Norma.uz
Газета Норма / 2023 год / № 05 / Дом, в котором мы живем

Семь мужей незамужней женщины, или Как работает Портал госуслуг

 

Согласно данным о семье на портале my.gov.uz можно сделать вывод, что прирост населения в Узбекистане происходит в геометрической прогрессии. У подавляющего большинства пользователей оказалось такое количество несуществующих матерей-отцов, жен-мужей, бабушек-дедушек, братьев-сестер, что просто волосы дыбом встают. А данные о реальных родственниках так искажены, что не знаешь, смеяться над этим или плакать. Откуда взялась многочисленная «родня», внятно объяснить никто не может. С чем связана неразбериха в данных, что с этим делать, какие последствия могут возникнуть и как избавиться от мнимых родственников – тоже нет четкого ответа. Но ясно одно: эта путаница – результат вопиющей некомпетентности, небрежности и безответственности разных ведомств, предоставляющих данные на Портал госуслуг, недоработка самого ресурса, непрофессионализм его исполнителей.

 

Проблема с образовавшейся «родней» горячо обсуждалась в группе Потребитель.уз на Фейсбуке. Несмотря на ее остроту – это настоящая находка для сатириков. Можно использовать ее как есть, без прикрас. В самом деле, изложенные гражданами факты звучат невероятно и даже анекдотично. Трудно поверить, что граждане пишут всерьез. Но, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь речь идет о работе государственного ресурса – Единого портала интерактивных государственных услуг. Приводим лишь часть сообщений из того, что обнаружили пользователи на ЕПИГУ.

 

Нет детей – припишем,
нет мужа – найдем

– При замене биометрического паспорта на ID-карту выяснилось, что я прописан по другому адресу. Кроме меня там прописаны еще девять человек. На портале my.gov.uz у меня указаны четыре «матери», которые все родились в один день только под разными фамилиями.

– Радуйтесь! Вы ж теперь четырежды наследник!

– Я тоже оказался прописан в другом месте. Со мной прописана толпа незнакомых мне людей.

– А у меня муж указан четыре раза. И отец, умерший восемь лет назад, записан два раза.

– У меня ошибка в фамилии, много неточностей.

– По данным Портала, мама младше меня на пять лет и откуда-то взялась «сестра», которой реально нет. Вот, думаю, как мама могла в 68 лет родить и мне ничего не сказать?

– Ф. И. О. мамы указаны в мужском роде, данные метрик неверны, ошибка на ошибке.

– У меня тоже чужие члены семьи. Обращалась на Портал много раз, чтобы внесли изменения, – безрезультатно.

– Заявку на замену неправильных данных подала месяц назад. Ничего не изменилось.

– А мне добавили «мужа», «сына» и «отца». Но я не замужем и детей у меня нет. Я тоже подавала заявку, чтобы их исключили, но все по-прежнему.

– Если понадобится взять справку онлайн, вот уж тогда придется побегать. Вот не знаю: могут ли возникнуть проблемы при оплате мусора, продаже квартиры?

– А у меня четыре «мужа», что делать?

– Радоваться.

– А я не замужем, но по данным Портала у меня два «мужа». Они повторяются аж семь раз.

– Везет же некоторым! У кого-то ни одного мужа, а у вас сразу семеро.

– А у меня нет записи о моем муже. Зато восемь раз указан бывший супруг, уже покойный.

– У меня были прописаны девять человек. Пошла в паспортный стол, а там толпа с такой же проблемой. Удалили всех незаконно приписанных из базы данных.

– У мамы появился еще один «муж». Причем и зарегистрировать брак, и развестись она «умудрилась», будучи в официальном браке с моим отцом.

 

Вы не помните, что были замужем?

– А как выписать чужую «родню?» У меня четверо таких приписанных. Купила квартиру, подала заявление в паспортный стол. Но они так и висят в базе.

– Надо идти к оператору паспортного стола с домовой книгой. Должен внести изменения.

– Уже два раза ходила. Без толку.

– Тоже не знаю, что делать. И у начальника была, и заявление писала. Люди уехали на ПМЖ, как они могут быть прописаны по моему адресу?

– У меня тоже бардак. Две «матери», «брат» с чужим «отцом».

– У мамы в разделе указана неизвестная «дочь». Эта же «дочь» фигурирует и у меня как «сестра». Мама ездила в загс, просила ее убрать. Ей ответили, что не могут и что это должны сделать те, кто ее указал. А кто указал – неизвестно. Теперь что, мы должны подавать заявки во все загсы Узбекистана? А до этого была ситуация, когда без меня меня женили. Точнее, замуж отдали. Я подавала заявку на исправление этой ошибки в Навоийский загс. Мне позвонили из загса и пытались убедить, что я, наверное, действительно, когда-то вышла замуж, но потом просто забыла об этом. После долгого объяснения, что я вообще не была замужем, моего навоийского «мужа» исключили из членов семьи. А вот что делать с «сестрой», ума не приложу.

– Вам надо «сестру» убрать, иначе может появиться «наследница» квартиры.

– У меня тоже проблема с Порталом. Два раза звонила туда, чтобы подсказали, как избавиться от чужих. Его работники дважды переадресовывали мою заявку в загс. Как-то позвонила работница загса. Вначале ругалась, а потом, видимо, поняла ситуацию – извинилась и посочувствовала.

– Теперь понятно, откуда у нас такой стремительный прирост населения.

 

Пора вводить ответственность
за введение недостоверных данных

Смех смехом, а что делать в такой ситуации? Во время обсуждения в диалог включились работники my.gov.uz.
У нескольких пострадавших от неразберихи с чужой «родней» попросили контакты. Надо полагать, с намерением помочь. А что делать остальным? Так и останутся с многочисленным «семейством», искаженными данными или будут обивать пороги ведомств и безрезультатно жаловаться на Портал?

А ведь проблема явно системного характера. Если данные о семье формируются на основе электронных баз разных ведомств, значит, недостоверные сведения исходят от них. Как они туда попали? Кто за это отвечает? Почему они транслируются дальше? И почему разгребать чужой бардак должны пострадавшие граждане: терять время, стоять в очередях, нервничать. Почему полуграмотные, безответственные чиновники остаются безнаказанными и никто не подаст на них в суд? Ведь тот же Портал может озвучить и поставить вопрос перед руководством ведомств и выше. Почему бы вначале не привести в порядок электронную базу, а потом вести речь об электронном документообороте, оказании интерактивных госуслуг? Если одни и те же данные (реальные или чужие) указаны на Портале по семь раз либо искажены – причина в том числе в недоработке ресурса и компетенции работников. Так почему граждан принудили к переходу на получение гос­услуг в электронном виде, если ресурс сырой, требует совершенствования.

На Портале есть услуга для исправления недостоверных данных. Но чтобы это сделать, надо указать причину со ссылкой на документы: свидетельства о разводе, смерти, регистрации брака, справку о прописке и прочее. Предварительно либо выстоять очередь, либо в электронной форме обратиться в загс, паспортный стол. Почему это должны делать граждане? Пользователи Портала отмечают, что исправить самостоятельно недостоверные данные не получается: система не принимает изменения.

– Я надеялся, что со сменой паспорта в раздел введут актуальные данные, – пишет один из участников обсуждения. – Но, увы, в системе на протяжении двух месяцев после получения ID-карты так и числюсь там с биометрическим паспортом. Не пора ли подумать о персональной ответственности исполнителей за такое безобразие?

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 122 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика