по заданию судебно-следственных органов и по обращениям юридических и физических лиц. Ими занимаются эксперты лаборатории судебно-автотехнической экспертизы. В случаях обращения юридических лиц и граждан транспортно-оценочные исследования проводятся на платной основе.
На основании постановлений и определений судебно-следственных органов даются заключения транспортно-оценочной экспертизы (далее – экспертиза), а по обращению юридических и физических лиц составляется мнение сведущего лица. Данные документы могут быть представлены в суде в качестве одного из доказательств правоты одной из сторон.
Эксперты автотехнической оценочной экспертизы устанавливают материальный ущерб транспортного средства в результате ДТП или какого-либо другого происшествия; стоимость ТС (рыночным, нерыночным методами), в том числе с учетом таможенных платежей и затрат на доставку; утрату товарной стоимости транспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий.
Перед экспертами могут быть поставлены и косвенные вопросы, связанные с установлением стоимости отдельных частей ТС, самого автомобиля в специфических условиях реализации и т. д.1
Решая поставленные вопросы, эксперту прежде всего нужно провести осмотр транспортного средства. При этом представление документов на данное ТС обязательно. Это в первую очередь технический паспорт. А если он отсутствует, то на автомобиль могут быть представлены другие документы: справка из органов безопасности дорожного движения либо расшифровка имеющегося на автомобиле вин-кода2.
Для определения материального ущерба и стоимости ремонтно-восстановительных работ поврежденного ТС эксперт при его осмотре устанавливает степень повреждения каждого из элементов кузова и отдельных деталей, узлов и агрегатов. Составляет список запасных частей – не пригодных к дальнейшей эксплуатации и пригодных к ремонту.
Далее проводится расчет стоимости ремонтно-восстановительных работ поврежденного автомобиля. При этом стоимость замены, ремонта, окраски и других сопутствующих работ регламентирована действующими прейскурантами и нормами затрат времени на техобслуживание и ремонт автомобилей. Также устанавливается стоимость расходуемых на ремонт дополнительных материалов (эмаль, грунт, шпаклевка, растворитель и т. д.). При расчете стоимости заменяемых запасных частей автомобиля за основу берется их среднерыночная стоимость. К общей сумме заменяемых запчастей применяется эксплуатационный износ, который определяется исходя из общего эксплуатационного износа автомобиля.
Например, если с даты выпуска автомобиля прошло не более 5 лет и его эксплуатационный износ не превышает 35%, то в сумму материального ущерба также включается утрата товарной стоимости автомобиля. Она рассчитывается по степени повреждения каждого кузовного элемента.
При определении стоимости целого автомобиля применяется сравнительный подход с применением рыночного метода оценки. Он основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости транспортного средства данной марки с аналогичным годом выпуска, комплектацией и примерно одинаковым пробегом на вторичном рынке ТС на дату проведения экспертизы. Оценка производится путем определения средней цены предложения на ТС, аналогичные оцениваемому, и последующей ее корректировки. В качестве исходной информации для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные периодических и справочных изданий, торгующих организаций, осуществляющих продажу транспортных средств (автомагазинов, дилеров, автосалонов), и т. д.
Если же представленное на исследование транспортное средство разукомплектовано или находится в неисправном (поврежденном) состоянии, то при его оценке из цены укомплектованного ТС вычитаются затраты на доукомплектование представленного транспортного средства до исходного состояния. А в случае нецелесообразности доукомплектования оценка ТС производится в соответствии с методикой оценки годных запчастей и остатков.
Метод определения стоимости ТС путем расчета таможенных платежей применяется на внутреннем рынке для определения цены транспортных средств иностранного производства, информация о цене которых на рынке региона либо отсутствует, либо имеющаяся информация не позволяет сделать вывод о средней стоимости ТС. Применение этого метода оправдано, когда речь идет об автомобиле редкой модели; требуется определить цену АМТС на период, за который отсутствует объективная информация о рыночных ценах на транспортное средство.
При наличии же достаточного количества информационных источников приоритетным является рыночный метод оценки.
Приведу пример из экспертной практики.
Из районного суда по гражданским делам поступили материалы гражданского дела с определением судьи для проведения транспортно-оценочной экспертизы автомобиля «Ласетти». Как было видно из материалов дела, гражданка Р. подала иск к ответчику П. на раздел совместно нажитого имущества. А именно автомобиля марки «Ласетти» 2009 года выпуска. Согласно действующему законодательству совместно нажитое имущество делится между супругами в равных долях каждому. Изучение материалов дела показало, что автомобиль ранее уже был оценен частной оценочной компанией и акт оценки ответчик П. представил в суд. Эксперт Центра с участием состава суда и представителями заинтересованных сторон осмотрел представленный автомобиль и установил, что он находится в исправном состоянии без каких-либо дефектов и повреждений. Проведенный экспертом анализ авторынка позволил определить цену представленного автомобиля. Но при сопоставлении с актом оценки частной оценочной компании выяснилось, что его стоимость практически в 2 раза ниже рыночной стоимости, установленной экспертом. Причиной разногласий экспертных выводов и акта оценки явились устаревшие методики проведения исследований частной оценочной компанией, о чем было упомянуто в заключении эксперта, направленном в суд.
В лаборатории Центра постоянно проводятся мероприятия по совершенствованию транспортно-оценочной деятельности, изучается мировая практика, проводятся семинары. Также рассматривается возможность приобретения автоматизированных программных комплексов для проведения транспортно-оценочных исследований.
Мурад Махкамов,
ведущий эксперт лаборатории судебно-автотехнических экспертиз
Республиканского центра судебной экспертизы
при Министерстве юстиции.
1К специфическим условиям, влияющим на снижение цены ТС, относят отсутствие возможности провести предпродажную подготовку; продажу после длительного хранения в ненадлежащих условиях или с измененными маркировочными обозначениями; срочную продажу и пр.
2Уникальный регистрационный 17-значный номер, используемый с 1981 года в мировом автопроме для идентификации транспортных средств.