Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 46 / Региональное взаимодействие

От диалога к реальным контрактам

Под таким девизом прошел в Алматы IV Центральноазиатский торговый форум. Его организатор Проект USAID по региональному экономическому сотрудничеству в очередной раз собрал под крышей отеля «Rixos» производителей-экспортеров региона, представителей госорганов, международных и общественных организаций, дипломатических миссий, ведущих международных экспертов, других заинтересованных лиц. Прямое общение сторон и открытый диалог позволили обсудить проблемы и перспективы региональной торговли, а встречи в формате  «b2b» – установить взаимовыгодные деловые контакты. Индикатором эффективности Форума служит рост заинтересованности к нему у предпринимателей. Так, на участие в его  работе поступило более 400 предварительных заявок из стран Центральной Азии*, Пакистана, Афганистана, Латвии, России, Австрии, Германии, Индии и США, а участвовало значительно больше.

 

 

 

Открывая форум, региональный директор миссии USAID в Центральной Азии Джонатан ЭДДЛТОН отметил, что девиз этого года подчеркивает важность  прагматических подходов к достижению конкретных результатов. Он привел несколько примеров успеха участников прошлогод­него Форума. Так, Алишер Абдуллажонов, учредитель узбекистанской компании «Voolenteks», благо­даря деловым контактам, установленным в Алматы, под­писал три контракта на 2 миллиона долла­ров США – и увеличил производство гипсокартона более чем в три раза.

На стартовом пленарном заседании «Перспективы развития торговли для стран Центральной Азии» было отмечено, что каждая страна региона заинтересована в расширении потенциала экономического развития. Этим целям служат национальные программы развития экспорта. Так, представитель ТПП РУз Фаррух Валиев проинформировал о стимулировании экспорта товаров и либерализации внешнеторговой деятельности в нашей стране, предоставляемых малому бизнесу льготах и преференциях.

Трибуна пленарки была предоставлена представителям госорганов стран ЦА. А вот в развернувшейся после этого дискуссии перспективы развития торгов­ли в регионе оценивали предприниматели. И их оценки порой были достаточно жестки.

– Подобные встречи свидетельствуют об интересе, который проявляют госорганы к диалогу с бизнесом, – отметил председатель совета директоров казахстанского холдинга «Raimbek Group» Раимбек Баталов. – Причем одна из самых интересных тем –  государственно-частное партнерство в рамках интерактивной деловой площадки. Ведь это непросто, но важно обмениваться информацией о том, как работают предоставленные бизнесу преимущества, решения по снятию административных барьеров, проблемах, с которыми приходится сталкиваться при торговле с соседними странами.

 

 

 

По мнению предпринимателя, Центральноазиатский регион интересен для развития бизнеса, но существуют серьезные проблемы, связанные с логистикой, административными барьерами, недостаточным знанием рынка. Он их озвучил, выразив надежду, что конструктивный диалог сторон позволит преодолеть эти трудности.

Программа Форума предусматривала пять специализированных семинаров, заседание шести тематических круглых столов и итоговой группы по актуализации вопросов участников «Оптимизация экспорта или какие сложности возникают при выходе на экспорт». Все они были подчинены одной цели – стратегическим инициативам, определяющим инструменты развития и расширения экспортного потенциала стран региона.

 

НАЗВАНЫ ПОБЕДИТЕЛИ

По традиции первый день Форума завершило торжественное награждение победителей конкурса «Лучший экспортер в Центральной Азии–2014» в номинациях этого года «Объем экспортных поставок», «Поставки на развитые рынки», «Лучший выставочный стенд». Ими стали две компании из Казахстана и одна из Таджикистана.

Уместно вспомнить, что по итогам прошлогоднего конкурса в числе победителей были два узбекистанских представителя. В номинации «Самый динамично развивающийся экспортер ЦА–2013» – ООО «Muruvvad Teks» (текстиль), а крупнейшим экспортером ЦА–2013 была признана ГАК «Узбекенгилсаноат».

На Форуме–2014 также были вручены благодарственные сертификаты за содействие развитию экспорта в Центральной Азии около десяти участникам. Из них трое представляли нашу страну: Ассоциация международного бизнеса и технологий Узбекистана, Центр агро информации-инновации при Совете фермеров и спецкор нашей редакции.

 

«ОСТРЫЕ УГЛЫ» КРУГЛЫХ СТОЛОВ

Обсуждения за круглым столом вызвали эффективный диалог заинтересованных сторон, создали оптимальные условия для анализа проблем, конкретизации выводов и выработки предметных рекомендаций.

Экономические коридоры и их влияние на торговлю в ЦА – тема одного из круглых столов, вызвавшая жаркую дискуссию среди его участников. О создании «экономического пояса» Шелкового пути, который откроет новые возможности для развития торговли в регионе, размышлял в своей презентации национальный секретарь ТРАСЕКА от Узбекистана, заместитель генерального директора ООО «Интеллектуальные транспортные системы – Центральная Азия» Абдулла Хашимов. По его мнению, реализация этого проекта позволит упростить торговлю и инвестирование, ликвидировать многие торговые барьеры; снизить издержки; повысить скорость и качество экономических операций в регионе; имплементирует и, возможно, расширит апробированную компаниями Китая и Российской Федерации практику расчетов национальными валютами. Уже сейчас активно формируются интегрированные центры логистики: «Достык» / «Алашанькоу», «Хоргос», «Навои», «Ташкент», «Ангрен», «Термез», «Хайратон», «Сугд», «Душанбе», «Иркештам», «Карасуу», «Ош», «Дордой», «Туркменбаши» и другие современные караван-сараи. По прогнозам, будут детализированы соглашения об охране инвестиций; развиваться трансграничное сотрудничество. А Китай начнет продвигать проекты вертикальной интеграции в нефтегазовой сфере, наращивать сотрудничество в сфере альтернативных источников энергии, участвовать в новых отраслях, которым правительства стран ЦА придают стратегическое значение. А. Хашимов считает, что создание «экономического пояса» открывает предпринимателям региона широкие возможности для увеличения торгового оборота; привлечения инвестиций, высоких технологий; модернизации, технического и технологического обновления. Крупные проекты открывают перспективы частному бизнесу во всех сферах.

По мнению директора ННО «Центр содействия экономическому развитию» Юлия Юсупова (Узбекистан), главная задача стран ЦА – убрать барьеры на пути торговли и движения грузов внутри самого региона. А их здесь много. В частности, сложность прохождения грузов через границу, административные препоны (различные сертификаты и разрешения, завышенные требования к стандартам качества и пр.), порождающий высокую стоимость транспортировки грузов монополизм в сфере перевозок, установление акцизов на импорт, существование между отдельными странами визовых режимов. Все это мешает как взаимной торговле, так и эффективному использованию ее возможностей с третьими странами.

Участники были единодушны в том, что развитие торговли в регионе дает больше возможностей для разделения труда и усиления конкуренции внутри национальных экономик. Устранение барьеров позволит кооперировать бизнес стран региона,  активизирует создание конкурентоспособных производств, кластеров, использующих наработки, конкурентные преимущества участников из разных стран. Уже сейчас у них имеются производства, которые могли бы взаимно дополнять друг друга при выходе на новые рынки.

 

 

 

ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА

Участников этого круглого стола проинформировали о действующих проектах по развитию транспорта и логистики, транспортных коридорах Таджикистана, организации приема и перевалки грузов узла «Хайратон» (Узбекистан), транзитном потенциале Казахстана. Так, мониторинг перевозки грузов в страны ЦА и Афганистан выявил разрозненность региональной транспортной сети и ухудшение инфраструктуры, высокие транспортные издержки и длительность поездок, ограниченные объемы внутрирегиональной и транзитной торговли. Участники констатировали, что развитие транзитного потенциала региона возможно лишь при скоординированном участии всех государств, бизнеса и международных организаций. Чтобы маршруты Великого шелкового пути опять превратились в артерии мощных транспортных потоков, необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон. С этой целью были подготовлены проект Плана действий по развитию транспорта и логистики в регионе и рекомендации.

 

ОРГАНИКА И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

стали темами двух других тематических круглых столов. Рост спроса на органические товары в развитых странах открывает большие перспективы для их экспорта в Центральной Азии, имеющей огромный потенциал для производства и экспорта экологически чистой продукции. Уже сегодня на международном рынке пользуются успехом хлопок и сухофрукты из Кыргызстана, Таджикистана, зерно из Казахстана, дикорастущие культуры из Узбекистана. Растет спрос на органическую продукцию и на внутренних рынках. К примеру, в Казахстане успешно эту нишу осваивают более 10 специализированных магазинов. Рост интереса потребителей к здоровым и качественным продуктам питания и в нашей республике отметили аграрии, представлявшие Совет фермеров Узбекистана. Однако развитие органического сельского хозяйства тормозит ряд проблем, связанных с несовершенством законодательства, отсутствием стандартов. Эксперты этого круглого стола не только рассказали об опыте перехода сельских поселений на принципы заботы об экологии и окружающей среде при производстве продукции, но и представили наработки по созданию единых центральноазиатских стандартов для органической продукции, расчеты экономической эффективности производства.

Немалый интерес вызвал круглый стол, обсуждавший вопросы конкурентоспособности продукции легкой промышленности. Его участники говорили о развитии франчайзинга, маркетинга и брендинга. Президент ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова предложила создать Союз дизайна и моды Центральной Азии. Она отметила, что он очень нужен региональному рынку, ведь дизайнеры, конструкторы, технологи легкой индустрии сегодня работают каждый сам по себе, обучаются самостоятельно. Порой они выезжают на отраслевые мероприятия в другие страны. Но небольшие компании нечасто могут себе это позволить. Объединение в рамках ЦА позволит проводить семинары, мастер-классы, шоу-показы. Это поможет участникам подняться на новый уровень. И, надо сказать, настоящим украшением торжественной церемонии открытия Торгового форума стал показ коллекций одежды ведущих производителей Казахстана.

 

 

 

ФАРМАЦЕВТИКА

– Фармацевтическая индустрия переживает геостратегическое смещение с рынков развитых стран на развивающиеся, – отметил модератор круглого стола, президент ассоциации представительств иностранных фармкомпаний в РК Вячеслав Локшин. На сессии, посвященной фармацевтическому рынку региона, обсуждались вопросы выхода на единый фармацевтический рынок ЕАЭС, гармонизации требований к качеству продукции, снижения временных и финансовых издержек, интеллектуального взаимодействия в создании новых препаратов, взаимодействия профессиональных ассоциаций. Речь шла и о взаимном признании регистрации лекарственных препаратов, производимых в регионе, сложностях выхода на другие рынки. Чтобы конкурировать на них, препараты должны соответствовать стандарту и признаваться в других странах. Компаниям следует уделять больше внимания маркетинговой политике продвижения, прозрачности отношений, интересам потребителей и пациентов.

С презентацией «Современные перспективы развития и инвестиционный потенциал фармацевтической промышленности Республики Узбекистан» выступил советник председателя правления ГАК «Узфармсаноат» Жамолитдин Нажмитдинов. Сегодня в республике лекарства производят 87 предприятий, 34 из них принадлежат ассоциации. Он рассказал о привлекательности фармацевтической отрасли для иностранных инвесторов, льготах и преференциях для них. Так, к примеру, освобождаются от НДС и таможенных платежей производимые и реализуемые лекарственные средства и медицинские изделия; импорт сырья и материалов для фармпроизводства, а установленное технологическое оборудование – от налога на имущество. Участников заинтересовала информация о реализуемых в республике инвестиционных проектах по производству психоневрологических лекарств; противоопухолевых препаратов; вакцин; препаратов крови; детских лекарств в виде сиропов; препаратов для лечения эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

 

ЛИЦОМ К НОВЫМ РЫНКАМ

Еще одной славной традицией Форума стали семинары, проводимые авторитетными международными экспертами. Услышав об именах презентаторов, на них стараются попасть бизнесмены, даже не участвующие в работе Форума.

Завидев эксперта по экспортной торговле Максимилиана Федингера (Австрия), один из них громко воскликнул: «Тот самый Федингер!». Да, тот самый Федингер, более 22 лет предоставляющий тренинговые и консультационные услуги международным компаниям, правительствам и государственным структурам. В Алматы он провел семинар «Объемы или добавленная стоимость: возможности Центральной Азии в условиях постоянно изменяющейся среды». Проанализировав первую пятерку экспортных товаров каждой страны региона, Федингер показал, что основной экспорт Центральной Азии базируется на природных ресурсах. Промтовары в основном производятся на давно существующих предприятиях и отраслях, сфера обслуживания развита недостаточно для поддержки устойчивого развития предприятий. К тому же на мировом рынке товары из Центральной Азии малоизвестны. И что же дальше? Эксперт на ярких примерах ответил: добавьте вашему товару стоимости, создайте бренды, найдите международных партнеров, лоббируйте поддержку инноваций, работайте над престижем страны.

 Весьма полезным оказался семинар «Шесть шагов к успеху в экспорте», который провел Томас Хюбнер из Германии. В частности, он рассказал, с какими проблемами сталкиваются предприниматели при выходе на новые рынки и как их решать.

Презентация международного эксперта США Игоря Артемьева была посвящена разработке экспортных стратегий предприятиями обрабатывающей промышленности Центральной Азии. Он осветил некоторые аспекты рейтинга «Doing Business», существенным компонентом которого является индикатор «Международная торговля». Рассказал об опыте его улучшения странами, не имеющими выхода к морю. Региональное взаимодействие, повышение прозрачности процедур снижают затраты ведения ВЭД. Так, ускорение выполнения контрактов прямо влияет на экономический рост и инвестиции.

 

НЕСКУЧНЫЙ КОНСАЛТИНГ

– Роль консалтинга и исследований в экспортном бизнесе явно недооценена, – считают представители консалтинговых компаний. По их мнению, качественный консалтинг помогает решить многие внешнеторговые задачи экспортеров. На семинаре спикеры, эксперты с реальным опытом работы и их клиенты наглядно продемонстрировали, как консалтинг и исследования могут повысить эффективность бизнеса. Участники секции вместе с экспертами выделили наиболее актуальные вопросы и выработали варианты их решения. Это была самая многочисленная сессия, и скучать на ней никому не пришлось!

Столь же информативно насыщенным был и семинар «Качество и конкурентность экспортной продукции».

 

ВЫСТАВКА

Участники Форума смогли рассказать о себе на интерактивной выставке Trade Show. Ее посетители посмотрели их продукцию, поучаствовали в дегустации товаров, получили информационные буклеты, проконсультировались у экспертов. На выставке были представлены текстильная и швейная отрасли, фармацевтическая продукция, дизайн и производство одежды, войлочных изделий, пищевая промышленность, производство, переработка и дистрибуция сельхозпродукции и услуг, консалтинг, оптовая и розничная торговля, логистика и грузовые перевозки, строительство, технологии и др.

В ней приняли участие более 60 компаний из Центральной Азии, Афганистана и Пакистана. Шесть из них представляли Узбекистан. Один стенд – фермерские хозяйства, остальные – компании «Dursun Plus Textile», «Cotton Fashion», «Sanita Farm», «Nyumaks Technology» и «Original Gold Keramik».

Здесь впервые присутствовали компании пищевой промышленности и сельского хозяйства, транспортно-логистических услуг Латвии. Латвийские предприниматели смогли встретиться в формате business-to-business с предпринимателями ЦА, Афганистана и Пакистана. Почетный консул Латвии Кукелис Каспарс на одном из заседаний круглого стола сообщил, что одним из важнейших внешнеторговых и политических приоритетов Латвии на 2014/2015 годы является Центральная Азия. Его страна создала самый благоприятный режим для предпринимателей в торговом и транспортном бизнесе. Его составляющие – простота учреждения компаний, упрощенное налогообложение, возможность переработки сырья в продукцию происхождения ЕС, перспективы получения вида на жительство.

 

 

ИТОГИ

Форум показал, что Центральноазиатский рынок экспорта испытывает ряд актуальных проблем. Их надо обсуждать и решать совместно, налаживая диалог друг с другом. С этим утверждением согласны представители госорганов, международных организаций, эксперты и, конечно же, многочисленные представители бизнеса. По их мнению, подобные мероприятия крайне необходимы, они дают много новых знаний и информации для размышления. То, что Форум не является проходным событием, подтверждают и жаркие споры, разгоравшиеся как на заседаниях круглых столов и семинарских занятиях, так и за их пределами.

 

P.S. Группа бизнесменов и фермеров по окончании Форума под эгидой Ассоциации международного бизнеса и технологий отправилась в ознакомительный тур по Казахстану. При содействии Посольства РК в Узбекистане для них была организована встреча в акимате Алматы, участниками которой стали представители Национальной палаты производителей, Фонда поддержки предпринимателей «Даму». Надо отметить, что в сопредельной республике наша сельхозпродукция пользуется повышенным спросом. Вторая казахстанская столица является одним из основных «перевалочных» пунктов, откуда узбекские фрукты и овощи направляются в другие регионы Казахстана и России. Поэтому казахстанская сторона выразила заинтересованность в поставках строительной, химической, пищевой продукции, а также в участии производителей из Узбекистана на различных международных выставках, проводимых в Алматы и Астане. Участники бизнес-тура посетили Парк информационных технологий и один из крупнейших в Алматы супермаркетов, входящий в популярную сеть «Метро». По итогам поездки были установлены новые контакты и деловые связи, в том числе с ассоциациями предприятий легкой и пищевой промышленности, Союзом транспортно-логистических ассоциаций Казахстана.

 

Таким Торговый форум увидела наш спецкор
Гульнора АБДУНАЗАРОВА.

 


 

*Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан. 

Прочитано: 2049 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA ONLINE», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 26.02.2016г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «NORMA ONLINE», 2007-2017 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика