Norma.uz
Газета НТВ / 2024 год / № 15 / Юридические консультации

Болезнь главбуха и налоговые проверки

 

Главный бухгалтер предприятия не вышел на работу по состоянию здоровья, больничный лист делает эту причину уважительной. Либо, зная, что должна начаться налоговая проверка, главный бухгалтер умышленно уходит на больничный, чтобы выиграть время. И в том, и в другом случае у него – уважительная причина.

Будет ли это основанием для переноса сроков проведения проверки?

 

– Применимо к данной ситуации разберем каждый вид налогового контроля.

 

Камеральная проверка

Общий механизм этой проверки следующий: все сведения (отчеты, статистические данные, информация от других госорганов, СМИ, материалы проверок и нарушений) вводятся в автоматизированную информационную систему (п. 7 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 1 от 07.01.2021 г.). Перед тем как назначить камеральную проверку, налоговые органы могут провести в отношении предприятия предпроверочный анализ, но это необязательно. Фактически это автоматизированная процедура сопоставления вашей налоговой отчетности с другой информацией, имеющейся у налоговых инспекторов (ч. 3 ст. 138 НК). Человеческий фактор практически минимизирован.

Камеральную проверку проводят по месту нахождения налоговой инспекции. А это значит, что отношения с инспектором, чаще всего, ограничиваются электронным документооборотом через персональный кабинет и присутствие главного бухгалтера не обязательно. На все возникающие вопросы бухгалтер может ответить удаленно или через других сотрудников бухгалтерской службы.

 

В налоговом законодательстве не указана обязанность налоговых инспекторов уведомлять вас о камеральной проверке. Однако у всех контролирующих органов, в том числе налоговых, имеется обязанность уведомлять предприятие не позднее чем за 10 рабочих дней о любых проверках, проводимых на основании результатов электронной системы «Риск-анализ» (п. 2 N ПП-374 от 13.09.2022 г.). При этом Налоговый кодекс заблаговременное извещение налогоплательщика о камеральной налоговой проверке не предусматривает (ст. 138 НК).

 

Далее рассмотрим все мероприятия, которые проверяющие могут провести в рамках камеральной проверки, и насколько необходимо участие в них главного бухгалтера:

• при истребовании документов и информации о вашем предприятии у третьих лиц участие бухгалтера не предусмотрено;

• снятие показаний свидетелей проводится без участия главного бухгалтера;

• при привлечении экспертов, специалистов и переводчиков главный бухгалтер не нужен.

 

Выездная проверка
и налоговый аудит

Это два вида налогового контроля, которые, в отличие от камеральной проверки, проводятся по месту нахождения проверяемого предприятия (ст.ст. 139, 140 НК). В их рамках проверяется конкретное обязательство налогоплательщика (выездная проверка) или вообще правильность исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период (аудит).

Выездная проверка и налоговый аудит для проверяющих – это инструмент для выявления серьезных налоговых правонарушений у налогоплательщиков. То есть основное отличие от камеральной проверки в том, что в данном случае факт налогового правонарушения повлечет за собой финансовые санкции.

При выездной проверке и аудите присутствие руководителя бухгалтерской службы можно считать обязательным и его болезнь, на первый взгляд, может послужить основанием для переноса сроков проверки.

Пункт 31 Положения о порядке проведения контролирующими органами проверок и профилактических мероприятий в деятельности субъектов предпринимательства предусматривает подобный перенос. Но продление сроков проверки и ее перенос должны происходить в соответствии с установленным порядком и только по обоснованному обращению контролирующего органа.
А налогоплательщик не может быть инициатором ни переноса, ни продления. Также для переноса требуется согласование нового срока с уполномоченным органом (п. 29 N ПП-374 от 13.09.2022 г.).

Ни Налоговый кодекс, ни другие нормативные документы, регулирующие налоговый контроль, не устанавливают перечень причин, по которым возможен перенос. И тем более нет конкретных указаний, что при отсутствии главного бухгалтера налоговая проверка должна или может быть перенесена.

В свою очередь, мы знаем, что предприятие, в котором по штатному расписанию предусмотрена должность главного бухгалтера, осуществлять свою деятельность без него не может, а это значит, что кто-то должен исполнять его обязанности, чтобы не парализовать деятельность предприятия. Отложить не получится ни текущую работу (счета-фактуры, текущие платежи, доверенности, регистрация необходимых документов и т. д.), ни проверку персонального кабинета налогоплательщика, чтобы не пропустить направленного требования или письма от налогового органа, так как сроки, отведенные Налоговым кодексом для ответа, не изменятся из-за болезни бухгалтера. Трудовым же законодательством урегулирована процедура замены отсутствующего по болезни сотрудника на временно исполняющего его обязанности. Такая замена происходит на основании приказа руководителя предприятия. И получается, что назначенная на определенный срок налоговая проверка пройдет в установленные изначально сроки. Наличие листка нетрудоспособности у главного бухгалтера не спасет вас от проверки даже на время. А при камеральной проверке по вызову в налоговую инспекцию пойдет сотрудник, временно исполняющий обязанности главного бухгалтера.

Такое же правило действует, если главный бухгалтер находится в командировке, отпуске или отсутствует по неизвестной причине.

 

Лицо, временно исполняющее обязанности главного бухгалтера, несет полную ответственность как должностное лицо, несмотря на то, что по основной своей работе должностным лицом не является. В период замещения исполняющий обязанности главного бухгалтера считается должностным лицом со всеми вытекающими последствиями.

 

А вот приостановить проверку можно, но сделать это вправе только контролирующий орган, если у него будут на это достаточные основания:

• невозможность участия руководителя проверяемого налогоплательщика в проверке;

• непредставление необходимых документов;

• отсутствие отраслевых специалистов.

Для этого контролирующим органом издается приказ (решение, распоряжение), который согласуется с уполномоченным органом (п. 29 Положения, прил. к N ПП-374 от 13.09.2022 г.). Сказать же точно, считается ли главный бухгалтер отраслевым специалистом или нет невозможно, так как разъяснений по этому вопросу в законодательстве нет. Скорее всего, отраслевой специалист в данном случае – специалист в какой-либо отрасли, необходимый для проведения проверки. Главный бухгалтер здесь не имеется в виду.

Вот и получается, что болеет или не болеет главный бухгалтер – налоговый орган все равно проведет проверку в установленный срок.

 

СИТУАЦИЯ. Нарушены сроки сдачи отчетов из-за болезни бухгалтера 

В сентябре 2023 года из-за ухудшения здоровья и невыхода на работу на основании больничного листа главного бухгалтера организация поздно представила налоговую отчетность, за что был наложен штраф.

Можно ли оспорить данный штраф?

Ни Налоговый кодекс, ни другие нормативные документы, регулирующие налоговый контроль, не устанавливают перечень причин, по которым можно нарушать сроки сдачи налоговой отчетности. И тем более нет конкретных указаний, что при отсутствии главного бухгалтера налоговая отчетность может не сдаваться. Не нужно забывать, что для сдачи отчета законодательством определен период, а не один день. Поэтому даже при болезни можно успеть заменить заболевшего сотрудника либо руководителю самому сдать отчеты, если, конечно же, бухгалтер не оставил сдачу отчета на последний день.

Трудовым же законодательством урегулирована процедура замены отсутствующего по болезни сотрудника временно исполняющим его обязанности. Наличие листка нетрудоспособности у главного бухгалтера не спасет от штрафных санкций за пропущенные сроки. Исходя из этого нет смысла обращаться ни в вышестоящий налоговый орган, ни в суд, чтобы обжаловать наложенный штраф.

Но в данной ситуации штрафную санкцию можно обжаловать по другим основаниям, если налогоплательщик успел исправить свое нарушение в течение 30 дней (сдать отчет, уплатить налог и т. д.). Так как с 4 октября 2023 года вступила в силу новая норма статьи 271 КоАО, которая гласит, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато и подлежит прекращению, если должностные лица или работники субъекта предпринимательства, впервые совершившие правонарушения, предусмотренные частями 1, 2, 5 статьи 175 КоАО, добровольно устранили допущенные нарушения и возместили причиненный ущерб в 30-дневный срок с момента обнаружения правонарушения, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан.

На этом основании можно обжаловать действия сотрудников налоговых органов и штраф в описанной ситуации.

 

 

Гулнора НИЗАМУТДИНОВА,

начальник управления Налогового комитета,

Элеонора МАЗУРОВА,

адвокат, эксперт «Нормы».

Прочитано: 180 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика