Группа компаний «BAKER TILLY UZBEKISTAN» разрабатывает уникальное пособие «Гид по формам бизнеса» (далее – Гид), которое будет актуальным практическим руководством по всем основным формам организации и ведения бизнеса, существующим на территории Республики Узбекистан. Гид подготовлен в целях оказания прикладной помощи инвесторам, руководителям, главным бухгалтерам, юристам, налоговым консультантам, аудиторам и иным заинтересованным лицам.
Данный продукт представлен двумя разделами: первый из них объединяет в себе формы бизнеса, осуществление которых возможно исключительно в рамках юридического лица (в его состав вошли: акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, частные предприятия, полное и коммандитное товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, семейные предприятия), а второй – без образования отдельного юридического лица (раздел включает в себя формы осуществления деятельности через представительство нерезидента, постоянные учреждения, концессию, простое товарищество (договор о совместной деятельности), соглашение о разделе продукции и доверительное управление предприятием).
В качестве демонстрации уровня экспертизы и структуры Гида представляем вашему вниманию сектор «Представительство иностранной коммерческой организации».
В целях подготовки наиболее полного и практического Гида, содержащего актуальную и полезную информацию для всех, мы будем рады комментариям и предложениям, которые вы можете оставить на сайтах norma.uz и bakertillyuz.com.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Представительством иностранной коммерческой организации признается обособленное подразделение иностранного юридического лица (фирмы, компании, корпорации, общества, парнерства и других организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности), которое представляет интересы данного юридического лица на территории Республики Узбекистан и осуществляет их защиту.
КРИТЕРИИ |
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
Организационно-правовой статус
|
Не является юридическим лицом. Обладает статусом структурного подразделения нерезидента |
Правовое основание
|
Аккредитация
|
Характер деятельности
|
Некоммерческий: представление интересов иностранного юридического лица
|
Осуществление предпринимательской деятельности
|
Недопустимо. При осуществлении предпринимательской деятельности возникают риски признания представительства постоянным учреждением нерезидента, влекущие за собой прекращение аккредитации, возникновение дополнительных налоговых обязательств перед бюджетом, привлечение должностных лиц к ответственности (за непостановку на учет в органах налоговой службы (если предпринимательская деятельность осуществлялась свыше 183 календарных дней в течение любого последовательного 12-месячного периода), за осуществление деятельности |
Основные практические виды деятельности
|
Сбор, обработка и(или) распространение информации (без продажи), маркетинг, изучение рынка товаров (работ, услуг), производимых (осуществляемых) иностранным юридическим лицом, преддоговорная деятельность, проведение переговоров, мониторинг поставок товаров, взаимодействие с государственными органами
|
Аккредитующий орган
|
Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан
|
Порядок аккредитации:
|
|
необходимые документы
|
Заявление на аккредитацию1, учредительные документы иностранного юридического лица, документ, подтверждающий его официальную регистрацию в стране местонахождения (свидетельство о государственной регистрации или выписка из торгового реестра),
|
необходимые документы
|
доверенность, выданная иностранным юридическим лицом главе представительства2, положение
|
запрос дополнительной
|
Недопустим
|
необходимость консульской легализации подаваемых
|
Предусмотрена в отношении всех представляемых документов3 (за исключением заявления),
|
язык, на котором должны быть составлены представляемые
|
Специальных требований в законодательстве не предусмотрено. К документам, представляемым на иностранном языке, должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский
|
срок рассмотрения заявления
|
10 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления и прилагаемых к нему документов. По истечении указанного срока аккредитующим органом принимается решение об аккредитации представительства или об отказе в такой аккредитации
|
основания для отказа
|
Представление заведомо ложных документов; несоответствие представленных документов законодательству Республики Узбекистан |
документ, подтверждающий аккредитацию
|
Сертификат об аккредитации
|
срок, в течение которого должен быть выдан сертификат
|
В течение 5 дней с момента уплаты иностранным юридическим лицом государственной пошлины (предусмотрена в размере 1 200 долларов США) после принятия решения об аккредитации. На практике если иностранное юридическое лицо не учтет в платеже комиссию банка, сумма, внесенная в счет уплаты государственной пошлины, уменьшится на размер комиссии банка,
|
валюта, в которой взимается государственная пошлина
|
Доллары США
|
Уведомление аккредитующего органа о почтовом адресе представительства
|
Обязательно
|
Срок, в течение которого должно быть произведено уведомление
|
10 дней с момента получения сертификата об аккредитации
|
Форма уведомления
|
Письменная
|
Период аккредитации представительства
|
От 1 года до 3 лет. Конкретный период аккредитации представительства указывается
|
Возможность продления срока аккредитации
|
Предусмотрена действующим законодательством
|
Необходимость регистрации
|
Предусмотрена. В течение 10 дней с даты получения сертификата об аккредитации представительство обязано встать на учет в налоговых органах по месту своего нахождения
|
Постановка на учет в органах статистики
|
Не требуется
|
Представление сведений
|
Необходимо, так как представительство является работодателем, который в соответствии
|
Аккредитация представительства, осуществляющего защиту
|
Недопустима. Существует высокий риск признания факта осуществления предпринимательской деятельности и предъявления налоговыми органами требований о постановке на учет в качестве постоянного учреждения
|
Учреждение представительством юридического лица
|
Не предоставлено
|
Учреждение представительством юридического лица от имени головного офиса
|
Не предоставлено
|
Возможность участвовать (приобретать их акции и доли) |
Не предоставлена
|
Возможность быть участником простого товарищества
|
Не предоставлена
|
Возможность осуществлять свою деятельность за рубежом
|
Не предоставлена
|
Возможность открытия региональных офисов
|
Не предусмотрена
|
Положение о представительстве
|
Определяет порядок и фиксирует условия эффективного выполнения основной цели деятельности представительства. В практике основная масса положений о представительстве составлена на основании ранее разработанных шаблонов, в которых не учтены изменения законодательства, что приводит |
Уставный фонд либо иной гарантийный фонд
|
Требований к формированию нет
|
Финансирование
|
Осуществляется за счет средств, принадлежащих иностранной организации и выделенных На практике применяется до 8 вариантов финансирования с различной степенью риска*. Для получения индивидуальных консультаций по вариантам финансирования и рисков обращайтесь к разработчику (www.bakertillyuz.com) |
Открытие счетов для осуществления деятельности представительства:
|
|
виды счетов
|
В иностранной валюте и в национальной валюте
|
владелец счетов
|
Иностранное коммерческое юридическое лицо
|
Документы, представляемые в банк для открытия счета
|
Заявление на открытие счета, копия удостоверения о присвоении ИНН, 2 экземпляра нотариально заверенных карточек с образцами подписей и оттиском печати, документ, удостоверяющий личность лица, имеющего полномочие на подписание денежно-расчетных документов. Для получения индивидуальных консультаций обращайтесь к разработчику |
Органы управления:
|
Глава представительства
|
правовое основание деятельности
|
Доверенность иностранного юридического лица
|
статус
|
Только физическое лицо (гражданин РУз или гражданин иностранного государства)
|
аккредитация
|
Необходима, если глава представительства является гражданином иностранного государства
|
аккредитующий орган
|
Министерство внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан
|
документы, необходимые
|
Заявление на аккредитацию, личный листок (в 2 экземплярах на узбекском и английском языках), 2 фотокарточки (3 х 4), письмо-подтверждение о приеме на работу в представительство, подписанное уполномоченным лицом (руководителем иностранного юридического лица)4,
|
документ, подтверждающий персональную аккредитацию главы представительства
|
Аккредитационная карточка иностранного сотрудника
|
получение в Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции разрешения на осуществление трудовой деятельности
|
Не требуется
|
срок действия аккредитационной карточки
|
Равен сроку аккредитации представительства, но не может превышать 12 месяцев
|
продление срока действия аккредитационной карточки
|
Допустимо
|
необходимость заключения трудового договора
|
Предусмотрена
|
полномочия главы представительства
|
Предусмотрены в доверенности и положении о представительстве. Не должны противоречить некоммерческому характеру деятельности представительства. Так, например, полномочие главы представительства на заключение контрактов от имени иностранного юридического лица может повлечь за собой прекращение аккредитации представительства с приданием последнему статуса постоянного учреждения
|
Делегирование полномочий главы представительства другому лицу:
|
Допустимо, если доверенность иностранного юридического лица предусматривает право главы представительства на передоверие и это не противоречит положению о представительстве, утвержденному иностранным юридическим лицом
|
форма доверенности, выдаваемой от имени главы представительства (в порядке передоверия)
|
Письменная с нотариальным заверением
|
срок доверенности, выдаваемой
|
Не должен превышать срока доверенности, выданной иностранным юридическим лицом
|
делегируемые полномочия
|
Не должны выходить за пределы полномочий, которыми наделен глава представительства согласно доверенности от иностранного юридического лица
|
обязанность главы представительства, возникающая
|
Письменное уведомление иностранного юридического лица о произошедшем передоверии
|
Ситуации, содержащие риски принудительного прекращения аккредитации и применения штрафа в связи с наличием признаков постоянного учреждения
|
Основные ситуации приведены в комментарии «Риски признания постоянного учреждения иностранного юридического лица» |
Возможность реорганизации представительства в иностранное предприятие
|
Не предусмотрена. Регистрация юридического лица возможна после прекращения аккредитации представительства либо юридическое лицо регистрируется отдельно
|
Прием на работу:
|
|
работники
|
Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства
|
аккредитация работников
|
Осуществляется только в отношении иностранных граждан
|
аккредитующий орган
|
Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан
|
перечень документов
|
Заявление, подписанное главой представительства, личный листок (в 2 экземплярах
|
срок рассмотрения документов
|
10 дней с даты их подачи
|
документ, подтверждающий персональную аккредитацию работника
|
Аккредитационная карточка
|
получение в Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции разрешения на осуществление трудовой деятельности
|
Не требуется
|
срок действия аккредитационной карточки
|
Равен сроку аккредитации представительства, но не может превышать 12 месяцев
|
продление срока действия аккредитационной карточки
|
Допустимо
|
трудовые отношения
|
Регулируются в соответствии с нормами трудового законодательства Республики Узбекистан, индивидуальными трудовыми договорами, правилами трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами представительства*. Для получения индивидуальных консультаций обращайтесь к разработчику |
прием иностранных работников
|
Допустим
|
заключение трудовых договоров с сотрудниками, не имеющими постоянной или временной прописки по месту регистрации представительства:
|
Допустимо на период, не превышающий срок его учета по месту пребывания. Такой срок указывается во вкладыше об учете и не может превышать |
ответственность за прием на работу лиц без временной или постоянной прописки
|
Административный штраф в размере от 5 до 15 минимальных размеров заработной платы (часть четвертая статьи 223 Кодекса об административной ответственности РУз) |
заключение договоров
|
Допустимо
|
Необходимость заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности работодателя
|
Предусмотрена
|
Расходы представительства:
|
Должны ограничиваться расходами на собственные нужды представительства
|
представительские расходы:
|
По приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания органов контроля (расходы
|
подтверждающие документы
|
Приказ об осуществлении расходов на представительские цели (приказ на проведение представительского мероприятия); программа представительского мероприятия; смета представительских расходов; отчет о проведении представительского мероприятия; акт о списании представительских расходов; первичные документы, в том числе подтверждающие факт приобретения на стороне каких-либо товаров для представительских целей; первичные документы, подтверждающие оплату услуг сторонних организаций; договоры со сторонними организациями на оказание услуг |
затраты на покупку товарно-материальных ценностей
|
Затраты на приобретение рекламных материалов, журналов, хозяйственных принадлежностей
|
другие затраты:
|
Затраты на заработную плату сотрудников, затраты на компенсацию командировочных расходов, арендные и коммунальные платежи
|
отправление в командировку физических лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы)
|
Недопустимо, поскольку командировочные выплачиваются только работникам, осуществляющим деятельность на основании трудовых договоров. Средства, выплаченные физическим лицам, осуществляющим деятельность на основании гражданско-правовых договоров, являются доходом этих физических лиц и подлежат налогообложению, за исключением случаев, когда физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Возмещение фактически произведенных и подтвержденных физическим лицом расходов может осуществляться в рамках абзаца четвертого статьи 821, части первой статьи 842 Гражданского кодекса и других норм при соблюдении требований законодательства РУз |
Возможность получения займов, финансовой помощи
|
Не предусмотрена. Денежные средства на сумовом и валютном счетах представительства аккумулируются только за счет средств, выделенных головным офисом
|
Возможность получения займов, финансовой помощи
|
Не предусмотрена, поскольку деятельность представительства финансируется исключительно
|
Необходимость (возможность) заключения договоров
|
Отсутствует (не предусмотрена), поскольку представительство является структурным подразделением головного офиса
|
Необходимость ведения бухгалтерского учета:
|
Предусмотрена. Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться в соответствии с законодательством РУз |
наличие специальных стандартов (правил) ведения бухучета
|
Отсутствуют. Учет ведется на общих основаниях. В связи с этим требуется специальная постановка учета
|
Прибыль (убытки)
|
Отсутствуют в связи с некоммерческим характером деятельности
|
Реализация основных средств
|
Допустима. Налоговые риски возникают при систематическом характере операций по реализации, а также в случае извлечения дохода от реализации недвижимости, автотранспортных средств, оргтехники и иного имущества. В этой связи целесообразно проведение экспертизы потенциальных операций, их консультационное сопровождение,
|
Налоги и обязательные платежи, подлежащие уплате:
|
|
налог на доходы физических лиц
|
Уплачивается с доходов физических лиц, выплачиваемых представительством, по шкале налогообложения исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года. Конкретные ставки налога предусмотрены в приложении N 8 к Постановлению Президента |
налог на имущество:
|
Налогом облагается недвижимое имущество, находящееся на территории РУз и используемое Иные основные средства нерезидента не являются объектом налогообложения, |
находящееся в собственности нерезидента
|
Уплачивается с применением 4-процентной ставки к среднегодовой стоимости недвижимого имущества
|
находящееся в пользовании нерезидента на основании
|
Не уплачивается
|
находящееся в ведении представительства на основании договора лизинга |
Не уплачивается. Вместе с тем при использовании представительством лизингового имущества возникают риски досрочного прекращения аккредитации представительства в связи
|
единый социальный платеж
|
Уплачивается из фонда оплаты труда в размере 25%
|
обязательные страховые
|
Удерживаются из заработной платы работников в размере 6,5%
|
НДС
|
Уплачивается при ввозе товаров на таможенную территорию РУз в размере 20% от таможенной стоимости указанных товаров, а также суммы акцизного налога и таможенных пошлин
|
акциз
|
Уплачивается при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию РУз
|
таможенные пошлины и сборы
|
Уплачиваются при импорте с таможенной стоимости товара, определенной с помощью методов таможенной оценки, с применением установленных в законодательстве ставок
|
налог на прибыль
|
Не уплачивается. В случае наличия признаков постоянного учреждения возникают риски начисления и уплаты налога на прибыль по ставке 8% к налогооблагаемой прибыли. При этом для целей исчисления налога на прибыль при определении налогооблагаемой прибыли юридического лица – нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в РУз через постоянное учреждение, сумма налогооблагаемой прибыли не может быть менее 10% от суммы расходов, понесенных постоянным учреждением. В дополнение к налогу на прибыль юридических лиц у нерезидента РУз, осуществляющего деятельность в РУз через постоянное учреждение, подлежит налогообложению также чистая прибыль по ставке 10% |
налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры
|
Не уплачивается. Плательщиками налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры являются юридические лица – резиденты Республики Узбекистан, осуществляющие предпринимательскую деятельность |
обязательные отчисления в Дорожный и Пенсионный фонды, в Фонд реконструкции, капитального ремонта
|
Не уплачиваются. Плательщиками обязательных отчислений во внебюджетные фонды являются юридические |
налог за пользование недрами
|
Не уплачивается. В случае наличия признаков постоянного учреждения в рамках осуществления предпринимательской деятельности, связанной с пользованием недрами, появляется риск возникновения обязательств по уплате налога за пользование недрами по ставкам, установленным законодательством. Недропользователями в целях налогообложения являются юридические и физические лица, осуществляющие на территории РУз поиск и разведку месторождений, добычу полезных ископаемых, извлечение полезных компонентов из минерального сырья и(или) техногенных минеральных образований, а также осуществляющие переработку полезных ископаемых |
налог за пользование водными ресурсами
|
Не уплачивается. В случае наличия признаков постоянного учреждения появляется риск возникновения обязательств по уплате налога за пользование водными ресурсами, так как плательщиками налога за пользование водными ресурсами являются также нерезиденты РУз, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение |
земельный налог
|
Не уплачивается. Плательщиками земельного налога являются юридические лица, включая нерезидентов РУз, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды При сдаче недвижимого имущества в аренду плательщиком земельного налога является арендодатель. Таким образом, в случае наличия признаков постоянного учреждения |
Отчетность:
|
|
отчет о деятельности представительства:
|
Направляется главой представительства в аккредитующий орган
|
периодичность
|
1 раз в год
|
форма
|
Произвольная
|
финансовый отчет:
|
Направляется в органы налоговой службы
|
срок сдачи
|
Не позднее 25 марта года, следующего за отчетным
|
форма
|
Произвольная
|
отчет по налогу на доходы физических лиц:
|
Направляется в органы налоговой службы
|
периодичность сдачи
|
Ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным |
форма
|
Утверждена Министерством финансов РУз
|
отчет по единому социальному платежу и платежам
|
Направляется в органы налоговой службы
|
периодичность сдачи
|
Ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным |
форма
|
Утверждена Министерством финансов РУз
|
Налоговые проверки:
|
|
виды
|
Внеплановая (за исключением проверки в связи с ликвидацией), встречная, осуществление камерального контроля
|
осуществление плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности |
Исходя из смысла пункта 6 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 23.10.2000 г. N 410, далее – Положение N 410), а также статей 86 и 88 Налогового кодекса (НК) – не предусмотрено. На практике контролирующие органы, ссылаясь на Закон «О государственной налоговой службе» (от 29.08.1997 г. N 474-I, далее – Закон N 474-I), периодически инициируют проведение плановой проверки на основании приказа органа налоговой службы. В этой связи целесообразна экспертиза и консультационное сопровождение квалифицированных аудиторских и адвокатских организаций |
Ответственность представительства:
|
|
виды
|
Досрочное прекращение аккредитации, доначисление налогов и применение штрафных санкций, включая пени
|
приостановление действия аккредитации
|
Не предусмотрено
|
обращение взыскания на средства на счетах представительства
|
Допустимо по обязательствам нерезидента (как связанным с деятельностью представительства (в том числе при наличии признаков постоянного учреждения), так и не связанным с таковой (например, по обязательствам отдельно вставшего на учет постоянного учреждения нерезидента на территории РУз)
|
обращение взыскания на имущество нерезидента (основные средства и ТМЦ (товарно-материальные запасы), которым наделено представительство, для погашения задолженности нерезидента перед бюджетом РУз
|
Допустимо: 1) только при отсутствии средств на счетах представительства; 2) исключительно по обязательствам нерезидента (как связанным с деятельностью представительства (в том числе при выявлении признаков постоянного учреждения), |
приостановление операций
|
Допустимо: 1) на основании решения налогового органа (при 15-дневном опоздании со сдачей представительством отчетности в органы налоговой службы, отсутствии представительства 2) на основании решения суда; 3) на основании постановления уполномоченного должностного лица правоохранительных органов |
Ликвидация:
|
Прекращение аккредитации
|
основание
|
Истечение срока аккредитации, если не было ходатайства о ее продлении; ликвидация иностранного юридического лица; решение иностранного юридического лица о прекращении деятельности представительства; решение суда; решение аккредитующего органа о досрочном прекращении аккредитации в связи с нарушением представительством требований законодательства |
обязательства, возникающие
|
Уведомление аккредитующего органа в течение 2 недель с момента принятия решения уполномоченного органа иностранного юридического лица о своей ликвидации
|
обжалование решения аккредитующего органа о досрочном прекращении аккредитации
|
Осуществляется в судебном порядке
|
обязанность по уведомлению государственных таможенной
|
Возлагается на аккредитующий орган
|
проведение налоговой ликвидационной проверки
|
Исходя из смысла пунктов 6 и 38 Положения N 410, а также статей 83 и 86 НК – не требуется. На практике контролирующие органы, ссылаясь на Закон N 474-I, инициируют ее проведение В этой связи целесообразны экспертиза и консультационное сопровождение квалифицированных аудиторских и адвокатских организаций |
Проведение аудиторской проверки |
Допустимо и целесообразно, в особенности в целях проверки деятельности представительства на предмет наличия в ней признаков постоянного учреждения (см. комментарий «Риски признания постоянного учреждения иностранного юридического лица»), а также в целях проверки правильности организации и ведения бухучета, сроков и порядка уплаты налогов
|
В качестве дополнения к каждому сектору прилагается комментарий с основными преимуществами, а также определенными акцентами, отражающими возможные основные риски либо особенности функционирования конкретной формы бизнеса. Комментарии, как и весь Гид в целом, подготовлены исключительно на основе практического опыта и мониторинга действующего законодательства.
1Заявление должно содержать следующие сведения:
1) информацию о деятельности инофирмы: адрес головного офиса фирмы; телефон, телефакс, электронную почту; сведения о руководителях фирмы; общее число работников фирмы (персонал); предмет (виды) деятельности фирмы; объем продаж (оборот, товарооборот) фирмы за последний финансовый год; доли видов деятельности в обороте фирмы (%); номенклатуру продукции (товаров, работ, услуг); сведения о владельцах фирмы или основных акционерах; основные подразделения – дочерние фирмы, филиалы и пр. (адреса и деятельность); историю фирмы (основатели, этапы развития и пр.); другие сведения (торговые марки, владение недвижимостью, наличие производственных мощностей, транспортных средств и т.п.);
2) подробную информацию о деловых и иных связях с предприятиями и организациями Республики Узбекистан, заключенных договорах и соглашениях, выполнению которых будет содействовать представительство;
3) перспективы развития сотрудничества;
4) срок, на который запрашивается разрешение на открытие представительства.
2В доверенности должны быть указаны полные паспортные данные и перечень предоставляемых главе представительства полномочий. При этом аккредитирующий орган требует представления копии паспорта главы представительства и 2 цветные фотографии 3 х 4.
3Легализация документов осуществляется в консульском учреждении Республики Узбекистан в стране регистрации иностранного юридического лица, а в случае отсутствия такового – в Министерстве иностранных дел государства регистрации иностранного юридического лица, в консульском учреждении или дипломатическом представительстве данной страны в Республике Узбекистан с последующим заверением в консульском управлении Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
4 Документы представляются с нотариально заверенным переводом на государственный либо русский язык. Легализация не требуется, если на документах проставлен апостиль.
КОММЕНТАРИЙ
РИСКИ ПРИЗНАНИЯ ПОСТОЯННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Основные признаки ведения предпринимательской деятельности (постоянного учреждения) представительствами иностранных юридических лиц:
осуществление представительством мониторинга (контроля, наблюдения) по осуществлению работ, связанных с деятельностью иностранного юридического лица;
глава представительства по основной доверенности наделен правом подписывать либо фактически подписывает от имени иностранного юридического лица договоры;
наличие должностей, свидетельствующих об осуществлении представительством предпринимательской деятельности (торговый консультант, менеджер по продажам, торговый представитель и т.д.);
наличие в положении о представительстве либо в доверенности на главу представительства либо в иных доверенностях, выдаваемых в рамках передоверия, положений, указывающих на признаки осуществления представительством предпринимательской деятельности;
аккредитация представительства иностранным юридическим лицом, для которого маркетинговая, рекламная либо информационная деятельность в соответствии с учредительными документами нерезидента является основной;
наличие у представительства расходов, не связанных с его содержанием, в том числе затраты на производственную деятельность, строительство, услуги, инвестиционные проекты, логистику, таможенные платежи за импорт товаров, неоднократно осуществляемый не для нужд представительства, и т.д.;
наличие фактов поступления денежных средств и иного имущества от третьих лиц, в том числе, но не ограничиваясь:
1) получением процентов по выданным займам;
2) систематической реализацией имущества с получением дохода;
3) получением безвозмездной финансовой помощи;
4) участием в расчетах головного офиса иностранного юридического лица (получение денежных средств от контрагентов иностранных компаний без соответствующих документов (решения суда, решения головного офиса и т.д.);
наличие в учете либо физически имущества (недвижимости, оборудования, инструментов, приборов, товаров и т.п. (в собственности либо в пользовании), указывающего на факты осуществления предпринимательской деятельности;
наличие документов (деловой переписки, контрактов, счетов-фактур, актов выполненных работ, таможенных документов и т.д.), свидетельствующих об осуществлении представительством предпринимательской деятельности;
наделение главы представительства функциями и задачами координации или контроля над деятельностью третьих юридических лиц, координации торговых либо иных операций на территории Республики Узбекистан либо за ее пределами;
наделение главы представительства либо сотрудников функцией управления (наблюдения, контроля, мониторинга) за монтажом (наладкой) оборудования, обучения персонала или их непосредственное участие в указанных процессах;
наделение главы представительства либо сотрудников функциями и задачами управления (контроля, наблюдения) за исполнением лицензионных соглашений, заключенных между дочерним или совместным предприятием, зарегистрированным на территории Республики Узбекистан, и головным офисом представительства, на предмет использования резидентами Республики Узбекистан бренда и соблюдения технологий производства, стандартов, разработанных нерезидентом, и т.д.;
заключение с юридическими или физическими лицами сделок (договоров) на поставку продукции (товаров), работ, услуг, в которых усматриваются признаки осуществления предпринимательской деятельности;
осуществление главой представительства либо сотрудниками защиты прав и представление интересов иных иностранных юридических лиц, кроме головного офиса;
осуществление представительством деятельности через региональные офисы (постоянные базы) при наличии признаков, указывающих на реализацию ими товаров (услуг);
использование недвижимости (помещений, складов или иных объектов недвижимости для целей хранения либо демонстрации продукции (товаров) третьих лиц (не головного офиса) резидентов и нерезидентов);
осуществление представительством функций постоянного места деятельности нерезидентов – третьих лиц для целей закупки ими на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг);
другие признаки в соответствии со статьей 20 Налогового кодекса РУз.
Степень риска по каждому из вышеуказанных признаков разная и зависит от наличия (отсутствия) дополнительных факторов. Так, например, совмещение должности главы представительства с должностью руководителя юридического лица иностранной компании (дочернего предприятия, совместного предприятия) при наличии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков существенно повышает риски определения в деятельности представительства признаков постоянного учреждения.
В целях снижения рисков рекомендуется использовать квалифицированные консультации профессиональных аудиторских или адвокатских организаций, имеющих практический опыт в данной сфере.
Олег ДАМИНОВ,
управляющий партнер,
Ирина АГАФОНОВА,
руководитель аудиторской практики
группы компаний «BAKER TILLY UZBEKISTAN».