Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 33 / Новое в законодательстве

«О добровольном внедрении депозитной системы потребительской упаковки напитков в Республике Узбекистан»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

В целях обеспечения исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года N ПП-4291 «Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019–2028 годов», а также совершенствования механизмов вовлечения потребительской упаковки напитков в хозяйственный оборот и снижения образующихся объемов отходов Кабинет Министров постановляет:

1. Одобрить предложение Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды о добровольном внедрении депозитной системы потребительской упаковки (далее – тара) напитков в Республике Узбекистан.

2. Установить, что:

участниками депозитной системы являются производители или упаковщики продукции в депозитной таре, субъекты предпринимательства в сфере оптовой и розничной торговли, потребители продукции, упакованной в депозитную тару, пункты приема депозитной тары, а также операторы депозитной системы;

на тару каждой единицы продукции, выставляемой для реализации инициатором внедряемой депозитной системы, наносится депозитная маркировка, содержащая информацию о депозитном платеже для потребителя;

инициаторы депозитной системы самостоятельно определяют размер депозитного платежа и способы оборота депозитной тары;

депозитный платеж дополнительно взимается с потребителя при реализации продукции в депозитной таре, а при возврате депозитной тары в установленном порядке возвращается ее поставщику;

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды является уполномоченным органом по координации работ в сфере добровольного внедрения депозитной системы тары напитков.

3. Утвердить Положение о порядке добровольного применения депозитной системы потребительской упаковки напитков согласно приложению, предусматривающее:

определение видов тары, в отношении которых применяется депозитная система, установление размера депозитного платежа, уведомление уполномоченного органа о внедрении депозитной системы и реализацию депозитной системы;

осуществление депозитной маркировки для идентификации упаковки продукции в депозитной таре;

осуществление депозитного платежа, взимаемого при реализации продукции, упакованной в депозитную тару, и возвращаемого при приеме депозитной тары;

организацию сбора депозитной тары и осуществление взаиморасчетов;

права и обязанности участников данной системы при внедрении депозитной системы;

изменение или приостановление применения депозитной системы.

4. Рекомендовать субъектам предпринимательства, выпускающим в обращение напитки на территории Республики Узбекистан, применение депозитной системы в отношении тары.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды до вступления в силу настоящего постановления начать проведение агитационно-пропагандистских работ, направленных на разъяснение участникам системы его целей и задач, а также внедрение депозитной системы.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Рес­публики Узбекистан Раматова А.Ж. и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Максудова А.И.

Премьер-министр

Республики Узбекистан

г. Ташкент,                                                      А. АРИПОВ.

28 июля 2021 года

N 468.

*Настоящее постановление официально опубликовано на государственном языке в Национальной базе данных законодательства (lex.uz)
и вступило в силу 28.07.2021 г. Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами ИПС «Norma» и носит информационный характер. При возникновении неясностей следует обращаться к тексту нормативно-правового акта на государственном языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению КМ РУз

от 28 июля 2021 года N 468

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

ДЕПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

УПАКОВКИ НАПИТКОВ

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок добровольного применения депозитной системы потребительской упаковки (далее – тара) напитков, а также внедрения системы сбора использованной тары.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

одноразовая тара – тара, предназначенная только для однократного использования, а также тара, которая по своим физическим свойствам или гигиенически не может быть использована повторно;

депозитная маркировка – знак маркировки утвержденного образца, означающий, что тара является депозитной, содержащий информацию о депозитном платеже для потребителя;

депозитная система – совокупность скоординированных процессов, а также деятельности юридических и физических лиц, участвующих в данной системе посредством контролируемого финансового механизма в целях обеспечения комплексного управления депозитной тарой;

участники депозитной системы – производители или упаковщики продукции в депозитной таре, субъекты предпринимательства в сфере оптовой и розничной торговли, потребители продукции, упакованной в депозитную тару, пункты приема депозитной тары, а также операторы депозитной системы;

депозитный платеж – денежная сумма, взимаемая дополнительно с потребителя при реализации продукции в депозитной таре и подлежащая выплате (возврату) поставщику тары при возврате депозитной тары в порядке, установленном настоящим Положением;

депозитная тара – тара с депозитной маркировкой, за которую взимается депозитный платеж;

пункт сбора – место сбора депозитной тары (объекты торговли, средства автоматического приема тары (тароматы) или другие пункты приема тары), на котором осуществляются прием использованной депозитной тары от потребителей и возврат депозитного платежа;

многооборотная тара – тара, предназначенная для повторного использования в установленных целях в соответствии с  целью, возможностями и пригодностью к применению на протяжении цикла ее использования;

тара – первичная упаковка (соприкасающаяся с продукцией), изготовленная из различного материала и предназначенная для размещения, защиты, доставки, хранения, перевозки и демонстрации продукции.

3. Депозитная система может применяться в отношении многооборотной, а также одноразовой тары.

 

ГЛАВА 2. ИНИЦИИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ

ДЕПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ

4. Внедрение депозитной системы может быть инициировано производителями, упаковщиками или операторами депозитной системы (далее – инициаторы депозитной системы).

5. Инициирование внедрения депозитной системы включает:

определение видов тары, в отношении которой применяется депозитная система;

установление размера депозитного платежа в соответствии с настоящим Положением;

разработку проектов договоров, подлежащих заключению между участниками депозитной системы;

разработку проекта по внедрению депозитной системы (далее – проект) по форме согласно приложению N 1** к настоящему Положению и уведомление в письменной форме Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Государственный комитет по экологии) о реализации проекта с приложением проекта;

заключение соответствующих договоров между участниками депозитной системы (за исключением потребителей);

функционирование депозитной системы.

6. Депозитная система реализуется по схеме согласно приложению N 2** к настоящему Положению.

 

ГЛАВА 3. ДЕПОЗИТНАЯ МАРКИРОВКА

7. Идентификация депозитной тары осуществляется за счет депозитной маркировки, согласно которой каждая единица продукции, выставляемая для реализации, подлежит маркировке согласно приложению N 3** к настоящему Положению.

8. Депозитная маркировка должна содержать элементы ее идентификации, а также должна отчетливо просматриваться, быть понятной и устойчивой к факторам внешнего воздействия.

Депозитная маркировка может быть нанесена на ярлык (этикетку) продукции или непосредственно на саму тару.

9. Нанесение депозитной маркировки на тару (этикетку продукции) производится субъектом, осуществляющим первичное размещение продукции на рынке.

 

ГЛАВА 4. ДЕПОЗИТНЫЙ ПЛАТЕЖ

10. Инициаторы депозитной системы самостоятельно устанавливают размер депозитного платежа и способы оборота депозитной тары.

11. Депозитный платеж для тары не устанавливается в отношении продукции:

реализуемой за пределы территории Республики Узбекистан;

поставляемой для реализации пассажиру на борту воздушного судна, осуществляющего международный рейс;

являющейся детским питанием;

перевозимой в порядке транзита через территорию Рес­публики Узбекистан.

12. Депозитный платеж не включает затраты, связанные с организацией приема депозитной тары.

13. Информация о размере депозитного платежа по каждому виду тары доводится до потребителя при реализации продукции, а также указывается в чеке товара.

 

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ДЕПОЗИТНОЙ ТАРЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ

14. Депозитная тара, подлежащая сдаче (приему), должна:

быть недеформирована (не утратившей частично или полностью первоначальное качество) и пригодна для последующего повторного использования в непосредственно установленных целях (за исключением одноразовой тары);

иметь действующую идентифицируемую депозитную маркировку.

15. Прием депозитных тар осуществляется посредством пунктов сбора. При этом лицу, сдающему депозитную тару, выплачивается (возвращается) сумма соответствующего депозитного платежа в полном размере за каждую принимаемую депозитную тару.

В случае если тара деформирована (утратила первоначальное качество частично или полностью) и не пригодна для последующего повторного использования в непосредственно установленных целях (за исключением одноразовой тары), а также при отсутствии возможности идентификации депозитной маркировки, депозитный платеж выплате (возврату) не подлежит.

16. Пункты сбора могут принимать любую тару с депозитной маркировкой или без маркировки. Однако депозитный платеж выплачивается (возвращается) только в отношении тары с отметкой действующей депозитной маркировки.

17. Пункты сбора могут быть организованы непосредственно инициаторами депозитной системы и (или) иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии их членства в депозитной системе.

Членство в депозитной системе осуществляется посредством заключения соответствующего договора с инициатором депозитной системы.

При этом договор должен содержать:

требования, предъявляемые к пунктам сбора, условия приема, сбора, хранения и обработки депозитной тары;

условия выплаты (возврата) депозитного платежа пунктам сбора;

условия перевозки депозитной тары;

условия для случаев, когда количество принимаемой депозитной тары превышает реализованные единицы продукции депозитной тары;

условия периодичности вывоза депозитной тары с учетом случаев превышения количества принимаемой депозитной тары имеющихся возможностей пунктов приема по размещению и временному хранению;

условия размещения устройств автоматического приема тары (тароматов) и их эксплуатации;

условия ответственности пунктов сбора при нанесении повреждений устройствам автоматического приема тары (тароматам), а также собранной депозитной таре;

условия осуществления работ, связанных с отходами депозитной тары;

условия взаиморасчета для организации сбора (прием, хранение, ведение учета, погрузка) депозитной тары;

другие условия в отношении депозитной тары.

18. Депозитный платеж за многооборотную тару выплачивается (возвращается) пунктам сбора инициатором депозитной системы после ее приема (уточнения количества и проведения проверки).

19. Взаиморасчеты за депозитную тару, подлежащую сдаче (приему), осуществляются с юридическими лицами – в безналичной форме, а с физическими лицами – в наличной форме, а также иными способами оплаты в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

20. Остаточная стоимость депозитных платежей, образующаяся в результате неосуществления взаиморасчета за не сданную (не принятую) депозитную тару, остается в распоряжении инициаторов депозитной системы и направляется на финансирование расходов, связанных с применением депозитной системы.

 

ГЛАВА 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ИНИЦИАТОРОВ ДЕПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ

21. Инициаторы депозитной системы вправе:

определять способы нанесения депозитной маркировки на тару;

определять порядок приема депозитной тары пунктами сбора;

осуществлять управление депозитной системой;

осуществлять координацию деятельности пунктов сбора на основании договора;

осуществлять контроль за процессами приема депозитной тары;

осуществлять управление средствами депозитного платежа;

не принимать депозитную тару у пунктов сбора и потребителей в случае ее деформации (утраты частично или полностью первоначального качества) и непригодности для последующего повторного использования в непосредственно установленных целях (за исключением одноразовой тары), а также при отсутствии возможности идентификации депозитной маркировки;

оставлять в своем распоряжении остаточную стоимость депозитных платежей, образующуюся в результате неосуществления взаиморасчетов за не сданную (не принятую) депозитную тару, и направлять ее на финансирование расходов, связанных с применением депозитной системы;

содействовать в разрешении споров между участниками депозитной системы.

Инициаторы депозитной системы могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

22. Инициаторы депозитной системы обязаны:

обеспечить пункты сбора и потребителей сведениями о действующем порядке, требованиях, правилах депозитной системы и их изменениях посредством размещения информации в средствах массовой информации и пунктах сбора;

осуществлять координацию всех мероприятий между участниками депозитной системы (за исключением потребителей);

обеспечить эффективное функционирование депозитной системы;

принимать у пунктов сбора и потребителей депозитную тару, соответствующую требованиям пункта 14 настоящего Положения;

выплачивать (возвращать) пунктам сбора и потребителям полный размер депозитного платежа за каждую принятую депозитную тару;

по взаимному соглашению осуществлять выплату денежных вознаграждений пунктам сбора за организацию сбора (приема, хранения, ведения учета, погрузки и т. д.) депозитной тары от потребителей;

обеспечить сортировку и организацию перевозки депозитной тары;

вести учет собранной депозитной тары отдельно по виду и материалу;

вести реестр перевозчиков депозитной тары;

обеспечить организацию проведения работ, связанных с отходами депозитной тары в порядке, установленном законодательством.

Инициаторы депозитной системы могут иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПУНКТОВ СБОРА

23. Пункты сбора вправе:

получать от инициатора депозитной системы информацию о действующем порядке, требованиях, правилах депозитной системы и их изменениях;

сдавать инициатору депозитной системы собранную депозитную тару, соответствующую требованиям пункта 14 настоящего Положения;

получать от инициатора депозитной системы полный размер депозитного платежа за каждую сданную депозитную тару;

по взаимному соглашению получать от инициатора депозитной системы денежные вознаграждения за организацию сбора (приема, хранения, ведения учета, погрузки и т. д.) депозитной тары от потребителей;

не принимать от потребителей депозитную тару в случае ее деформации (утраты частично или полностью первоначального качества) и непригодности для последующего повторного использования в непосредственно установленных целях (за исключением одноразовой тары), а также при отсутствии возможности идентификации депозитной маркировки.

Пункты сбора могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

24. Пункты сбора обязаны:

принимать у потребителей депозитную тару, соответствующую требованиям пункта 14 настоящего Положения;

выплатить (возвратить) потребителям полный размер депозитного платежа за каждую принятую депозитную тару;

собирать и временно хранить принятую депозитную тару с сортировкой по виду и материалу;

обеспечить целостность и опустошение депозитной тары (за исключением одноразовой тары), а также целостность депозитной маркировки;

вести учет принятой и сданной депозитной тары отдельно по видам и материалам;

обеспечить организацию проведения работ, связанных с отходами депозитной тары в порядке, установленном законодательством.

Пункты сбора могут иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕПОЗИТНОЙ СИСТЕМЕ

25. Потребители вправе:

получать от инициатора депозитной системы информацию о действующем порядке, требованиях, правилах депозитной системы и их изменениях;

сдавать в выбранный пункт сбора депозитную тару, соответствующую требованиям пункта 14 настоящего Положения;

получать от пункта сбора полный размер депозитного платежа за каждую сданную депозитную тару;

обращаться в суд и другие уполномоченные государственные органы по вопросу защиты своих прав или охраняемых законом интересов, нарушенных при взаимоотношениях, связанных с депозитной системой.

Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

26. Потребители обязаны:

обеспечить при сдаче депозитной тары опустошение тары, а также целостность депозитной маркировки (за исключением одноразовой тары) и сортировку тары по виду и материалу;

не выбрасывать и не размещать отходы депозитной тары в неразрешенных местах и объектах (улицы, водные пути и иные места, не предназначенные для сбора и захоронения бытовых отходов);

соблюдать порядок сортировочного сбора бытовых отходов при размещении отходов депозитной тары в контейнерах и урнах.

Потребители могут иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 9. ИЗМЕНЕНИЕ ИЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРИМЕНЕНИЯ ДЕПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ

27. Инициатор депозитной системы вправе изменить размер депозитного платежа в соответствии с требованиями пункта 10 настоящего Положения или приостановить применение к определенной таре. При этом инициатор депозитной системы обязан в письменной форме уведомить об этом Государственный комитет по экологии, а также участников депозитной системы посредством размещения информации в средствах массовой информации и пунктах сбора с указанием даты изменения размера депозитного платежа или приостановления применения депозитной системы к определенной таре.

28. После приостановления применения депозитной системы к определенной таре депозитная маркировка к данной таре не применяется. При этом инициатор депозитной системы и пункты сбора в течение шести месяцев с даты приостановления применения депозитной системы к определенной таре обеспечивают прием данной депозитной тары от потребителей.

 

ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

29. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляется в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителей.

30. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Споры, возникающие при добровольном внедрении депозитной системы, подлежат разрешению в порядке, установленном законодательством.

Прочитано: 828 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика