Norma.uz
Газета Норма / 2017 год / № 3 / Актуально!

Завышение цен на лекарства опасно для бизнеса

 

С 1 января 2017 года на фармацевтическом рынке в Узбекистане произошли существенные перемены. Оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медназначения, как ввозимых по импорту, так и закупаемых у отечественных производителей, осуществляется с применением предельных торговых надбавок, определяемых независимо от числа посредников, участвующих в поставках, в следующих размерах: для оптовой продажи – не более 15% от покупной стоимости, для розничной реализации – не более 20% от предельной оптовой цены.

 

Это предусмотрено постановлением Президента «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (№ПП-2647 от 31.10.2016г.). Ни одна аптека или оптовая структура не имеет права продавать лекарства, применяя надбавки выше установленных максимальных. Их завышение, как и нарушение других требований ПП-2647, может быть опасно для бизнеса: повлечь за собой лишение лицензии, административную и уголовную ответственность.

Комплекс мер, предусмотренных документом, нацелен на государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, улучшение обеспечения ими населения.

 Напомним, что введение новых предельных торговых надбавок было предпринято для установления единого, более гибкого и прозрачного порядка ценообразования на лекарства. До этого импортные медикаменты реализовывали населению с применением торговой надбавки не более 20%, в которых была доля оптовиков и аптек. Отечественные препараты продавались с 20-процентной оптовой и 25-процентной розничной надбавками. Другими словами, в ценообразовании не было единообразия. Это ставило в неравное положение розницу и оптовиков, злоупотребляющих недостаточной урегулированностью вопроса. В результате – аптеки часто оставались в проигрыше из-за отсутствия отдельной надбавки на импортные лекарства для розничной торговли. А некоторые оптовики устанавливали при этом максимальную наценку на востребованные препараты, не учитывая интересы аптек. Сейчас эти проблемы устранены и скорректированы.

Поскольку для оптовиков торговые надбавки на лекарства снижены, это может стимулировать их к сокращению числа посредников или к работе напрямую с производителями. Аптеки выигрывают за счет упорядочения надбавок. Но прежде всего в выигрыше должны быть потребители, поскольку в целом внесенные коррективы должны стать барьером для необоснованных накруток на лекарства.

 

 

Социально значимые препараты стали доступнее

 

С 1 января 2017 года установлены фиксированные цены на 116 наименований социально значимых лекарственных средств (98) и изделий медназначения (18) отечественного производства. Ознакомиться с ними можно на сайте Госкомитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Госкомконкуренции, Комитет) www.gkk.uz.

Указанным постановлением Президента расширен ранее действовавший перечень таких препаратов. Теперь общее их количество составляет 343 наименования, из них 227 импортных. Полный перечень представлен на веб-сайте Минздрава. Изначально этот список был меньше (189 препаратов). Его расширение означает, что лекарства для лечения заболеваний, обусловленных социально-экономическими условиями станут доступнее.

Определение оптовых и розничных цен на социально значимые препараты будет осуществляться ежеквартально Рес­публиканской комиссией по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на основе анализа конъюнктуры мировых цен на них.

27 декабря прошлого года Комиссия утвердила фиксированные предельно допустимые контрактные цены и объемы на импортные медикаменты, включенные в Перечень, для проведения тендерных торгов. После торгов будет утверждена оптовая и розничная цена на 227 импортных препаратов. Ознакомиться с ними можно будет на веб-сайте Госкомконкуренции.

 

 

Расширен обязательный перечень

 

Минздрав утвердил обновленный минимальный Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обязательный для всех аптек (рег. МЮ №2846  от 6.12.2016г.).

 До его принятия в прежний Перечень входили 20 медикаментов, и они продавались по фиксированным розничным ценам. Новый список значительно расширен и включает в себя 70 лекарственных средств с международными непатентованными или торговыми наименованиями, а также 6 изделий медназначения. Это сделано для того, чтобы расширить доступ потребителей к наиболее востребованным лекарствам. Но здесь следует отметить, что эти препараты будут продаваться по свободным ценам с учетом предельных торговых надбавок (15/20%).

Расширен также Список лекарственных средств, отпускаемых без рецепта (рег. МЮ №2842 от 30.11.2016г.). В обновленный Список входят 1 225 препаратов (192 – монопрепараты и 1 033 – комплексные), в то время как старый содержал 1 169 (186 монопрепаратов и 983 комплексных препарата). В соответствии с действующим законодательством о рекламе эти медикаменты могут рекламироваться в СМИ, а также посредством внешней рекламы.

Согласно Правилам реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях республики (прил. №1 к ПКМ №404 от 6.08.1994г.) все медикаменты, не включенные в этот Список, отпус­каются аптеками только по рецептам установленного образца.

Лекарства, реализуемые без рецепта врача, должны выставляться в аптеках на витринах с указанием их цены. Список вступил в силу 5 декабря 2016 года, а Перечень вступит в силу 13 марта 2017 года.

