Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 47 / В помощь бухгалтеру

«E-aktiv» и что с ней не так с точки зрения бухгалтера

 

С 1 января 2022 года плательщикам НДС и предприятиям с госдолей более 50 % придется работать в новой системе контроля ГНК «E-aktiv» (ПКМ N 595 от 22.09.2021 г.). Чтобы эта работа не вызвала сложностей, рекомендуем таким предприятиям уже сейчас опробовать ее тестовую версию, пока еще есть время. Как начать работать в «E-aktiv» и на что обратить внимание, рассказала бухгалтер и финансовый директор Эльвира ЖИЛЬЦОВА:

 

– Разработчики сами предлагают бухгалтерам тщательно протестировать функционал новой системы на предмет ошибок и недоработок. Так мы и сделаем – пробежимся по разделам сайта и попробуем заполнить необходимые позиции учета.

Как и предполагалось, «E-aktiv» будет отслеживать все операции, связанные с приходом и расходом ТМЗ и ОС, так сказать, «следить» за складом предприятия.

Прежде чем начать пользоваться услугами сайта my3.soliq.uz, в частности, системой «E-aktiv», нужно активировать персональный кабинет. Для этого заполните заявку-заявление, где укажите контактный телефон, чтобы получить подтверждение активизации.

Кнопка «Зачем нужно активировать персональный кабинет» не работает, не пугайтесь!

Чтобы войти в систему, понадобится ЭЦП юрлица. Приводимый на сайте образец заявления заполнен от лица условного предприятия и его руководителя.

При входе в систему «E-aktiv» нужно сразу выбрать метод оценки запасов и себестоимости реализованных товаров (услуг) – «FIFO» или «AVECO», нажав на соответствующие кнопки. При этом появляется предупреждение о том, что изменить выбранный метод можно только на следующий год. И, с одной стороны, это логично, так как по каждой группе (виду) ТМЗ в течение отчетного года применяется только один метод определения стоимости (п. 63 НСБУ N 4, рег. МЮ N 3259 от 30.06.2020 г.). С другой – пока непонятно, предусматривает ли система переход с одного метода на другой, если мы за одну сессию хотим внести записи о разных группах активов.

Метод FIFO предполагает учет каждой партии товара в зависимости от времени приобретения, AVECO – по средневзвешенной стоимости.

 

В системе не видно, как будут числиться запасы по каждому методу.

 

Функционал сайта разделен на вкладки, в каждой из которых уже содержится определенная информация к заполнению.

 

 

Так, во вкладке «Основной» значатся товары по ИКПУ в количественном и денежном выражении, приход товаров на основе ЭСФ по ИКПУ, выручка от импортных товаров и приход товаров, введенных вручную в количественном и денежном выражении. Эта информация разложена по наименованиям.

 

Во вкладке «Приход товаров» нужно указать информацию по соответствующим графам: «Источник прихода», «Номер документа», «Дата документа», «Код ИКПУ», «Название товара», «Приведенное единица измерения» (пока неизвестно, что в ней необходимо указать), «Единица измерения» и «Количество». Кнопкой «+» можно добавлять строки на каждую позицию номенклатуры товаров (ТМЦ). Из методов прихода доступны только «Покупка» и «Бесплатно».

 

Разработчики еще не предусмотрели поступление активов по товарным займам, за счет излишков инвентаризации, по мирным соглашениям (либо в результате конфискации) по решению суда и т. д.

Также пока не предусмотрен функционал, позволяющий включать определенные виды расходов в стоимость ТМЗ (пп. 14, 15 НСБУ N 4).

 

 «Источник прихода» в целях использования «в расход» заполнять будет крайне сложно. Если предприятие ведет учет запасов и себестоимости реализованной продукции по методу FIFO, то можно выбрать только одну партию прихода. Но на практике не всегда используется только одна партия.

 

Предприятиям, применяющим AVECO, заполнить эту ячейку будет легче.

Важно также учитывать взаимосвязь методов FIFO и FEFO (применяется многими предприятиями общепита и аптеками при складском учете товаров исходя из сроков их годности). Если налоговые органы требуют выбрать партию, из которой производится расход, то могут возникнуть расхождения между системой «E-aktiv» и данными бухгалтерского учета. Причина кроется в том, что результаты по методам FIFO и FEFO могут не совпадать.

 

Предприятия с большим ассортиментом ТМЦ столкнутся с нереальным объемом ручной работы при любом методе учета. В зоне риска торговые предприятия, аптечный бизнес, общепит, производители с большим ассортиментом и те, кто применяет позаказную калькуляцию.

 

Во вкладке «Таможня» детализируется информация по ГТД, фактурная и таможенная стоимости, НДС, уплаченный на таможне. Импортерам доступна информация об уже свершившихся импортных операциях в разрезе ГТД. Полагаю, что в системе можно будет выявлять недоначисленный НДС за счет разницы в НДС, уплаченном на таможне, и НДС в реализации. При этом имеется активная кнопка «Редактировать».

 

 

 

Вкладка «ЭСФ» автоматически выводит список входящих счетов-фактур с детализацией по дате и номеру документа, ИНН и наименованию поставщика. Предприятию нужно выбрать склад, куда будет осуществлен приход.

 

Не предусмотрены фильтры по дате, ИНН, названию – данная опция могла бы упростить поиск нужного документа.

 

 

 

Во вкладке «Расход товаров» нужно указать источник расхода, номер и дату документа, выбрать источник прихода, дату и номер документа, на основании которых был оприходован соответствующий товар (ТМЦ).

При этом в разделе «Источник расхода» предлагается выбрать один из следующих вариантов: «Расход в производство», «Перемещение со склада на склад», «Списание», «Экспорт», «Для создания основных средств», «Списание основных средств».

 

Не хватает реализации товаров и готовой продукции (включая экспорт с выделением валюты), операций по перемещению давальческого сырья, займам, списанию сверх норм и т. п.

 

При выборе источника расхода не открываются новые уточняющие ячейки для заполнения. Так:

  • для экспорта не меняется валюта (применить можно только «сум»);
  • для перемещения не выделяются «склад-отправитель» и «склад-получатель»;
  • для списания нет причины списания, нет детализации на нормативное и сверхнормативное списание;
  • номер и дату документа нельзя отредактировать.

 

 

В табличной части раздела «Расход товаров» нужно заполнить «Входящий остаток товаров», «Цена» (непонятно, имеется в виду сама цена или себестоимость), «Количество и сумма расхода», «Сумма НДС». Если разработчики сайта под ценой понимают себестоимость, то:

  • следует привести в соответствие терминологию. Также здесь возникает вопрос о необходимости и целесообразности включения информации по НДС;
  • не предусмотрен механизм включения накладных расходов при различных видах формирования калькуляции (гл. 5 НСБУ N 4). Так, к примеру, расходы по оплате труда рабочих, амортизации, аренде и коммунальным услугам становятся известными только в конце месяца. В течение месяца включить их в себестоимость реализованной продукции на портале невозможно. Также в ситуации, когда бухгалтер получает документы задним числом, на практике приходится пересчитывать себестоимость ранее отгруженных товаров. Портал «E-aktiv» эти ситуации не учитывает.

Во вкладке «Мои склады» нужно указать ID номер, название и адрес склада, его материально-ответственное лицо, включая его ПИНФЛ и Ф. И. О., складскую площадь и дату создания.

 

Во вкладке «Основные средства» пользователь видит краткий отчет с информацией по начальному значению (видимо, имеется в виду первоначальная стоимость), суммой износа, остаточной стоимостью.

В табличной части вкладки «Основные средства» нужно указать инвентарный номер, тип основных средств, номер и дату документа (непонятно, какого именно), название основных средств и информацию о переоценке. С учетом того, что обязательная переоценка отменена с 1 января 2020 года и все предприятия будут вносить начальные остатки, информация о переоценке, скорее всего, нерелевантная.

 

Во вкладке «Основные средства» нет поля для создания самого основного средства, чтобы его скомплектовать. Нет возможности включить дополнительные расходы, связанные с приобретением ОС, его сборкой, пусконаладкой и т. д. (п. 11 НСБУ N 5, рег. МЮ N 1299 от 20.01.2004 г.).

 

 

 

Во вкладке «Уставный капитал» требуется ввести номер и дату документа, название товара и его ИКПУ, цену, название / Ф. И. О. учредителя и его ИНН или ПИНФЛ. Видимо, предполагается контроль учета взносов в УФ в материальной форме.

Вкладка «Таможенные склады» содержит в себе те же данные, что и раздел «Таможня».

 

Вкладка «Мои товары» похожа на справочник номенклатуры с выделением кода и названия ИКПУ, метода списания.

Особого внимания заслуживает наименование номенклатуры.

Если поставщик – торговое предприятие, то номенклатура реализуемых им товаров будет зависеть от входящих ЭСФ.

Если поставщик – производственное предприятие, то оно будет указывать в ЭСФ ту номенклатуру, на которую выданы сертификаты на производство.

Если разные поставщики будут продавать предприятию один и тот же товар с разными наименованиями, то система будет считать их разной номенклатурой.

Разница даже в один символ, перестановка слов в названии будут читаться системой как разная номенклатура, даже если по факту это не так. На практике бухгалтеры имеют возможность корректировать вручную подобные разночтения. Однако система, формируя приход ТМЗ и ОС по названиям из ЭСФ, не позволит ничего подправить. Это приведет к тому, что данные бухгалтерского учета и данные «E-aktiv» будут различаться.

Кстати, уже сейчас система содержит в себе некоторую информацию по остаткам и движению ТМЗ и ОС. И непонятно, откуда эта информация попала в систему, чем обоснована и можно ли будет ее скорректировать.

 

Система пока не понятна для пользователя. Не ясно, что именно в ней хотят видеть налоговые органы в целях налогового администрирования. В связи с чем просим ГНК прислушаться к бухгалтерскому сообществу и:

1) дать примечания к каждой вкладке и кнопке сайта, что в них нужно указывать и как заполнять;

2) разработать пошаговые инструкции к каждому разделу системы «E-aktiv» с примерами заполнения для различных сфер деятельности предприятий (производства, торговли, общепита, строительства, услуг и т. п.);

3) предусмотреть все необходимые справочники, методы формирования стоимости приобретения, нормы расходов (калькуляции), расчета себестоимости с учетом требований НСБУ NN 4 и 5;

4) обеспечить по выбору предприятия возможность интеграции с бухгалтерскими программами с возможностью выгрузки и загрузки данных и предварительного тестирования таких выгрузок и загрузок из MS Excel, включая корректировку на первых этапах работы;

5) предусмотреть поэтапный график перехода на «E-aktiv» в течение всего 2022 года без применения штрафных санкций и налоговых проверок. Так как функционал этой системы контроля предполагает не только перевод большей части бухучета в систему ГНК, но и подготовку к нему внутри предприятий (создание дополнительных рабочих мест, например, на должности материальных бухгалтеров, принятие локальных актов – технологических регламентов, определение ответственности за внесение данных предприятия в систему ГНК, контроль конфиденциальности информации внутри предприятия и т. д.).

Прочитано: 164 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика