Юридические и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах. За нарушение порядка постановки на учет к налогоплательщикам применяются санкции в соответствии с НК (ст. ст. 126, 219 НК).
Санкции применяются по следующим направлениям:
- осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации;
- осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика определенного налога;
- нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика по объектам налогообложения.
Постановка на налоговый учет:
документы и порядок действий
Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основе получаемых сведений в соответствии со статьей 128 НК. При госрегистрации юрлица или индивидуального предпринимателя их ставят на учет в налоговых органах. Поэтому свидетельство о госрегистрации является и документом, подтверждающим постановку на учет.
Еще одним документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет, является свидетельство о присвоении ему идентификационного номера налогоплательщика, выданное налоговым органом.
Постановка на учет и снятие с учета в налоговых органах осуществляются бесплатно (ст. 126 НК).
Юрлица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их нахождения и месту нахождения их обособленных подразделений. При этом юрлица, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Узбекистана, должны быть поставлены на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Иностранные юрлица, осуществляющие деятельность в Узбекистане через представительство или постоянное учреждение, становятся на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности.
Физлица становятся на учет в налоговых органах по месту жительства (ст. 128 НК).
При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), и его учетные данные вносятся в Единый реестр налогоплательщиков (ст. 127 НК).
Санкции за ведение
предпринимательской деятельности без регистрации
Осуществление предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами без госрегистрации влечет наложение административного штрафа от 5 до 7 БРВ c конфискацией предметов правонарушения в соответствии с КоАО.
Совершение указанного правонарушения с получением неконтролируемого дохода:
- в значительном размере (от 100 до 300 БРВ) – влечет наложение административного штрафа от 7 до 10 БРВ c конфискацией предметов правонарушения;
- в крупном размере (от 300 до 500 БРВ) – влечет наложение административного штрафа от 10 до 50 БРВ c конфискацией предметов правонарушения (ст. 176 КоАО).
Если неконтролируемый доход достигает особо крупных размеров (от 500 БРВ), то санкции за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации значительно ужесточаются. В соответствии с УК могут быть наложены следующие виды санкций:
- штраф от 300 до 600 БРВ с лишением определенного права до 3 лет;
- обязательные общественные работы до 480 часов;
- ограничение свободы от 2 до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет (ст. 188 УК).
Регистрация предпринимателей осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства (прил. N 1 к ПКМ N 66 от 9.02.2017 г.).
Лицо, впервые совершившее указанное выше правонарушение, освобождается от ответственности, если оно в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения добровольно возместило ущерб в виде налогов и сборов, обеспечило госрегистрацию и оформило необходимые разрешительные документы (ст. 176 КоАО; ст. 188 УК).
ПРИМЕР. При проведении хронометража в магазине N 1 налоговый инспектор попросил арендодателя показать свидетельство о регистрации магазина N 2, так как оба магазина находились в одном помещении. Арендодатель и представитель магазина N 2 ничего не представили. На основании этого налоговым органом был издан приказ о выездной проверке магазина N 2. По результатам проверки выяснилось, что магазин N 2 работает уже 2 месяца без госрегистрации и неконтролируемый доход его составил 150 БРВ. В связи с этим налоговым органом принято решение о привлечении директора магазина к административной ответственности, и материалы дела были переданы в суд. В связи с тем, что магазин N 2 не зарегистрировался в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения, суд вынес решение о применении административного штрафа в размере 7 БРВ (так как размер неконтролируемого дохода был значительным).
Для индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим НК за указанное правонарушение, кроме применяемых административных (уголовных) санкций, введены еще и финансовые.
Если предпринимательскую деятельность без госрегистрации в качестве ИП ведет физлицо, то на него налагается штраф в размере 10 % доходов, полученных от такой деятельности, но не менее 1 млн сум. (ч. 4 ст. 219 НК).
Санкции применяются на основании результатов налогового контроля, в соответствии с решением налогового органа и последующим решением суда. Для юрлиц применяются административные (или уголовные) санкции. Для ИП могут применяться как финансовые санкции, так и административные (или уголовные) по решению суда.
ПРИМЕР. Клиент обратился с просьбой к сапожнику (после того как сапожник оказал ему соответствующую услугу) показать документ о легальности его деятельности. Сапожник отказался ему что-либо показывать. Клиент обратился в ГНИ. Налоговый орган на основании обращения физлица издал приказ о проведении выездной проверки. При проверке выяснилось, что сапожник начал деятельность месяц тому назад, но при этом у него отсутствует госрегистрация как ИП – о чем и был составлен акт. В связи с отсутствием учета у сапожника было невозможно определить полученные им доходы. По результатам рассмотрения акта налоговый орган принимает решение о привлечении его к ответственности и направляет дело в суд для принятия решения о применении санкций. В связи с тем, что ИП впервые совершил правонарушение, уплатил добровольно сумму финансовых санкций в течение 10 дней с момента принятия решения налоговым органом, зарегистрировался и уплатил налоги в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения, суд принял решение о наложении на ИП финансовой санкции в размере 500 тыс. сум. (вместо 1 млн сум.), а административный штраф (в размере 5 БРВ) решил не применять.
При определении размера дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности, необходимо исходить из суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением такой деятельности (п. 4 ППВС N 9 от 15.03.1996 г.).
Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС
За нарушение правил постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС на налогоплательщика возлагается штраф. Он составляет 5 % от доходов, полученных за период с даты постановки на учет, предусмотренной налоговым законодательством, до даты фактической постановки на учет, но не менее 5 млн сум. (ч. 1 ст. 219 НК).
На специальный учет налогоплательщики становятся только по НДС (Положение, рег. МЮ N 3232 от 2.05.2020 г.).
Постановка на регистрационный учет в качестве плательщика НДС является условием зачета суммы НДС. Среди прочих обязаны встать на такой учет юрлица и ИП, доход которых от реализации товаров за налоговый период превысил 1 млрд сум.
В Положении предусмотрено, что регистрационный учет в качестве плательщика НДС осуществляется в том же налоговом органе, где субъект встал на учет как налогоплательщик. Однако на практике это делается в ГНУ г. Ташкента и областных центрах. Заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС должно быть представлено не позднее 5 числа месяца, с которого налогоплательщик обязан перейти на уплату НДС. Этот срок важен, так как от него рассчитывается вышеуказанная санкция.
После регистрации налогоплательщику автоматически присваивается регистрационный номер НДС, который указывается в свидетельстве. Регистрационный номер НДС должен указываться налогоплательщиком в счете-фактуре или другом, заменяющем его документе.
ПРИМЕР. Предприятие – плательщик налога с оборота не являлось плательщиком НДС. По итогам 2020 года был проведен налоговый аудит этого предприятия на основании данных, выданных системой «риск-анализа». Совокупный доход предприятия за 2020 год составил 3 млрд сум., при этом за I квартал оборот составил 700 млн сум., за I полугодие – 1,6 млрд сум., за 9 месяцев – 2,4 млрд сум., за весь
год – 3 млрд сум. Если совокупный доход в течение налогового периода (календарного года) превысил 1 млрд сум., то предприятие должно перейти на уплату НДС начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое превышение. Оборот в 1 млрд сум. был превышен по итогам I полугодия, однако предприятие не обратилось в налоговые органы и не встало на учет по НДС – это было отражено в акте налоговой проверки. Налоговый орган принял решение о применении финансовой санкции в размере 5 % от полученного дохода во II полугодии 2020 года, или в размере 70 млн сум.
(за II полугодие совокупный доход составил 1,4 млрд сум.), и направил в суд для принятия решения. Суд вынес решение о применении финансовой санкции в размере 70 млн сум.
За нарушение налогоплательщиком установленного порядка постановки на учет в качестве плательщика НДС применяется только финансовая санкция.
Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах постоянного учреждения
Ведение иностранным юрлицом деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения (ПУ) на территории Узбекистана без постановки на учет в налоговом органе, является нарушением. Оно влечет наложение штрафа в размере 10 % от доходов, полученных с даты осуществления такой деятельности до фактической постановки на учет, но не менее 10 млн сум. (ч. 3 ст. 219 НК).
Под постоянным учреждением иностранного юрлица в РУз следует понимать постоянное место деятельности, через которое это иностранное юрлицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Узбекистане. Чтобы лучше понять сущность ПУ, необходимо руководствоваться статьей 36 НК.
Юрлицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Узбекистане через ПУ, не позднее 183 календарных дней со дня начала осуществления этой деятельности обязано представить в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика. Если нерезидент заключил договор на срок более 183 календарных дней, то заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика представляется в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты начала осуществления этой деятельности (ст. 130 НК).
Юрлица-нерезиденты, осуществляющие операции на товарно-сырьевых биржах и (или) покупку (продажу) акций АО на организованных торгах в Узбекистане, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления биржевых торгов (ч. 3 ст. 128 НК).
ПРИМЕР. От ГТК в ГНК поступила информация о том, что иностранная компания «А» завезла строительную технику для оказания строительных услуг. ГНК направил письменный запрос по адресу иностранной компании «А». Однако в течение месяца не поступило никакого ответа. Кроме этого, ГНК получил информацию, что компа-
ния «А» осуществляет строительные работы. На основании представленной информации ГНК организовал проверку этой компании. Налоговая инспекция на основании приказа по выездной налоговой проверке изучила деятельность компании. В соответствии с договором иностранная компания «А» осуществляет строительство производственного объекта для местной компании. Компания уже 3 месяца осуществляет строительные работы на 200 млн сум. Однако она не встала на учет в налоговом органе в течение 30 дней с начала работ. По указанным данным компания подпадает под ПУ иностранной компании. По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение о применении финансовой санкции на 20 млн сум. (10 % от доходов) и передала материалы в суд. Суд принял решение о взыскании финансовой санкции.
Нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах отдельных объектов налогообложения
Нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах по объектам налогообложения в случаях, предусмотренных статьей 131 НК, если от установленного срока постановки на учет прошло:
- не более 30 дней – влечет наложение штрафа в размере 1 млн сум.;
- более 30 дней – штрафа в размере 2 млн сум. (ч. 2 ст. 219 НК).
Постановка на учет налогоплательщика производится налоговыми органами не только по месту нахождения субъекта. Здания, земля и другие объекты налого-обложения могут находиться не по месту расположения налогоплательщика. В этих ситуациях у него возникает обязательство по уплате земельного налога, налога на имущество, налога за пользование водными ресурсами и (или) налога за пользование недрами по нерудным полезным ископаемым не по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика, а по месту нахождения объекта.
Такой налогоплательщик обязан в течение 10 дней со дня госрегистрации права на соответствующий объект налогообложения обратиться в налоговые органы для их постановки на учет по месту нахождения (ст. 131 НК). ПРИМЕР. Предприятие «Гульшан» осуществляет свою деятельность больше 2 лет в Ташкенте. Поставлено на учет в соответствии со статьей 129 НК в ГНИ Шайхантахурского района. Два месяца назад предприятие приобрело земельный участок в 2 га на территории Самарканда и зарегистрировало права на него в кадастровых органах г. Самарканда. Однако предприятие не поставило на учет этот земельный участок в ГНИ г. Самарканда. Кадастровый орган направил информацию об участке в ГНИ. ГНИ Самарканда обратилась к предприятию и направила письмо в ГНИ Шайхантахурского района. В связи с тем, что после регистрации права на участок прошло более 1 месяца, ГНИ Самарканда приняла решение о применении финансовой санкции в размере 2 млн сум. и направила дело в суд. Суд поддержал ГНИ.
Обязанность по постановке на учет по месту нахождения объекта также распространяется на:
- плательщика акцизного налога, уплачиваемого при реализации конечному потребителю бензина, дизельного топлива и газа;
- налогового агента, создавшего стационарные рабочие места по месту нахождения территориально обособленного подразделения с численностью работников более 25 человек (ч. 5 ст. 131 НК).
Другие нарушения
Кроме перечисленных правонарушений, связанных с постановкой на учет в налоговых органах, есть еще ряд связанных правонарушений.
Каждый налогоплательщик должен указывать свой ИНН в налоговой отчетности, заявлениях и иных документах, представляемых в налоговый орган, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Нарушение этой нормы влечет наложение штрафа на граждан от
1 до 3, а на должностных лиц – от
3 до 7 БРВ (ст. 175-3 КоАО).
Хозсубъект обязан в 10-дневный срок представлять сведения через «Единое окно» об изменении почтового адреса (местожительства), банковских реквизитов или о перерегистрации уполномоченным госорганом. Пропуск этого срока или представление ложных сведений влечет наложение штрафа на должностных лиц от
10 до 15 БРВ (ст. 176-2 КоАО).
Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии (закрытии) счета или вклада (депозита), изменении реквизитов счета или вклада (депозита) любого юридического или физического лица в электронной форме в течение
3 дней со дня соответствующего события (ст. 134 НК). Открытие расчетных или иных счетов предприятиям и организациям без справки о постановке на учет в налоговых органах влечет наложение штрафа на должностных лиц кредитных учреждений от 5 до 10 БРВ (ч. 4 ст. 175 КоАО).
Жорилла АБДУЛЛАЕВ,
ведущий эксперт ООО «Norma».