В Правила пользования электрической энергией внесены изменения, направленные на урегулирование отношений между поставщиками электроэнергии и ее потребителями, защиту их прав.
Комплекс мер по совершенствованию деятельности ГАК «Узбекэнерго», укреплению дисциплины расчетов за потребляемую электроэнергию предусматривает Постановление Кабинета Министров от 1.11.2013 г. N 295. Оно нацелено также на повышение ответственности предприятий территориальных электросетей (далее – ПТЭС) и потребителей за соблюдение Правил пользования электрической энергией (приложение N 1 к Постановлению КМ от 22.08.2009 г. N 245, далее – Правила). Документ внес целый ряд изменений и дополнений в законодательство с учетом защиты потребительских прав.
Многие коррективы к Правилам способствовали решению ряда проблем, по которым часто возникали споры и конфликты между поставщиками электроэнергии и второй стороной. Газета «Норма» совместно с управлением контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции неоднократно поднимали вопросы, наиболее остро волнующие жителей, обращали внимание на необходимость совершенствования законодательства, что в определенной степени нашло отражение в изменениях и дополнениях к Правилам. И нам приятно, что наша работа приносит результаты.
Среди проблем, по которым были приняты решения, – принудительный вынос электросчетчиков на опоры линий электропередачи; взаимоотношения потребителей с поставщиками; необходимость уточнения и изменения регламента поверки приборов учета и их установки; ряд вопросов, касающихся перерасчета за нарушения потребления электроэнергии, и так далее.
О некоторых пунктах, включенных в Правила, мы писали в прошлом выпуске. Они направлены на улучшение механизма расчетов за потребляемую электроэнергию, повышение ответственности сторон, участвующих в этом процессе. Продолжаем информировать потребителей. Они должны быть в курсе изменений, чтобы грамотно применять их на практике.
ПЕРЕНОС СЧЕТЧИКОВ
Жителей индивидуальных домов не будут заставлять переносить счетчики на опоры линий электропередачи.
Еще недавно у потребителей, проживающих в индивидуальных домах, возникали серьезные проблемы с электросчетчиками. По требованию некоторых предприятий территориальных электросетей столицы приборы учета в принудительном порядке стали выносить на улицу и устанавливать на опорах линий электропередачи, фасадах жилых домов. Но такая переустановка не была предусмотрена законодательством, оформлена юридически (например, новым договором). Значит, являлась нарушением прав потребителей. Перенос счетчиков проводился также с нарушениями технических правил, что могло привести к угрозе безопасности жителей. Они оказались на неохраняемой территории, доступ к ним имел кто угодно. Следствием проблемы могли стать массовые хищения приборов учета, электропроводов, повреждение, срыв пломб и т.д. Счетчики устанавливались выше человеческого роста, что ограничивало возможность свободно снимать показания. Это можно было сделать только с помощью лестницы. Ответственность же за их сохранность возлагалась на потребителей.
Действия ПТЭС были продиктованы реализацией плана по сокращению задолженностей за потребленную электроэнергию. А установка счетчиков в доме затрудняла допуск персонала к ним, своевременному снятию показаний, выявлению случаев вмешательства в их работу. Но ведомственный интерес, решение вопроса с неплатежами населения должны проводиться в правовом поле, не нарушая при этом законодательства и интересов потребителей.
В Госкомитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции стали поступать обращения граждан, поднимающие эти вопросы. В ходе их рассмотрения работники Комитета изучили точку зрения различных ведомств, в том числе ГИ «Узгосэнергонадзор». Специалисты подтвердили, что перенос счетчиков не предусмотрен законодательством и может привести к непредсказуемым последствиям.
Эта проблема была урегулирована в пользу потребителей изменениями, внесенными в пункт 103 Правил. Они предусматривают, что при взаимном согласии между бытовым потребителем, проживающим в отдельно стоящем индивидуальном жилом доме, и предприятием территориальных электрических сетей расчетные приборы учета электрической энергии могут устанавливаться (выноситься) на фасады жилых домов или опоры линий электропередачи при условии соблюдения требований Правил устройства электроустановок. При этом монтажные работы по выносу электросчетчиков производятся ПТЭС без взимания оплаты за эти работы, а необходимые материалы для реконструкции и переустройства электрических сетей приобретаются на средства бытовых потребителей.
ПЕРЕРАСЧЕТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В Правила пользования электроэнергией внесены изменения, учитывающие права потребителей.
До недавнего времени абонент был практически исключен из процесса перерасчета, проводимого ПТЭС за нарушение потребления электроэнергии. Часто ему было непонятно, как начисляется эта сумма, почему она может зашкаливать? Это порождало немало противоречий между потребителями и поставщиками электроэнергии. Достаточно фактов, когда перерасчет производился необоснованно. Высказать свое мнение или возражение по этому поводу до того, как предприятие электросетей предъявит платежный документ, жители не могли.
Разногласий между сторонами могло быть гораздо меньше, если бы абонент, считающий себя непричастным к нарушению, мог обоснованно высказать свое мнение до произведения перерасчета. Такая возможность появилась в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 121 Правил. Они устанавливают, что перерасчет незаконно использованной электроэнергии может производиться ПТЭС с участием либо без участия потребителя (или его представителя), допустившего нарушение. Другими словами, он включен в один из наиболее сложных компонентов взаимоотношений с поставщиками, по которым часто возникают споры и конфликты. Изменения введены с учетом защиты прав потребителей.
Из прежней редакции пункта 122 Правил, устанавливающей, что нарушения, допущенные бытовым потребителем при потреблении электроэнергии, оформляются совместным актом, исключено слово «совместным». Но граждане могут не беспокоиться. Внесенные в эту норму дополнения предусматривают, что акт подписывается представителем ПТЭС и бытовым потребителем в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту.
Одновременно производится отключение электроустановок потребителя, нарушившего Правила, что заставляет задуматься, насколько это соотносится с документом. Здесь как раз требовалось внесение корректив. Пункт 120 Правил устанавливает, в каких случаях представитель ПТЭС составляет акт нарушения, на основании которого производится перерасчет стоимости неучтенной электроэнергии и абонент отключается от сети. Это делается при обнаружении у него изменения схемы включения расчетного прибора учета, его повреждения (по вине потребителя) или отсутствия, срыва пломб, подключения электроприемников, помимо расчетных приборов учета, и других нарушений с целью уменьшения показателей фактического потребления электрической энергии. Значит, перед тем как составлять акт и отключать потребителю электроэнергию, надо доказать его вину и факт уменьшения потребления электроэнергии.
В пункт 122 Правил введено дополнение о том, что в случае отказа потребителя от подписи делается отметка об ознакомлении потребителя в акте нарушения. Возникает вопрос: кем делается эта отметка. Если представителем ПТЭС, это вызывает вопросы. Где гарантия, что недобросовестный контролер может сделать эту отметку, не поставив в известность потребителя? Целесообразно было бы включить в Правила, что в случае несогласия с актом нарушения абонент вправе указать: «Не согласен» или «Возражаю».
Изменения, внесенные в пункт 123 Правил, определяют срок, в течение которого потребитель может опротестовать решение ПТЭС. Он имеет право сделать это в 3-дневный срок со дня оформления акта нарушения. Но это не освобождает его от оплаты дополнительного платежного документа, выписанного по акту нарушения, в установленный срок.
НЕ СМОГЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ – ОТКЛЮЧИМ СВЕТ
ПТЭС может прекратить поставку электроэнергии на общедомовые нужды.
Ни одно разукрупнение товарищества не проходит безболезненно для жителей, принявших решение выйти из большого сообщества и провозгласить независимость своей многоэтажки. Процесс развода в жилищной сфере, так же как и в жизни, может затянуться надолго, особенно в случаях, когда экс-ТЧСЖ далеко не горит желанием выпускать из-под контроля своих питомцев. За этим часто следует раздел имущества, средств. Неизменно возникают вопросы: кто, кому и сколько должен. В том числе как распределить кредиторскую задолженность за потребление электроэнергии на общедомовые нужды (освещение подъездов, работа лифтов). Иногда бывает, что жители приняли решение о выходе многоэтажки из большого ТЧСЖ, а статус нового еще не обрели. Может возникнуть вопрос, кто должен оплачивать потребление электроэнергии за этот период – прежнее товарищество или еще незарегистрированное?
