Norma.uz
Газета НТВ / 2020 год / № 04 / Актуально!

Экологическая повестка: сегодня, завтра будет поздно

 

Год назад, 24–25 января, в Ташкенте прошла 6-я Конференция высокого уровня Европейский Союз–Центральная Азия по сотрудничеству в области окружающей̆ среды и водных ресурсов. На ней стороны подтвердили необходимость продолжать конструктивный диалог и укреплять сотрудничество для решения проблем, связанных с растущими угрозами и серьезными последствиями, возникающими вследствие изменения климата и ведущими к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, разрушению уникальных экосистем, дефициту водных ресурсов, способных подорвать энергетическую, продовольственную и экологическую безопасность каждой страны.

 

 

Современное развитие Центральной Азии, взаимодополняемость экономик, потребность в объединении потенциала стран, отсутствие фундаментальных противоречий создают объективные предпосылки для последовательной реализации экологических проектов в рамках Новой Стратегии ЕС в отношении Центральной Азии. Это созвучно проводимому в нашей стране комплексу демократических и социально-экономических реформ, в ходе которых Узбекистан достиг определенных результатов во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. В том числе в облас­ти обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения экологической обстановки.

 

 

Нормативно-правовая база

 

Указом Президента N УП-5863 от 30.10.2019 г. утверждена Концепция охраны окружающей среды Рес­публики Узбекистан до 2030 года. В ней определены меры по сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов; по устойчивому использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность; по расширению охраняемых природных территорий; по обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ; по совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами. И что немаловажно, предусмотрены повышение прозрачности деятельности госорганов в сфере охраны окружающей среды и усиление роли гражданского общества.

Концепция реализуется поэтапно на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров на 3-летний срок «дорожных карт» исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений охраны окружающей среды на конкретный период. Вести мониторинг их исполнения поручено Госкомитету по экологии и охране окружающей среды.

Климатические процессы не признают госграниц, уменьшить их негативные последствия возможно только в рамках международного сотрудничества, поэтому присоединение Узбекистана к Парижскому соглашению ООН по климату (Париж, 12.12.2015 г., ратиф. ЗРУ-491 от 2.10.2018 г.) стало логическим шагом, отражающим приоритеты экологической политики нашей страны.

В целях выполнения обязательств Узбекистана по Парижскому соглашению постановлением Президента N ПП-4477 от 4.10.2019 г. утверждена Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019–2030 годов.

Основные задачи перехода респуб­лики к «зеленой» экономике совпадают с целевыми установками Платформы сотрудничества ЕС–ЦА в сфере окружающей среды и водных ресурсов. Они ориентированы на повышение энергоэффективности базовых отраслей экономики; на развитие использования возобновляемых источников энергии; на адаптацию и смягчение последствий изменения климата, повышение эффективности использования природных ресурсов и сохранение природных экосистем; на разработку финансовых и нефинансовых механизмов поддержки «зеленой» экономики. В Стратегии обозначено укрепление международного сотрудничества в этом направлении, в том числе путем заключения двусторонних и многосторонних договоров.

 

Наша страна является частью всемирного движения по смягчению и ослаблению современных экологических вызовов, таких как разрушение озонового слоя, изменение климата, предотвращение опустынивания и деградации земель.

Республика Узбекистан присоединилась к Венской конвенции об охране озонового слоя (Вена, 22.03.1985 г.) и к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16.09.1987 г.).

Стратегическим направлением соблюдения выполнения международных обязательств Монреальского протокола для Узбекистана является полное прекращение к 2030 году потребления гидрохлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой планеты.

Узбекистан является стороной Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (Нью-Йорк, 9.05.1992 г.) с 1993 года. Киотский протокол к данной Конвенции был подписан в 1998 году и ратифицирован в 1999-м, а Парижское соглашение подписано в 2017 году и ратифицировано в 2018-м.

 

Изменение климата – это глобальная проблема, но в Центральной Азии последствия климатических перемен ощущаются гораздо жестче, чем в других регионах планеты. Связано это  с гибелью крупнейшего водоема на планете Аральского моря как экосистемы.

К тому же ресурсоемкость и интенсивное природопользование в регионе обусловили формирование ряда общих экологических проблем.

 

 

Водные ресурсы

 

Самым крупным водопотребителем в Узбекистане, как и в других странах ЦА, является сельское хозяйство.

Из-за неравномерности распределения запасов пресных подземных вод в западных районах республики ощущается острый дефицит питьевой воды (Каракалпакстан, Хорезмская и Бухарская области, западные районы Самаркандской, Кашкадарьинской, Джизакской, Сурхандарьинской областей). Интенсивное развитие ирригации, сбросы коллекторно-дренажных, а также загрязненных вод промышленных предприятий в водные источники привели к существенному росту загрязнения поверхностных и связанных с ними подземных вод.

По данным Узгидромета, водотоки республики в основном относятся ко II и III классам чистых и умеренно загрязненных вод. Увеличение сброса загрязняющих веществ в водные объекты ведет к загрязнению открытых водотоков и, как следствие, наносит непоправимый ущерб водной флоре и фауне, а также влияет на здоровье населения.

Сегодня водный баланс центральной части Аральского моря несбалансирован вследствие ограниченного, а в отдельные годы отсутствия стока реки Амударья, в результате чего в маловодные годы водоем полностью пересыхает.

Чтобы улучшить состояние водных ресурсов, Концепцией предусмотрены, в частности, реконструкция и восстановление коллекторно-дренажной сети в целях мелиоративного улучшения земель, а также строительство новых водохранилищ для повышения водообеспечения орошаемых земель, увеличение площади лесопосадок на узбекской стороне высохшей части дна Аральского моря и другие мероприятия.

На высохшем дне Аральского моря на территории Узбекистана для смягчения экологических последствий Аральской катастрофы семенами саксаула засеяно 461 тыс. га, на площади 1,1 млн га подготовлены условия для высадки саженцев солеустойчивых растений.

В сфере охраны от истощения и загрязнения водных ресурсов запланировано сократить потери воды в коммунальной сфере, а также удельное водопотребление в сельском хозяйстве; стимулировать оснащение очистными сооружениями и широко внедрять оборотный цикл водоснабжения в промышленности; увеличить охват населения централизованной системой канализации.

 

 

За чистоту атмосферы

 

В Концепции указано, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в республике являются предприятия металлургии, энергетики, производства строительных материалов, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, а также автотранспорт. В нашей стране, по данным Государственного цент­ра экологической сертификации и стандартизации, насчитывается более 3 500 производственных предприятий с 99,5 тыс. постоянными и 2 816 млн передвижными источниками загрязнения, такими как автомото­транспортные средства.

Если с 1991-го по 2006 год общее количество выбрасываемых ими в атмосферу загрязняющих веществ уменьшилось почти вдвое (с 3,81 млн до 1,92 млн тонн), то с 2010 года в последующие 8 лет этот показатель увеличился почти в 1,3 раза и составил 2,442 млн тонн в 2018-м. 65 % от этого объема, или 1,56 млн тонн, приходится на долю автомототранспортных средств. В крупных городах, таких как Ташкент, их доля в объеме выбросов достигает 80 %.

Для снижения загрязнения атмосфе­ры Указом N УП-5863 запрещено:

  • с 1.01.2020 г. вводить новые мощности по производству моторного топлива экокласса ниже «Евро–4»;
  • с 1.01.2022 г. помещать под таможенный режим «Временный ввоз» и «Выпуск для свободного обращения (импорт)»:

моторное топливо экологического класса ниже «Евро–3», а с 1.01.2023 г. – ниже «Евро–4»;

в целях эксплуатации и реализации – колесные транспортные средства категорий «М» и «N», оборудованные газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичнос­ти которых не соответствует требованиям экокласса «Евро–4».

Роль зеленых насаждений невозможно переоценить. В теплые и солнечные дни деревья и кустарники в процессе фотосинтеза поглощают 220–280 кг углекислого газа из воздуха и производят 180–220 кг свободного кислорода. С 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020-го в нашей стране введен мораторий на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд.

Постановлением Кабинета Министров N 737 от 5.09.2019 г. утверждено Положение о мониторинге окружающей природной среды в Республике Узбекистан. Им предусмотрено к 1 января 2021 года внедрить Единую геоинформационную базу данных системы мониторинга окружающей природной среды. К этому же сроку планируется установить автоматические станции по отбору и анализу проб на источниках загрязнения атмосферного воздуха вновь вводимых хозсубъектов высокого риска воздействия на окружающую природную среду, а также стационарные пункты наблюдения (посты) на прилегающей к ним территории.

Текущий уровень загрязнения атмосферного воздуха, а также перспективы дальнейшего увеличения объемов выбросов делают необходимыми разработку и реализацию мероприятий по диверсификации источников электрической и тепловой энергии. В частности, Концепцией предусмотрено:

  • увеличить долю возобновляемых источников электроэнергии в общей структуре генерирующих мощностей;
  • стимулировать меры в области повышения энергоэффективности зданий, поощрять использование низкоуглеродных технологий (тепловых насосов, возобновляемых источников энергии) и более чистых видов топлива в индивидуальных домохозяйствах;
  • перевести транспорт на газобаллонное топливо, электротягу и другие альтернативные виды топлива, а также организовать соответствующую дорожную инфраструктуру;
  • принять до 2030 года стандарты колесных транспортных средств, а также моторного топлива эко­класса «Евро–6»;
  • обеспечить применение на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха вновь вводимых в эксплуатацию производственных мощностей пылегазоулавливающих установок с эффективностью не ниже 99,5 %, действующих – не ниже 95 %;
  • создание кадастров выбросов загрязняющих веществ, в том числе по секторам экономики.

Узбекистан ратифицировал Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (N ЗРУ-535 от 8.05.2019 г.). Конкретные практические шаги отражаются в планах выполнения обязательств, которые каждое государство-участник разрабатывает и в течение 2 лет после вступления для него в силу документа направляет Конференции Сторон – органу, специально учрежденному этим международным договором. В связи с этим Указом N УП-5863 предусмотрены разработка, принятие и реализация Национального плана действий по выполнению требований Стокгольмской конвенции.

 

 

В контексте сотрудничества ЕС–ЦА

 

Платформа сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и водных ресурсов была принята на Конференции высокого уровня ЕС–ЦA в Риме (Италия) в 2009 году. Она представляет собой рамки сотрудничества для реализации Стратегии ЕС для Центральной Азии, согласованной с государствами ЦА. Приоритеты Платформы были впервые согласованы на 3-й Конференции высокого уровня ЕС–ЦА в Риме в 2009 году и впоследствии подтверждены на конференциях высокого уровня в Бишкеке (2013 г.), Милане (2015 г.) и Ташкенте (2019 г.).

Европейский парламент и Совет 19 июня 2019 года опубликовали новую Стратегию ЕС в отношении Центральной Азии и приняли Совместное коммюнике «ЕС и Цент­ральная Азия: новые возможности для более крепкого партнерства». Стратегия содержит 3 взаимосвязанных приоритета: «Партнерство для устойчивости», «Партнерство для процветания» и «Работать лучше вместе». Конкретные цели по повышению устойчивости окружающей среды, климата и водных ресурсов включены в приоритет «Партнерство для устойчивости».

Концепцией охраны окружающей среды Республики Узбекистан на период до 2030 года определен ряд мер, реализация которых, безусловно, поспособствует расширению усилий стран ЦА для совместного решения общих для региона вызовов. В частности, развитие и совершенствование договорно-правовых основ с сопредельными государствами в области:

  • снижения рисков воздействия химических, биологических, радиологических материалов;
  • формирования реестра трансграничных экологических проблем и систем их мониторинга, проведения совместной оценки воздействия на окружающую среду приграничных объектов, разработки показателей раннего оповещения;
  • создания трансграничных охраняемых природных территорий;
  • совместной разработки и принятия единых нормативов, стандартов качества окружающей среды, а также подготовки специалистов в области охраны окружающей среды по единой методике для стран региона;
  • управления бассейнами трансграничных рек и создания единой комплексной системы мониторинга  трансграничных поверхностных водотоков Центральной Азии.

Эти меры совпадают и с приоритетными задачами Стратегии ЕС. Оно и понятно: повестка дня для всех едина – экологическая.

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.

 

Прочитано: 2327 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика