или О ликвидации общественных фондов
*Окончание. Начало в «Норме» N 21 (462) от 27.05.2014 г.
КОМИССИЯ ПРИНИМАЕТ МЕРЫ
Фактически ликвидационный процесс начинается после вступления в законную силу решения суда, сопровождающегося выдачей соответствующего исполнительного листа. Он является необходимым лишь в том случае, если назначенная ликвидационная комиссия не исполняет решения суда либо кто-либо из органов или должностных лиц общественного фонда препятствует его ликвидации. В остальных случаях судебные исполнители не принимают фактического участия в ликвидации и проведение этого процесса ложится на ликвидационную комиссию и действующих сотрудников фонда.
Поскольку не предусмотрено отдельного положения о порядке ликвидации общественных фондов, на практике при их ликвидации применяются нормы Положения о порядке добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства (утверждено Постановлением Президента от 27.04.2007 г. N ПП-630).
Так, в соответствии с вышеуказанным Положением решением суда и(или) протоколом попечительского совета (учредителей) ликвидационная комиссия после принятия судом решения о ликвидации общественного фонда:
а) принимает в установленном законодательством порядке меры по прекращению трудовых правоотношений с его работниками;
б) проводит инвентаризацию активов и обязательств фонда в порядке, установленном законодательством, в том числе составляет реестр исполнительных документов, по которым фонд участвует в качестве должника;
в) составляет расчеты по всем видам налогов и иных обязательных платежей, уплачиваемых фондом за период с начала года до даты принятия решения судом о ликвидации;
г) принимает меры по получению дебиторской задолженности фонда, а также выявлению и письменному информированию кредиторов о его ликвидации с получением подтверждения;
д) организует публикацию в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявления о ликвидации фонда с указанием:
полного и сокращенного наименования фонда (также указываются все полные и сокращенные наименования, измененные в течение года, предшествующего ликвидации);
местонахождения (почтового адреса), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) фонда;
сведений о дате и органе регистрации;
сведений о принятом решении о ликвидации (указываются дата и номер протокола заседания учредителей или попечительского совета либо решения суда);
срока приема заявлений с требованиями кредиторов, который не должен быть менее 2 месяцев с момента опубликования объявления.
Ликвидационной комиссии целесообразно назначить председателя и соответствующей доверенностью уполномочить его на подписание всех документов в рамках принятых ею решений.
Регистрирующий орган не позднее следующего дня после получения копии решения суда о ликвидации общественного фонда включает в государственный реестр ННО сведения о том, что фонд находится в процессе ликвидации, и информирует об этом органы государственной налоговой службы и статистики по месту его государственной регистрации. На практике, так как у органов юстиции нет четких нормативных указаний, вышеуказанные сведения направляются самими фондами.
Налоговые службы по месту регистрации фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления от органов юстиции в установленном порядке приступают к проверке финансово-хозяйственной деятельности (ревизии), срок которой не должен превышать 30 календарных дней.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами и с учетом результатов проведенной налоговой службой проверки, а также с учетом составленного реестра исполнительных документов составляется проект промежуточного ликвидационного баланса. Он утверждается ликвидационной комиссией (ликвидатором). После утверждения производится выплата денежных сумм кредиторам в порядке следующей очередности:
в первую очередь – требования граждан, вытекающие из трудовых отношений, по взысканию алиментов и выплате вознаграждений по авторским договорам, а также требования граждан, перед которыми фонд несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем сложения соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь – платежи в бюджет;
в третью очередь – требования других кредиторов.
В случае недостаточности средств для удовлетворения требований всех кредиторов имущество фонда подлежит реализации на торгах.
После завершения расчетов с кредиторами, а также фактического исполнения выданных исполнительных документов, в которых фонд участвует в качестве должника, выплаты сумм налогов и иных обязательных платежей, финансовых санкций, в том числе по итогам проверки, и передачи имущества фонда на цели в соответствии с частью третьей статьи 37 Закона «Об общественных фондах» (от 29.08.2003 г. N 527-II) ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Он сдается в орган государственной налоговой службы, который после его принятия и при условии отсутствия задолженности по налогам и иным обязательным платежам в течение 1 рабочего дня обязан дать ликвидатору заключение по этому поводу.
После получения заключения налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам ликвидационная комиссия передает оставшиеся денежные средства и имущество фонда в организации со схожими уставными целями и задачами или на благотворительность, учитывая указания в протоколе попечительского совета (в решении суда). Потом обращается в банк с заявлением-поручением о закрытии основного счета. Банк в течение 1 рабочего дня закрывает счета, принадлежащие фонду, и выдает справку о закрытии основного счета.
В течение 3 рабочих дней после закрытия основного счета ликвидационная комиссия сдает в государственный архив все бухгалтерские и иные документы предприятия, предусмотренные законодательством.
После этого ликвидационная комиссия сдает печать и штампы фонда для уничтожения в органы внутренних дел и получает соответствующую справку.
После совершения всех вышеуказанных процедур ликвидационная комиссия направляет в суд копии, а в органы юстиции – оригиналы следующих документов:
• опубликованного в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявления о добровольной ликвидации фонда;
• свидетельства о государственной регистрации;
• справок обслуживающих банков о закрытии всех счетов фонда;
• всех лицензий (разрешений, патентов) при их наличии;
• заключения органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам;
• справки, подтверждающей сдачу документов предприятия в государственный архив;
• справки об уничтожении печати и штампов.
После получения вышеуказанных документов органы юстиции вносят запись о ликвидации общественного фонда в государственный реестр ННО и информируют органы государственной налоговой службы и статистики о ликвидации фонда, передают лицензии и разрешения, выданные предприятию, в органы, их выдавшие.
Рассмотрев процесс ликвидации общественных фондов в связи с достижением ими уставных целей и задач, будем признательны за суждения и предложения по этому поводу. Конечно, в настоящий момент существует еще много неурегулированных вопросов. Однако мы надеемся, что описанная нами сложившаяся на практике правоприменения примерная процедура ликвидации данной организационно-правовой формы ННО поможет с основными наиболее затруднительными вопросами уже сейчас, а в дальнейшем на законодательном уровне будет принят нормативно-правовой акт, детально регламентирующий данную процедуру.
Алексей НИЯЗМЕТОВ,
Тимур МУМИНОВ,
наши эксперты-юристы.