Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.
Статья 42 Конституции Республики Узбекистан.
Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана.
Памятники культуры охраняются государством.
Статья 49 Конституции Республики Узбекистан.
Украшенные резьбой деревянные ворота на одной из улиц махалли «Турко» в Бухаре на первый взгляд мало чем отличаются от других. Зато каждый местный житель знает, что здесь живет уважаемый и известный далеко за пределами округи усто Неъмат Курбанов – достойный продолжатель династии кузнецов, мастер в седьмом поколении, член Ассоциации «Хунарманд».
По признанию мастера, от ремесла он отошел и всем семейным бизнесом сейчас заправляет сын Абдухафиз. «Все-таки годы уже не те. За плечами 56 лет непрерывного трудового стажа. Поэтому сюда захожу, скорее всего, по привычке. Посмотреть, как у сына работа спорится, обсудить текущие дела, если надо, помочь советом», – поясняет Неъмат-бобо.
Вместе с мастером входим в пристроенную к дому небольшую кузницу. «Здесь когда-то работали мой отец усто Мирзохид и дядя усто Миргофиз», – с ностальгией вспоминает Курбанов.
С тех пор кузница пережила «модернизацию». Появилось электрическое освещение, а вместо ручных лемехов установили вытяжку над печью. Но образцы продукции все те же: ручной работы сверкающие наточенными лезвиями серпы, ножи, засовы для дверей, всевозможные детали для плотницких и садовых инструментов.
Ударив несколько раз по металлическому пруту новеньким топором, мастер деловито провел пальцем по лезвию – ни одной зазубрины.
От всего увиденного веет удивительной простотой и своеобразным очарованием. А как иначе. Вы – в «ауре», пропитанной запахом угля и металла, с низким потолком и расставленными в ряд инструментами. Перед вашим взором лишь плоский луч света, пробивающийся сквозь крошечное оконце.
Не секрет, что в далекие времена кузницам приписывали магические свойства, с ними связывали различные поверья. И до сих пор к кузницам с «историей» приходят люди, чтобы получить исцеление от болезней, заказать талисман на удачу. Вот такие причуды хранит память пожилого человека.
В современном мире всевозможных гаджетов и технологических новинок, воплотившихся в товары массового спроса и увлекших нынешнее подрастающее поколение, мастера Курбанова куда больше занимает вопрос сохранения в памяти и по возможности возрождения старинного обряда – посвящение ученика в мастера. Он, кстати, описан в «Уставе кузнецов-медянщиков», который хранится в Бухарском музее кузнечного ремесла.
Озабоченность и желание старого мастера вдохнуть вторую жизнь в вековую традицию можно понять. Ведь по ее канонам прошла его молодость. «Магический» обряд вхождения в профессию был частью его жизни...
Будущих кузнецов приучали к ремеслу с детства. Сначала ученики выполняли простые операции. Постепенно задания усложнялись, и к 15 годам подросток работал наравне со старшими. День его посвящения в мастера объявлялся заранее. При проведении церемонии «Камар басте» по обе стороны от посвящаемого становились старшие по цеху. Трижды обернув стан ученика специальным поясом, они произносили при этом молитвенное заклинание – «Калима». После этого ученик, скрестив руки на груди, выходил на «подиум», держал экзамен перед собравшимися. Ему задавали прописанные в уставе цеха вопросы. По окончании «испытания» молодой мастер в знак уважения дарил наставнику праздничный халат и поясной платок и приглашал всех присутствующих к щедрому дастархану. В этот день на базар торжественно выносили изделия ученика, при этом оглашалось, у какого мастера он приобретал профессиональные навыки.
Наверное, непросто в нашем прагматичном мире возродить старую традицию «посвящения в профессию» и осуществить мечту старого мастера. Но, думается, это нужно сделать. Ведь ремесло кузнеца и сегодня востребовано и пользуется всеобщим уважением.
Амир МАХМУДОВ,
наш соб. корр.
г.Бухара.