 

 

Цена реализации

 

Практически всех субъектов аптечной и оптовой сети сегодня волнует вопрос: по какой цене продавать лекарства и медизделия, оприходованные в 2016 году? 116 препаратов, включенных в Перечень социально значимых, следует продавать по фиксированным ценам. При этом оптовые предприятия должны реализовать их по утвержденной оптовой цене, аптеки – по утвержденной розничной стоимости.

Если оприходованные в 2016 году отечественные препараты не будут соответствовать оптовой или розничной цене, следует провести их переоценку. Лекарства, не вошедшие в Перечень реализуемых по фиксированной цене, должны продаваться с применением 15-процентной надбавки для оптового звена и 20-процентной – для розницы.

Товары, купленные с оптовой надбавкой свыше 15%, также должны быть реализованы аптекой с применением максимальной торговой наценки, то есть 20%.

Лекарства, которые оптовики реализовали в минувшем году с применением торговой надбавки свыше 15%, с 1 января текущего года должны продаваться с надбавкой не более 15%.

В целях защиты прав потребителей фиксированные оптовые или розничные цены при реализации медпрепаратов могут применяться ниже утвержденных.

 

 

Контроль станет жестче

 

Государственный контроль за ценами и обращением лекарств на рынке установлен по ходу всего движения их до потребителя. Для пресечения нарушений ценообразования и правил торговли Госкомконкуренции направил субъектам фармрынка письмо, разъясняющее меры госрегулирования фармдеятельнос­ти; ответственность за пренебрежение к требованиям законодательства; применение предельных надбавок (15/20%); предельных оптовых и розничных цен на 343 социально значимых препарата. Аптеки обязаны доводить до сведения потребителей с помощью вывески информацию о своем фирменном наименовании, юридическом адресе, режиме работы. Субъекты рынка должны осуществ­лять фармдеятельность исключительно по адресу, указанному в лицензии и лицензионном соглашении.

Запрещается производство (упаковка, изготовление), покупка, хранение, использование, импорт или экспорт некачественных и фальсифицированных лекарств и изделий медназначения; незарегистрированных в Узбекистане; незаконных (контрафактных) образцов лекарственных препаратов, зарегистрированных в Республике Узбекистан; лекарств c просроченным сроком годности; без указания даты производства и срока годности; без сертификата соответствия и инструкции к применению на госязыке; не имеющих приходных документов и не включенных в перечень лекарственных средств, разрешенных к изготовлению.

В каждой аптеке должен быть «Уголок потребителя», где представляются копии лицензии и лицензионного соглашения; перечень социально значимых лекарств и медизделий с фиксированными ценами; перечень лекарств первой необходимости, обязательный для всех аптек; книга жалоб и предложений; Правила розничной торговли; Закон «О защите прав потребителей»; другая необходимая для потребителей информация. Субъектов фармрынка проинформировали о последствиях за нарушения правил торговли, а также об их праве обращаться за разьяснением в территориальные органы Госкомконкуренции.

За нарушение требований законодательства о лекарственных средствах и фармацевтической деятельности преду­смотрены выдача предписания (предупреждения), лишение лицензии, административный штраф, уголовное наказание. В частности, нарушение порядка установления цен на лекарства и медизделия; реализация медикаментов с истекшим сроком годности, без указания даты производства и срока годности; непредставление потребителям сведений о товарах (работах, услугах); рекламирование продукции, запрещенной к рекламе (а именно лекарств, подлежащих отпуску по рецепту) влекут возбуждение Комитетом дела и передачу материалов в судебные и лицензирующие органы (ст.ст.165-1, 178, 178-1 КоАО; ПКМ №225 от 12.10.2005г., №239 от 28.10.2010г.).

Отсутствие в аптеках минимального перечня обязательных лекарственных средств и изделий медназначения, имеющих социальное значение; несоблюдение порядка установления цен (применения предельных надбавок), а также реализация некачественных лекарств, в том числе с истекшим сроком годности, фальсифицированных, не зарегистрированных в Республике Узбекистан, квалифицируются как грубое нарушение лицензионных требований и являются основанием для представления контролирующим органом иска в хозсуд о приостановлении действия лицензии (ст.23 З-на «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

За производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозку, реализацию недоброкачественных и фальсифицированных лекарств и медизделий, а также за занятие деятельностью без лицензии установлена ответственность в соответствии со статьями 186-3 и 190 УК.

При совершении незаконных действий и предъявлении необоснованных требований снабженцами и предприятия­ми оптовой торговли при поставке продукции (заключении договора), а также при незаконном вмешательстве контролирующих органов, органов власти, ведомств или негосударственных общественных организаций в деятельность субъектов предпринимательства фармпредприятие в установленном порядке вправе обратиться в правоохранительные органы, органы юстиции, суд.

По вопросам применения торговых надбавок, защиты прав потребителей, рекламы субъекты фармрынка могут обращаться в Госкомконкуренции и его территориальные органы.

 

Дильшод Азимов,

начальник управления по контролю за рекламной деятельностью

и защиты прав потребителей Госкомконкуренции.

Прочитано: 4222 раз(а)

Комментарии к статье (1)

2017-09-15 19:28:45, Гость_:
Все равно продают в три раза дороже установленных цен

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика