В нашем представительстве иностранной компании, занимающейся производством канцелярских принадлежностей, большой штат сотрудников. Трудовые договоры, заключаемые с ними, как правило, друг от друга ничем не отличаются, за исключением той их части, где указывается наименование должности (специальности), на которую принимается сотрудник. Для ознакомления работников с их трудовыми функциями в представительстве разрабатываются должностные инструкции. Предусмотрены ли специальные требования к их содержанию для представительств иностранных коммерческих организаций?
Менеджер по кадровым вопросам.
– Специальных требований к должностным инструкциям представительств в действующем законодательстве не предусмотрено. Вместе с тем исходя из смысла абзаца первого пункта 7 Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 23.10.2000 г. N 410), согласно которому представительство не вправе осуществлять коммерческую деятельность, при составлении должностных инструкций в целях избежания рисков признания деятельности представительства деятельностью в качестве постоянного учреждения нерезидента необходимо учесть ряд рекомендаций.
Исходя из нашего опыта проводимых аудиторских проверок деятельности представительств несоответствующее определение должностных обязанностей может являться основанием для контролирующих органов в признании деятельности представительств коммерческой.
Так, например, большая часть представительств принимает за основу типовые должностные инструкции, которые разработаны и утверждены в головном офисе. В таких инструкциях, так как компания, аккредитовавшая представительство, является коммерческой структурой, употребляются формулировки с использованием таких словосочетаний: «развитие бизнеса» (так как «бизнес» на практике зачастую отождествляется с коммерческой деятельностью), «индивидуальные продажи», «реализация бюджета по ассортименту», «управляющий по продажам», «увеличение объема продаж», «отчет о продажах» и иные формулировки с использованием терминов, присущих коммерческой деятельности. Даже если ваше представительство фактически не осуществляет коммерческой деятельности, наделение ваших сотрудников подобными должностными обязанностями в официально оформленной инструкции и, более того, закрепление обязательности исполнения положений данной инструкции, установленные трудовым договором с сотрудником, повышают вероятность признания осуществления коммерческой деятельности представительством. В этом случае как минимум может быть признано образование постоянного учреждения компании нерезидента, а при наихудшем раскладе – прекращена аккредитация представительства.
Другим достаточно ярким и часто встречающимся моментом является штатное расписание представительства, в котором могут быть утверждены должности, назначение которых явно указывает на коммерческий характер. Так, например, довольно опасно утверждать в представительстве должности товароведа, логистика (снабженца), продавца-консультанта, менеджера по продажам и даже менеджера по работе с клиентами (ведь, согласитесь, какие клиенты могут быть у некоммерческого представительства?).
Ну и в целом функциональные обязанности таких работников по смыслу не должны вызывать сомнения у должностных лиц налоговых органов относительно некоммерческого характера деятельности самого представительства. В этой связи в обязанности работников представительства не следует включать, к примеру, для водителя – деятельность по доставке продукции (товара) до места нахождения контрагента иностранной компании; для финансового менеджера – деятельность по разработке бизнес-плана, а для сотрудников, занимающихся вопросами предоставления продуктов и услуг компании нерезидента, – повышение объема продаж.
Таким образом, во избежание рисков и возможных претензий контролирующих органов, применяя инструкции, разработанные головным офисом компании, следует их пересматривать и адаптировать непосредственно для деятельности представительства. При рассмотрении вопросов штата и должностей также следует применять наименования и цели деятельности сотрудников, сопряженные с некоммерческой деятельностью представительств.
Гузаль ИСЛАМОВА,
председатель правления
аудиторской организации
ООО «BAKER TILLY Tashkent».
Об основных ошибках и рисках, связанных с деятельностью представительств, а также анализ возможностей их избежания вы сможете узнать на семинарах, проводимых совместно компаниями «Norma» и «BAKER TILLY Tashkent» 2 и 9 октября 2013 года. Подробности на сайте norma.uz в разделе «Семинары».