Несмотря на то что мы пользуемся пластиковыми картами уже не первый год, все еще остаются некоторые недочеты работы с ними. Кто-то боится мошенничества, что его обсчитают в магазине или ресторане, а кто-то все еще не поменял стандартный пин-код, дающий право распоряжаться средствами со счета. За разъяснением типичных проблем, возникающих при ежедневном использовании пластиковых карт, мы обратились к Мухитдину МУМИНОВУ, директору департамента денежного обращения Центрального банка.
– Периодически держатели пластиковых карт обращаются в банки с вопросом, почему на их счетах кончились средства. При этом они сохраняют чеки, и самостоятельный подсчет показывает, что на карте должны остаться деньги. С чем это может быть связано? Как держатель пластиковой карты может доказать, что средства с карты сняты незаконно?
– В республике установлен жесткий системный контроль за соблюдением установленных требований по высокой степени защиты пластиковых карт, расчетных терминалов, банкоматов и другого специального оборудования, приняты дополнительные меры по исключению возможности подделки и мошенничества при проведении безналичных платежей с использованием пластиковых карт.
В соответствии с Положением о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан (утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 30.04.2004 г. N 1344, далее – Положение) каждый владелец пластиковой карты имеет персональный идентификационный номер (пин-код), удостоверяющий право распоряжения денежными средствами на картсчете. Пин-код является последней мерой безопасности в случае утери или хищения карты. При раскрытии владельцем карты пин-кода пластиковой карты другому лицу вся ответственность за совершенные транзакции по карте возлагается на владельца. Это оговорено в договоре с банком-эмитентом. При неправильном наборе пин-кода пластиковой карты или других погрешностях при проведении платежа после третьей попытки она автоматически блокируется. Согласно пункту 33 Положения эмитент также несет полную ответственность по всем операциям с использованием поддельной банковской карты.
Кроме того, чтобы узнать о фактическом остатке денег на карте, ее держатель может получить информацию об истории карты, то есть о движении средств на карте, в обслуживающем банке или инфокиоске, где фиксируются транзакции, произведенные по ней в течение определенного периода. Реализована и возможность получения SМS-оповещений о движении средств на мобильный телефон. Для подключения данной услуги нужно обратиться с заявлением в обслуживающий банк или подключиться к системе «Uzcard-Click», которая позволяет держателям пластиковых карт распоряжаться имеющимися на карте средствами при помощи мобильного телефона (без участия оператора банка, расчетных терминалов, инфокиосков и банкоматов).
Услуга связана не с расчетным счетом мобильного телефона, а с SIМ-картой. Установки дополнительного программного обеспечения не требуется.
– В магазинах (кафе) случаются ситуации, когда терминал не регистрирует совершение операции, выдавая чек с отказом. Продавец проводит повторную транзакцию, но при этом SMS-информирование и остаток средств на карте показывают, что деньги с карты сняты. Как поступить в такой ситуации держателю карты, чтобы их вернуть?
– Обеспечение качественной и бесперебойной связи при использовании пластиковых карт «On-line» возложено на Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий и Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ).
Для соединения расчетных терминалов платежной системы «Duet» («Off-line») торгово-сервисные предприятия должны быть обеспечены специальными приборами связи. Платежи с пластиковых карт, работающих в режиме «On-line», осуществляются через установленные каналы связи между ЕОПЦ, банком и клиентом. Но иногда, особенно в регионах республики, нехватка и занятость каналов связи приводят к замедлению и обрыву связи при расчетах и обмене информацией между Центром, банком и клиентом.
Что касается случаев ошибочного снятия денежных средств, то во избежание этого при оплате товара или услуги пластиковой картой нужно в первую очередь обратить внимание на сумму, введенную продавцом в расчетный терминал. Затем следует ввести свой пин-код лично. Если с пластиковой карты ошибочно сняли средств больше, чем нужно, то торговое или сервисное предприятие обязано вернуть излишек на карточный счет.
– Бывают случаи, когда владельцы карт их теряют. Не могли бы вы посоветовать, что нужно предпринять держателю карты для защиты оставшихся на ней денег.
– Согласно Положению держатель банковской карточки подает письменное заявление банку-эмитенту. Обслуживающий банк на основании заявления об утере карты в течение 1 банковского дня обязан занести ее реквизиты в «стоп-лист» (то есть временно приостановить платежи через утерянную пластиковую карту). Это делается для сохранности остатка средств на утерянной карте.
Сами владельцы карт тоже должны беспокоиться о сохранности средств на своей карте. В частности, крайне нежелательно сообщать пин-код карты посторонним лицам. Также рекомендуем менять стандартные пин-коды, устанавливаемые при выдаче, устанавливать комплексные пароли на загрузку и списание средств, оперируя сложной комбинацией цифр в количестве от 4 до 8 знаков.
Напомню, что при несанкционированной попытке угадать код найденной карты после третьей попытки неверного введения пин-кода карта будет блокирована и средства на счете не смогут быть утеряны или потрачены неизвестными.
Беседовала
Ольга КИРЬЯКОВА,
наш корр.
И про способы выплат тоже правильно написано. Одна страховая компания, оценив ущерб после ДТП в 600 тысяч, выдала водителю карточку на бензин на эту сумму и, причем только для одной сети АЗС. Хорошо что бананами не выплатили… Ну и страхуй с ними после этого свою тачку!
Единственное, что еще хотелось бы узнать от автора статьи – КАСКО это альтернативный вариант обязательной страховке или это дополнительная услуга? Признает ли ее ГАИ? Если это надо делать вдобавок к обязательному страхованию, то это не для наших автовладельцев. Пусть он хоть на «бентли» ездит, но за пару сумов все равно готов удавиться.
Спасибо за отзыв, КАСКО - это не альтернатива ОСАГО - это вид добровольного страхования. Конечно, рынок пока не готов, и водители не всегда доверяют, а кто-то и не знает. В отношении ГАИ - это разные виды страхования, можно оформить ОСАГО в том же отделении страховой компании отдельно или в рамках КАСКО.