Ситуация, по которой возникали споры, урегулирована кардинальным образом: не можете договориться – отключим свет. Изменения, внесенные в пункт 93 Правил, предусматривают, что в случае разделения одного товарищества частных собственников жилья на несколько или при временном неотнесении помещений жилого и нежилого фонда определенному собственнику жилья предприятия территориальных электрических сетей по согласованию с органами государственной власти на местах прекращают поставку электрической энергии, используемой на общедомовые нужды.
НЕТ ДОЛГОВ? – ПОЛУЧИ СПРАВКУ
Представление справок об отсутствии задолженности при купле-продаже квартир закреплено Правилами.
При оформлении договоров купли-продажи жилых помещений требуется представить справку об отсутствии задолженности по оплате за потребление коммунальных продуктов, в том числе за электроэнергию. Но граждане часто спрашивали: «На каком основании? Покажите документы, где об этом говорится». В основном эти требования закреплены в не доступных широкому кругу потребителей ведомственных циркулярах. Поэтому совершенно справедливо, что они должны быть прозрачны и закреплены хотя бы в правилах предоставления тех или иных коммунальных услуг.
Определенность и ясность в этот вопрос внесли изменения в пункт 94 Правил. Они предусматривают, что регистрация договоров купли-продажи жилых домов, помещений жилого и нежилого фонда и переоформление лицевого счета на другого потребителя осуществляются только при наличии справок об отсутствии задолженности за электрическую энергию установленного образца.
Как предписывают Правила, при выезде потребителя из занимаемого помещения в связи с передачей, продажей или другими причинами он обязан в письменной форме известить об этом ПТЭС и произвести полный расчет за электрическую энергию по день выезда. Изменения в пункт 73 Правил установили, что после этого ПТЭС выдает справку об отсутствии задолженности и прекращает поставку электрической энергии на объект. Оформление нового потребителя и подключение электроустановок к электрической сети осуществляются в установленном порядке.
Коррективы в пункт 94 Правил вызваны необходимостью оградить потребителя и приборы учета электроэнергии от вмешательства посторонних лиц,а значит, от возможных рисков и злоупотреблений. В связи с этим предусмотрено, что переоформление лицевого счета на другого потребителя и перенос расчетных приборов учета производятся ПТЭС.
ПЛАТЕЖ ЗАВИС
Какую дату считать моментом оплаты за пользование электроэнергией?
Потребителям предоставлена широкая возможность оплаты потребления коммунальных продуктов, в том числе электрической энергии, разными способами. Она может производиться через пункты и организации, принимающие платежи от населения. Например, через отделения коммерческих банков, ОАО «Узбекистон почтаси», выездные кассы, пункты приема оплаты от населения, другими способами. Сторона, принимающая оплату, формирует оплаченные платежные документы в комплекты, электронные реестры. Пункт 115 Правил предусматривает, что эти организации обязаны в оговоренные договором сроки перечислить денежные средства, поступившие в качестве оплаты электроэнергии, ПТЭС.
Но иногда возникали серьезные проблемы. Случалось, что работники этих структур должным образом не оформляли документы, в результате чего переведенные поставщику средства не были зачислены на лицевые счета потребителей. Иногда платежи перечислялись несвоевременно и где-то зависали. Из-за этого у абонентов возникала мнимая задолженность, за которую ПТЭС могло выставить им штрафные санкции. Конечно, имея на руках квитанцию об оплате, можно доказать, что это не так. Пункт 114 Правил предусматривает, что моментом оплаты считается дата, указанная в банковском документе. Но были случаи, когда, начислив абоненту штрафные санкции за несуществующую задолженность, его отправляли в банк разбираться, куда делись его деньги. А это нарушение прав потребителей как поставщиком, так и организацией, принимающей платежи от населения.
В последние годы появилась возможность оплаты пользования электроэнергией с помощью электронных платежных систем, путем удержания работодателем из зарплаты работников. Стали возникать вопросы, какую дату считать моментом оплаты в этом случае? Новые реалии должны были найти отражение в законодательстве. Исходя из этого в пункт 114 Правил внесены изменения, устанавливающие, что моментом оплаты считается дата приема платежа соответствующими организациями. В случае его осуществления через электронные платежные системы моментом оплаты является дата зачисления денежных средств на лицевой счет потребителя (транзакции). При проведении оплаты работодателем путем удержания ее из зарплаты работников на основании их заявлений моментом оплаты для каждого потребителя считается дата представления ПТЭС поименного реестра оплативших.
Без конфликтов и разногласий
Все виды работ, связанные с изменением схемы учета электроэнергии, проводятся с участием потребителя
или его представителя.
В Правила внесены изменения, четко регламентирующие ответственность ПТЭС за выполнение ряда работ, связанных с перестановкой, заменой, техническим состоянием приборов учета потребления электроэнергии. С одной стороны, это сделано для того, чтобы исключить возможность вмешательства в них посторонних лиц, для защиты прав потребителей. Например, прежде перестановка и замена расчетных приборов учета и измерительных трансформаторов, используемых совместно с расчетными приборами учета, производились только с согласия поставщика. В пункт 50 Правил внесены изменения о том, что они проводятся ПТЭС с оплатой услуг со стороны потребителей. А в случае выявления фактов самовольной перестановки и(или) замены расчетных приборов учета и измерительных трансформаторов ПТЭС отключает потребителя от электрической сети и производит перерасчет согласно пунктам 63 или 120 Правил.
Раньше при проведении любого вида работ, связанных с изменением или нарушением схемы учета электрической энергии, потребитель обязан был до начала работ письменно известить об этом ПТЭС. Сейчас в документ внесено изменение, что все виды таких работ проводятся только ПТЭС при участии представителя потребителя или после письменного его уведомления о производящихся работах до начала работ. В период проведения работ учет электрической энергии может осуществляться по временным схемам или расчетам, определенным ПТЭС (пункт 51 Правил).
Такая трактовка исключает возможность привлечения к выполнению этих работ некомпетентных лиц. А установленный регламент с уведомлением потребителя, участием его либо его представителя направлен на минимизацию разногласий и конфликтов между сторонами.
С развитием рыночных отношений полку потребителей электрической энергии прибыло. Появились новые субъекты, в частности индивидуальные предприниматели. Это нашло отражение в изменениях, внесенных в пункт 93 Правил. Они устанавливают, что предприятие территориальных электрических сетей заключает договор электроснабжения и открывает лицевые счета собственникам помещений жилого, нежилого фонда и арендаторам (юридическим или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
ПЕРВИЧНАЯ ПОВЕРКА – ЗА СЧЕТ ПОСТАВЩИКА
Внесены коррективы в механизм замены, установки, подключения
и поверки электронных электросчетчиков, подключаемых
к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).
Прежде владельцы домов и квартир, вновь подключаемых к электрической сети, должны были приобретать и поверять подсоединенные к АСКУЭ приборы учета за свой счет. Всегда возникал вопрос: на каком основании эта категория потребителей оказалась в неравном положении с остальными, которым замена счетчиков полагалась за счет ПТЭС. Внесенные в пункт 103 Правил изменения устранили этот дисбаланс. Они предусматривают, что расчетные приборы учета электроэнергии, подсоединяемые к АСКУЭ во вновь подключаемых к электросети домах и квартирах, приобретаются, устанавливаются и проходят госповерку за счет ПТЭС. Бытовые потребители совместно с ПТЭС определяют места установки электросчетчиков, а также подготавливают необходимые материалы для монтажа. По заявке владельца дома или квартиры прибор учета устанавливается представителями ПТЭС в присутствии абонента в недельный срок.
Правилами прежде была предусмотрена бесплатная замена и установка существующих электронных электросчетчиков, подключаемых к АСКУЭ, для бытовых потребителей. Тем не менее, это вызывало у жителей немало вопросов. Поэтому в пункт 103 Правил были внесены изменения, уточняющие этот регламент. Речь идет об установке электронных приборов учета взамен существующих (в том числе индукционных) за счет средств ПТЭС. А вот если возникнет необходимость их повторной замены и установки из-за повреждения, выхода из строя, нарушения пломб, они будут производиться ПТЭС с оплатой потребителями стоимости счетчиков и услуг по их установке.
Чтобы снять с жителей нагрузку при проведении поверки электросчетчиков, в пункт 48 Правил внесены изменения, предусматривающие, что она производится ПТЭС в установленные Агентством «Узстандарт» сроки. Потребитель должен при этом оплатить стоимость оказанных услуг. Прежде работники ПТЭС в обязательном порядке только участвовали в этом процессе.
Следует обратить внимание на коррективы, разъясняющие абонентам, что первичная поверка расчетных приборов учета и измерительных трансформаторов до их установки производится Агентством «Узстандарт» за счет средств ПТЭС.