В статье «Не относитесь к краткосрочным свысока» («НТВ» N 42 (1002) от 22.10.2013 г.) мы рассмотрели понятие о краткосрочных проверках, какие документы при их проведении предоставляют проверяющие. Сегодня речь пойдет о правах и обязанностях хозяйствующих субъектов и налоговых органов при осуществлении такой формы контроля.
С момента образования все хозсубъекты вступают в какие-либо правоотношения с другими хозяйствующими субъектами, государственными и иными органами в определенной сфере деятельности, которые основываются на правах и обязанностях сторон. Внеплановые краткосрочные проверки не являются исключением. Определение круга возникающих при этом прав и обязанностей хозяйствующих субъектов и налоговых органов имеет большое значение для взаимодействия сторон, законности проведения проверок и правильного оформления их результатов.
Статья 31 Налогового кодекса (далее – НК) предусматривает общие права налогоплательщика, в том числе относящиеся к налоговой проверке. При ее проведении проверяемый вправе:
- знакомиться с материалами и получать акты налоговых проверок;
- представлять налоговым органам, осуществляющим проверку, пояснения по вопросам исполнения налогового законодательства;
- не выполнять акты и требования налоговых и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК и другим нормативно-правовым актам;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать в установленном порядке возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых и иных уполномоченных органов или незаконными действиями их должностных лиц.
Права хозяйствующего субъекта при проведении проверок установлены и статьей 16 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. N 717-I). Она наделяет их следующими правами:
- располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности;
- требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решения специального уполномоченного органа или его территориальных подразделений, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;
- не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения;
- не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;
- получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта (справки) о результатах проверки в день ее окончания;
- обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.
До начала проверки должностные лица налоговых органов обязаны ознакомить налогоплательщика с ее целью, предъявить свои служебные удостоверения и специальные удостоверения о допуске к проведению проверок и предоставить под расписку копию решения специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении проверки или выписки из координационного плана (списка) и копию соответствующего приказа начальника территориального налогового органа. Неисполнение проверяющими этой обязанности предоставляет налогоплательщику право не допускать их на территорию и в помещение для проведения налоговой проверки. Исключением являются проверки, связанные с наличной выручкой, когда вышеуказанные документы могут быть предоставлены налогоплательщику после начала проверки, но до ее завершения.
Хозсубъект вправе ознакомиться с документами, составленными в результате проверки (протоколами, актами инвентаризации, актом проверки, объяснениями), а также с документами, которые были у него изъяты. Налоговый орган не вправе отказать ему в их предоставлении.
Хозсубъект имеет право не выполнять требования сотрудников налоговых органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки. Однако в случае правомерного требования проверяющими выполнить действия, соответствующие налоговому законодательству и другим нормативно-правовым актам, отказ или воспрепятствование должностных лиц хозсубъекта выполнению возложенных на сотрудников налоговых органов обязанностей, административно наказуемо (статья 198 Кодекса об административной ответственности, далее – КоАО).
Например, ГНИ инициировала краткосрочную проверку финансово-хозяйственной деятельности, связанную с наличной выручкой. На требование налогоплательщика представить копию решения уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, приказ налогового органа о назначении краткосрочной налоговой проверки и программу ее проведения сотрудники ГНИ, сославшись на статью 92 НК, отказались их предъявить до начала проверки. После этого налогоплательщик отказался представить свои документы и потребовал, чтобы проверяющие покинули его помещение. По этим фактам был составлен акт и на руководителя хозсубъекта наложен административный штраф в 2 МРЗП за воспрепятствование представителю власти в выполнении служебных обязанностей.
Хозсубъект вправе обжаловать решения налогового органа, а также любые действия и бездействие его должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или хозсуд. В случае обжалования акта, составленного по результатам проверки, ему необходимо в течение 10 дней подать письменное объяснение или опровержение на акт в тот орган, который проводил налоговую проверку. В данном случае материалы проверки будут рассматриваться в присутствии представителя хозсубъекта. Право участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки и принятии решения необходимо для принятия контролирующим органом законного, обоснованного и справедливого решения.
Хозяйствующий субъект может иметь и иные права, предоставленные действующим законодательством.
Знание круга обязанностей налогоплательщика, установленных законодательством, имеет большое значение. С одной стороны, принятие мер ответственности к налогоплательщику, как правило, обусловлено именно невыполнением какой-либо из обязанностей. С другой стороны, защита прав налогоплательщика основывается прежде всего на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения ее надлежащим образом.
Статьей 32 НК определены обязанности хозяйствующего субъекта. По сравнению с правами они минимальны. Налогоплательщики обязаны:
- представлять налоговым органам во время проведения налоговых проверок документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей;
- выполнять законные требования налоговых и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, а также не препятствовать их законной деятельности.
Определенные обязательства у одной стороны правоотношений порождают определенные права у другой стороны. Следовательно, должностные лица налоговых органов вправе:
- требовать от проверяемых хозяйствующих субъектов необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с проведением проверки;
- получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика (пункт 2 статьи 5 Закона «О государственной налоговой службе» от 29.08.1997 г. N 474-I);
- обследовать территорию и помещения налогоплательщика, производить инвентаризацию имущества (статья 93 НК);
- привлекать в установленном порядке к проверке на договорной основе аудиторские организации и(или) экспертов (статья 97 НК);
- истребовать и изымать документы и предметы (статьи 94, 95 НК);
- требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства (пункт 2 статьи 5 Закона «О государственной налоговой службе»).
Невыполнение налогоплательщиком указанных выше обязанностей чревато негативными последствиями и применением статьи 198 КоАО.
Завершая тему, хотелось бы пожелать предпринимателям знать законы, которые регулируют их деятельность, свои права и обязанности и на их основании отстаивать свои права в любых ситуациях. Ведь действующее законодательство направлено на развитие и улучшение деловой среды предпринимательства. И помните, что предприниматель, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законом, всегда находится под защитой государства.
Алишер УБАЙДУЛЛАЕВ
и Тимур ТУРСУНОВ,
юрисконсульты
ООО «Victory Yurconsalt».